• 05.05.2016
  • 1177

Где исток белорусской государственности? Интервью с заместителем председателя БОО «Русь»

Ориентировочное время чтения: 16 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • Мы продолжаем публиковать интервью с белорусским политологом Сергеевым Николаем Максимовичем . Если в прошлой нашей беседе мы затронули тему того, как сохранить белорусскому народу славянское самоосознание в условиях глобализации, то сегодня мы осветим ряд историко-политических вопросов.  А именно: Где истоки белорусской государственности? Кто является героем для белорусов? Каковы тенденции в государственной культурной политике?

    Сергеев

    Сергеев Николай Максимович, заместитель председателя БОО «Русь»

    — Какие тенденции преобладают в культурной и образовательной политике Республики Беларусь

    — Культурная политика Республики Беларусь и политика в области исторического и, в целом, гуманитарного образования не может не вызывать обеспокоенность. Ведь, что такое история? Это только кажется, что это дела давно минувших дней. Однако отстраненно можно воспринимать лишь прошлое  каких-то других народов и стран. Что же касается прошлого нашего народа, то оттого как мы его видим непосредственно зависит наше будущее. Фальшивая история, лживая, искаженная ведет к фальшивой политике. Ярчайший пример этого — кровавая трагедия братской нам Украины. Когда там до предела извратили историю собственной страны, лишили ее русских корней — получили катастрофу.

    К сожалению, и в Республике Беларусь имеют место тревожные тенденции. В качестве белорусских национальных героев нам пытаются преподносить и преподносят деятелей чужой польской культуры, исходя из того, что они когда-то жили и владели собственностью  на территории нынешней Белоруссии. Но мы не можем относить к белорусской культуре тех деятелей, которые хоть и проживали  на территории Белоруссии, но  продвигали другую культуру и нередко занимали антибелорусскую позицию.

    Наиболее  яркий пример этого — это культ магнатов Радзивиллов, который буквально насаждается в Республике Беларусь. Иногда задают вопрос: «Так вы что, не хотите, чтобы восстанавливались замки Радзивиллов, собрания их картин и так далее?». Мы не против замков, картин и прочего культурного наследия. Мы против того, чтобы нас обманывали и говорили, что это представители белорусского народа. На самом же деле это представители польского народа, которые имеют литовские корни.

    Радзивилы

    Памятная монета с изображением Николая Радзивилла Чёрного http://www.shopcoins.ru/wa-data/public/shop/products/74/67/116774/images/12280/12280.750×0.jpg

    К белорусам в национальном смысле они отношения не имеют. Во времена своего пребывания на белорусской земле они владели обширными землями, многочисленными крепостными и при этом были проводниками польскости, активными сторонниками полонизации. Причем сами Радзивиллы никогда этого не отрицали. Они всегда были поляками и гордились этим. Поэтому мы говорим, что Радзивиллы, конечно, принадлежат истории Белоруссии, но они были поляками.

    С другой стороны, у нас есть свои герои, выдающиеся  исторические деятели и события, которые упорно замалчиваются. В свое время знаменитый русский мыслитель Николай Лосский (уроженец Витебщины) высказал очень точную мысль: вся история белорусов — это их борьба за свою русскость. И это действительно так. Ведь, что есть русскость? Это приверженность  Руси. У русского народа в целом, т.е. у белорусов, великороссов, малороссов и русин национальное самосознание состоит из нескольких слоев. Во-первых, белорусы,  великороссы, украинцы и русины являются славянами. Одновременно все они являются русскими. В то же самое время русский народ состоит из великорусской, белорусской, малорусской (украинской) и русинской ветвей. Таким образом, большинство жителей Республики Беларусь  одновременно являются и славянами (принадлежат к восточной части славянства), и русскими, и белорусами.  Таким образом, белорусы  — это самобытная ветвь мощного общерусского древа.

    Поэтому тот, кто пытается лишить белорусов русских корней, замолчать русскую составляющую белорусского самосознания, оторвать Белоруссию от России и Русского мира в какие бы ризы он не рядился, является недругом белорусского народа. К сожалению, подобные веяния преобладают в белорусской официальной исторической науке. Вот здесь и начинается фальсификация истории, а, следовательно, и искажение национального самосознания.

    — Не могли бы привести конкретные примеры?

    — Возьмем государство, которое существовало на территории Белоруссии после монголо-татарского нашествия на Русь. Это Великое княжество Литовское и Русское (ВКЛР). Полное  название  этого средневекового государства было длинное, но оно содержало два основополагающих понятия — Литовское и Русское. Если  называть его (как это принято в историческом официозе в настоящее время) только Великим княжеством Литовским, а русскую составляющую замалчивать, то получается нелепость. Ведь если великое княжество только литовское — значит оно литовское и ни какое иное. Некоторые псевдоисторики договорились до того, что нынешняя Литва — это не Литва, а Русь — это только Украина, а нынешние белорусские земли якобы были в старину Литвой. Полная чушь, которая между тем является результатом политизированной возни вокруг истории.

    А ведь достаточно открыть, к примеру, знаменитую западнорусскую Баркулабовскую летопись, написанную в XVII веке в местечке Баркулабово (ныне поселок Баркулабово Могилевской области) чтобы убедиться, что территория нынешней Белоруссии, как и нынешней России и Украины, называлась Русью, а Литва так и была Литвой. Таким образом«великое княжество» состояло из двух частей: Литвы и Руси. И историю этого государства необходимо рассматривать, исходя из интересов Руси (это как раз и есть белорусский взгляд на историю), а не литовских князей, польских королей и польско-литовских магнатов.

    [row][paragraph_left]

    Ягайло

    http://www.rech-pospolita.ru/upload/iblock/bf1/wlad2.jpg

      [/paragraph_left]

    [third_paragraph] 

    Справка: Яга́йло (лит. Jogaila; ок. 1362, Вильна — 1 июня 1434, Городок, Русское воеводство) — князь витебский, великий князь литовский в 1377—1381 и 1382—1392 годах, король польский с 1386 года под именем Владислав II Яге́лло. Внук Гедимина, сын великого князя литовского Ольгерда и тверской княжны Иулиании. Родоначальник династии Ягеллонов.

    [/third_paragraph][/row]

    И такой взгляд позволит нам должным образом оценивать исторические события. Не зря еще римляне, оценивая то или иное событие, задавались вопросом: кому это выгодно? Взять хотя бы пресловутую Кревскую унию, которую заключил с Польшей в 1385 году великий князь Ягайло. Ее преподносят как выдающийся шаг, направленный на борьбу с крестоносцами. На деле же Кревская уния имела тяжелейшие последствия для Западной (будущей Белой) Руси. Чтобы бороться с крестоносцами достаточно было, к примеру, заключить военный союз с Польшей, но тщеславный Ягайло движимый желанием заполучить корону польского короля поставил в полное подчинение Польше одно из мощнейших не только на Руси, но и в Европе государств. Ягайло не только лишил независимости ВКЛР, обязавшись навечно присоединить к Польши подвластные ему литовские и русские земли, но и намеревался перевести в католицизм своих подданных литовцев и русских.  Ягайло — один из самых недалеких властителей в истории, сравнимый по бездарности с Михаилом Горбачевым, погубившим Советский Союз. А нам Ягайлу пытаются преподносить как некоего великого государственного деятеля, а это позор нашей истории.

    Карта до Кревской унии

    Карта ВКЛ и Польши до Кревской унии. http://delaemvmeste.by/wp-content/uploads/2013/08/Lietuva_ir_Lenkija.Lithuania_and_Poland_1387.png

    После Кревской униии вся история Западной Руси, будущей Белоруссии, была овеяна борьбой за независимость от Польши, против ополячивания и окатоличивания. И первое вооруженное восстание против унии, которое возглавил герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий произошло в том же 1385 году. Это было начало западнорусского (белорусского) народно-освободительного движения, которое начавшись в XIV веке продолжалось  554 года и  завершилось осенью 1939 года воссоединением Западной Белоруссии с Белорусской ССР и Россией в составе Советского Союза. В течение более чем пяти столетий борьба Западной (Белой) Руси за свободу и свою русскость была практически беспрерывной, принимала различные формы и нередко носила вооруженный характер. Каждое из этих столетий отмечено крупными антипольскими восстаниями, освободительными войнами или активным участием белорусского населения в боевых действиях  на стороне Российского государства против угрозы установления нового польского владычества.

    А где по-вашему лежит исток белоруской государственности?

    — Для начала зададимся вопросом: когда впервые на территории современной Белоруссии образовалось самостоятельное восточнославянское государство? В данном случае речь идет не просто о государственности, т.к. в домонгольские времена на современной белорусской территории существовали западнорусские земли-княжения: Полоцкая, Туровская и другие, — которые были частью Древнерусского государства и которые позже оказались в составе Великого княжества Литовского и Русского, а именно о самостоятельном государстве. Впервые такое государство возникло в Полоцке в 1432 году и называлось оно Великое княжество Русское (ВКР). Всего же эпопея, связанная с ВКР  продолжалась десять лет с 1430 по 1440 год. Причем Великое княжество Русское было создано в Полоцке по всем правилам и законам домонгольской Руси. Вот что говорится об этом выдающемся событии Баркулабовская летопись: «И князья русские, и бояре, и вся земля посадили Свидригайло на Великое княжение Русское», т.е состоялся  съезд князей, решение которого было утверждено вечем (вся земля).

    Баркулабовская летопись

    Баркулабовская летопись. http://www.belarus.by/apimages/1709.jpg

    Предыстория же этого события такова. В 1430 году великим князем Литовским и Русским был избран Свидригайло, который сразу же разорвал унию с Польшей. Тогда польские войска, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильне (тогдашняя столица ВКЛР), захватили стольный город, устроили государственный переворот и посадили на литовско-русский престол своего ставленника фанатичного католика Сигизмунда. Тогда Свидригайло ушел в Полоцк, где и было провозглашено Великое княжество Русское. Это первое самостоятельное западнорусское государство пало в ожесточенной борьбе против польско-литовской агрессии, но оно на столетия стало знаменем борьбы Западной (Белой) Руси за свободу.

    — Что последовало после падения Великого княжества Русского?

    — Борьба не прекратилась и следующее событие подобного рода произошло через полстолетия и вошло в историю под именем «заговор русских князей». События происходили в 1481 году. Тогда в ответ на непрекращающиеся ущемления прав православных русских подданных литовских великих князей и польских королей,  западнорусские князья Иван Гольшанский, Михаил Олелькович и Федор Бельский составили заговор, целью которого был захват короля и великого князя Казимира (в Кобрине на свадьбе Федора Бельского и княжны Анны Кобринской), восстановление Великого княжества Русского, союзные отношения с Московским государством или подданство московских государей. Но заговор из-за предательства был раскрыт. Федору Бельскому удалось уйти в Москву, а вот Михаил Олелькович и Иван Гольшанский были схвачены и тайно казнены в киевском замке.

    В 1508 году восстание подняли князья Глинские. Это был влиятельный в Литовско-Русском государстве западнорусский княжеский род. Глинские последовательно выступали против польского владычества на Западной Руси и когда мирные методы противодействия польской экспансии были исчерпаны, они выступили вооруженным путем. Восстание Глинских возглавил князь Михаил Львович, программа которого была сродни целям великого князя Свидригайло: независимость западнорусских земель от Польши, воссоздание Великого княжества Русского. И такая программа была далеко не случайна. Ведь дед Михаила Глинского Борис Иванович Глинский в 1433-1437 годах был служилым князем у Свидригайло и непосредственно участвовал в войне за независимость Великого княжества Русского, а отец  Лев Глинский, был причастен к «заговору русских князей» 1481 года.

    К сожалению, выступление князей Глинских закончилось безуспешно главным образом из-за нерешительных действий великого князя Московского, который, с одной стороны, поддержал Михаила Глинского, а с другой — выделил ему в поддержку незначительные силы под началом воеводы Василия Шемячича, приказав, чтобы он «далеко с ними не ходил и дело бы делал не спеша». Войск же под началом самого князя Глинского было недостаточно, чтобы нанести поражение польско-литовской армии. Итогом восстания стал тактически выгодный Василию III мир с Литвой, однако западнорусские земли тогда свободы не добились. Князья Глинские вынуждены были уехать в Москву, где племянница Михаила Елена впоследствии стала супругой Василия III и матерью будущего первого русского царя Ивана Грозного.

    Затем были народно-освободительные войны под началом Северина Наливайко (конец XVI в.)  и Богдана Хмельницкого (середина XVII в.), в ходе которых также стоял вопрос о воссоздании русской государственности на землях современных Белоруссии и Украины, в том числе,  и в форме опять же Великого княжества Русского.

    Война против Польши

    Освободительная война украинского и белорусского народов против панской Польши (1648 — 1654 гг.). http://hist-world.com/images/historia/nechkina-i-lejbeshrub-istoriya/Berest1.jpg

    А что написано в учебниках об этих ярчайших страницах нашей истории? Все максимально принижено и низведено до уровня или княжеских усобиц за власть, или исключительно антифеодальных выступлений крестьян и горожан. При этом тщательно скрывается национально-освободительный характер упомянутых восстаний и народных войн. О Великом княжестве Русском даже не упоминается (!).

    У нашего народа славная история и многовековая традиция борьбы за свою русскость и общерусское единство, у нас целая когорта героев, боровшихся за свободу Западной (Белой) Руси, а нам в качестве кумиров подсовывают всевозможных недругов белорусского народа из числа «радзивиллов», «костюшек» и «калиновских».

    Сейчас много говорится о патриотизме, но любовь к Отечеству и  своему народу не возможно воспитать, превознося чужих героев и поэтому необходимо добиваться корректировки политики в области культуры и образования в сторону исторической правды.

    Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

    Вступайте в группу Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by,

    Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/4esnok.by

    И делайте регулярные перепосты.

    Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.

    Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту chesnokby@yandex.ru

    Благодарим Вас за сотрудничество!

    Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Теги: Исторические мифы
    Loading...