• 10.01.2017
  • 1422

Пропаганда легких наркотиков в массовой культуре и молодежных движениях

Ориентировочное время чтения: 18 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

Над нашим народом нависла серьезная проблема: распространение наркомании среди молодежи. Государство ужесточает контроль за их оборотом и ответственность за сбыт и хранение, общество пытается найти причины происходящего. Чаще всего обращают внимание на доступность наркотических веществ, однако мы предлагаем взглянуть на проблему с другой стороны: на наш взгляд, на популяризацию их употребления немалое влияние оказывает и массовая культура для молодежи, в частности, музыка регги, кинофильмы и растафарианство.

Наверняка каждый из нас слышал музыку, похожую на ритмичные покачивания, которую исполняют улыбчивые черные парни, одетые в яркую одежду. Данный музыкальный жанр называется регги и ведет свои корни с Ямайки, однако практически с самого начала стал ассоциироваться с курением марихуаны и даже с ведущим в Африку религиозным течением растафарианства, а последние лет сорок и с великим музыкантом Бобом Марли. Про это и многое другое мы поговорим в данной статье.


Ямайка — колыбель регги и растаманского движения

Слушая регги, практически у всех возникают ассоциации именно с летом, пальмами и пляжами, поэтому вполне логично, что его родиной стала солнечная Ямайка. Именно на этом острове в Карибском море в конце 1960-х годов сформировался новый жанр музыки в его современном виде, что заключалось в соединении таких жанров, как ска и соул. Основными ценителями нового симбиоза стала молодежь бедных кварталов ямайских городов, и совсем скоро данные песни стали занимать первые строчки хит-парадов на острове. В топе оказались такие группы как «Мэйтолз» (Maytals), «Мэйтонз» (Maytones), «Хептонз» (Heptones), «Сликерз» (Slickers), «Антачеблз» (Untouchables).

Боб Марли. Фото: factik.ru

Ближе к 1970-м популярность регги распространилась далеко за пределы Ямайки – в Европе и Америке. Даже знаменитые Битлз исполнили в данном жанре свою песню «Об-Ла-Ди Об-Ла-Да». Тогда же, в разгар борьбы за права чернокожих в США, жанр постепенно стал приобретать политический окрас. Ямайские музыканты, зачастую имеющие африканские корни, стали посвящать стихи своих песен протестам и возвращению негров к своим духовным корням. Таким образом из безобидного и обывательского жанра музыки регги все чаще превращался в идеологический, а именно растафарианский.

Растафарианство было привязано к регги неслучайно. Дело в том, что данное учение заключается в афроцентризме. Растаманы (так называют последователей растафарианства) верят в то, что император Эфиопии Хайле Селассие I – воплощение Бога не Земле, и именуют его Джа. Среди основных заповедей – отказ от западного потребительского образа жизни, потребление марихуаны как единственный путь к «очищению сознания и истинному познанию сути вещей». Растаманы верят в пришествие черного короля Африки, который будет сыном царя Соломона и царицы Савской. Согласно растафарианской интерпретации Библии, чернокожие за плохое поведение были отданы в рабство белым, а Джа придет, освободит их и приведет в рай на земле.

В начале 1970-х на весь мир прославился Боб Марли со своим третьим альбомом «Catch a Fire». Именно он написал наиболее известные композиции в данном жанре: «Sun Is Shining», «I Shot the Sheriff», «Jamming», «Is This Love», «Africa Unite», «Could You Be Loved», «Three Little Birds», «No Woman No Cry», «One Love».

Интересно, что в 1982 году в Лондоне была издана Полная растафарианская библия, которая содержала в себе не только прославление употребления марихуаны, но и ряд запретов для последоваталей:

  • осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;
  • принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;
  • соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

  • соблюдать вегетарианство;
  • любить и уважать человеческое братство;
  • отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д.

Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Сегодня регги гораздо менее популярен, чем в 1970-е – 1980-е, однако существует ряд новых популярных групп, которые используют те или иные элементы данного жанра в своем творчестве.

Современные растаманы

Сегодня быть растаманом гораздо проще, чем ранее. Для этого достаточно лишь курить марихуану, носить яркую одежду и узор в виде листика этого растения, а также специальную прическу — дреды. Изначальное религиозное и политическое значение было утрачено, и сегодня быть растаманом означает лишь ведение определенного образа жизни.

Да заповеди сегодня исполняет гораздо меньшее количество. Современные растаманы, как правило, иногда употребляют алкоголь, продукты животного происхождения, могут курить табак и даже проявляют агрессию к окружающим людям.

Исчезла не только религиозная составляющая, но и политическая. Сегодня растаманы уже не борются за права чернокожих в США: и так все их цели достигнуты (в некоторой мере, неграм досталось еще больше прав, чем белым). К тому же, в президентском кресле целых два срока успел побывать в некотором роде их единомышленник – Барак Обама. Пацифистом его назвать трудно, однако по интернету давно ходят фотографии его молодости, где он баловался марихуаной:

Молодой Барак Обама. Фото: popcornnews.ru

Президент США Барак Обама признался, что в подростковом возрасте курил марихуану:

«Она (марихуана) менее опасна с точки зрения индивидуального потребителя. Это не то, к чему я призываю, и я сказал своим дочерям, что это — плохая идея, пустая трата времени, к тому же, не очень здоровая»

К тому же, практически все африканские страны формально получили независимость от метрополий и перестали быть колониями.

С каждым годом расширяется список стран, где легализуют употребление легких наркотиков.

Вот и вышло, что нынешнее растафарианство гораздо более аполитично и не религиозно, чем было изначально.

Все вышеперечисленное отразилось и на текстах песен современного регги, они стали менее воинственны и более гедонистичны.

Растаманы старой школы, которые до сих пор придерживаются заповедей Полной растафарианской библии, недолюбливают новичков в движении, считая их обычными курильщиками марихуаны, не имеющими ничего общего с истинным растафарианством как с религией и системой запретов.

Растаманы в России и СНГ

Субкультура растаманов получила свое распространение в нашей стран еще в 1980-х, на фоне Перестройки, популяризации иных субкультур, а также культурной экспансии Запада. Однако в собственное творчество это вылилось лишь в начале 1989 году, когда появилась первая группа, исполняющая русское регги — «Джа Дивижн».

В позднем СССР, а впоследствии и в СНГ образ жизни растаманов напоминал, скорее, их нынешних «коллег по цеху», и заключался лишь в употреблении легких наркотиков, определенном стиле одежды и прослушивании регги. О духовных практиках и политической борьбе за права чернокожего населения советских и российских растаманов не было слышно (по крайней мере, в прессе не зафиксировано).

Отечественная сцена регги не настолько богата, как западная, однако, помимо упомянутых «Джа Дивижн», имеется ряд достаточно известных и довольно старых групп. Предлагаем вашему вниманию также ознакомиться с творчеством калининградской группы «Комитет охраны тепла»:

Сегодня к наиболее популярным русским регги-коллективам относят группы «Пятница», «Республика Джа», «Реггистан», «Ковчег».

На фоне общемирового снижения популярности ситуация в России и СНГ мало чем отличается. Растаманы уже не настолько часто на слуху у общественности и прессы, как ранее. И ситуация не меняется уже более десяти лет: в субкультурах 21-го века (эмо, готы, футбольные хулиганы), судя по всему, видят куда большую опасность, чем в растаманах.

Идеология растафарианства в искусстве, прессе и моде

Как и любой музыкальный жанр, регги имеет тексты с определенной смысловой нагрузкой. Растафарианство и наркотики настолько открыто и агрессивно пропагандируются регги-музыкантами, что порой становится не по себе.

К примеру, текст песни «Джа научил Растамана» группы «Джа-Дивижн»:

«Джа научил Растамана курить Ганджа,
Ганджа вставляет так, что всё!
Солнечный день, снова в дыму,
Пяток моих не знает печаль.
Мне всё равно, я точно знаю одно —
Джа научил Растамана курить Ганджа,
Ганджа вставляет так, что всё!»

Текст песни группы «Джа Дивижн» «Марихуана — это оружие Джа»:

«Скажи мне — зачем нам куда то бежать,
Нас окружают — но мы не сдаемся.
Мы забиваем косяк и смеемся,
А марихуана — это оружие Джа.

Все ближе и ближе карабинеры!
Но мы забиваем косяк не спеша.
Мы с тобой — революционеры,
А марихуана — это оружие Джа».

К тому же, за подобным творчеством стоит образ растамана с дредами и «косяком травки» в зубах.

Не отстает и киноиндустрия. Глупые комедии, демонстрирующие образ добряка-растамана создали в информационном пространстве потребление легких наркотиков, особенно марихуаны, как признак юмора, миролюбия, доброты, солнца и любви. Мол, добрые люди всегда не прочь выкурить «трубку мира». Уже сегодня в некоторых молодежных кругах, притом отнюдь не наркоманских, можно наблюдать культ растафарианского символизма в виде изображения листка марихуаны. В связи с этим, стоит быть предельно осторожным, если ваши близкие увлеклись регги. Это прямой путь к растафарианству, культивирующему употребление наркотических веществ.

Среди таких фильмов особенно популярны: «Ананасовый экспресс: сижу, курю», «Безумие», «Беспечный игрок», «Укуренные», «Укуренные в хлам», «Гарольд и Кумар уходят в отрыв» и еще пара сотен фильмов. Во всех них употребление легких наркотиков преподносится не как вредное и опасное для здоровья и жизни явление, ведущее человека к деградации и способствующее переходу на более тяжелые наркотики, а как весьма интересное, веселое и забавное мероприятие.

Стоит обратить внимание и на прессу, не стесняющуюся публиковать откровения растаманов. В частности, интересно вспомнить, как Боб Марли говорил в интервью журналу «Роллинг Стоун»:

«Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению…»

Актер Тим Роббинс известен во всем мире благодаря своим ролям в фильмах «Побег из Шоушенка», «Город Эмбер», «Таинственная река», «Война миров» и других. Вот как владелец Оскара и собственной звезды на Аллее Славы в Голливуде также лестно отозвался о конопле:

«Учитывая тот факт, что я употреблял ее в прошлом, знаю, что она собой представляет и видел, какими могут быть результаты, я не считаю, что марихуана – опасный наркотик»

Обязательно стоит обратить внимание и на моду в виде узора в форме листьев конопли. К сожалению, на сегодняшний день данная символика вышла далеко за рамки растаманских кругов и стала мейнстримом. Одежду с ее изображением, вплоть до нижнего белья и носков, можно увидеть на рынках практически любого города. И, надо отметить, ее охотно раскупают не только потребители легких наркотиков, но и молодежь, не имеющая к этому никакого отношения, демонстрируя тем самым протест против взрослого, традиционного уклада, а возможно, просто потому что в их информационном пространстве конопля имеет привлекательный образ.

Одежда с символикой марихуаны. Фото: ganjalive.org

Последствия увлечения марихуаной и растафарианством

Как видно из вышесказанного, современные массовая культура и информационное пространство сформировали привлекательный образ у весьма опасного наркотического вещества — марихуаны.

На первый взгляд может показаться, что действительно в этом нет ничего страшного, мол, чистое растение, без химических примесей не столь вредно для молодежи, как алкоголь и другие наркотики. Да и о случаях массового отравления данным видом наркотиков нигде не слышно, притом все больше и больше государств официально легализуют его употребление. Однако если разобраться с данным вопросом глубже, можно прийти к выводу, что марихуана является обычным наркотиком, притом, весьма опасным. Да, массовых отравлений, «передозировок» и «ломки» марихуана действительно не вызывает, зато компенсирует свой вред в другом.

Во-первых, ее употребление уничтожает психическое здоровье человека. Подобно иным наркотическим веществам, марихуана вызывает галлюцинации и параноидальный бред. Помимо того, что стремительно гибнут клетки головного мозга, человек в таком состоянии запросто может совершить вред кому-либо из окружающих.

В  одном тщательно выполненном исследовании Block и Ghoneim (1993) выяснилось, что у лиц курящих коноплю были заметные ухудшения в воспроизведении запомненного материала (тест Bushke), устной речи и математических способностей, — по сравнению с контрольной группой.  У лиц, которые бросили курить коноплю от 6 месяцев до 3 лет, продолжался дефицит внимания, нарушение кратковременной памяти.

Во-вторых, употребление марихуаны влечет непоправимый вред половой системе человека, влияет на активность мужских половых клеток, их живучесть и способность оплодотворять.

В-третьих, непоправимый вред ждет и дыхательную систему. В дыме конопли содержатся тысячи продуктов горения, которые являются не менее вредными, чем табак. А это увеличивает шансы на развитие легочных заболеваний вплоть до рака легких.

В-четвертых, как уже было сказано выше, от конопли начинается переход к более тяжелым наркотикам.

В-пятых, ее употребление вызывает социальную апатию и безразличие. Люди, часто употребляющие данный наркотик, подобно алкоголикам видят в этом единственный способ расслабления, а затем многие приходят к тому, что единственный способ расслабления становится смыслом жизни в этом суровом и несправедливом мире.

Видимо, популяризаторы отдыха «с косячком в зубах» заинтересованы в увеличивающейся армии бесплодных, апатичных и больных людей.

Заключение

Как видно, в ближайшем прошлом было создано целое направление в массовой культуре о легких наркотиках, употребление которых стало настоящей проблемой для стран бывшего СССР.

Сложная ситуация усугубляется еще и тем, что подростки и молодые люди зачастую не могут себе позволить покупку марихуаны и заменяют ее на синтетические наркотики, в частности, на нашумевший спайс, при этом ассоциируя себя с растаманами.

В связи со всем вышесказанным, государству и общественности в деле антинаркотической борьбы следовало бы принять на вооружение противодействие пропаганде легких наркотиков в массовой культуре. Иначе все законодательные ужесточения и профилактические беседы не будут иметь должного эффекта в условиях популяризации марихуаны в СМИ, музыке и кино. Складывается следующая ситуация: подростки и молодежь по месту учебы сперва прослушивают лекции о вреде наркотических веществ, а после учебы, придя домой, загружают молодежную комедию, которую посоветовал посмотреть друг, а там главный герой — неугомонный «торчок», проводящий время весело и беззаботно на протяжении всей картины. Притом, в данном противоречии несформированная личность скорее возьмет в пример веселого и привлекательного киногероя-торчка, чем скучного и нравоучительного учителя или врача.

Одним из методов борьбы с пропагандой легких наркотиков может стать ужесточение контроля за образом наркоманов в информационном пространстве: о наркоманах либо плохо, либо никак. Следовало бы запретить трансляцию кинокомедий о «торчках» и вообще все кинофильмы, где у них есть привлекательный беззаботно-забавный образ: наркотики не шутки.

Возможно, кто-то упрекнет нас в призывах ограничить свободу искусства, но когда на кону выживание народа, данное средство себя оправдывает.

Кирилл Озимко

Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

Теги: Культура, Массовая культура, Музыка
Loading...