• 18.12.2015
  • 5744

Слуцкое восстание: куда ведут белорусских националистов?

Ориентировочное время чтения: 19 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • История — удивительная наука — она изучает то, чего нет. Потому что прошлое, для непосредственного восприятия, недоступно. И задача исследователя — по оставленным следам и косвенным данным восстановить это прошлое, в максимально приближённом к правде-истине виде. Если исследователь порядочный и честный человек, то историческое знание обогащается некими новыми подробностями и фактами. Если  нет, то появляется очередной исторический миф, который способен задурить многим людям голову. А эти обманутые люди затем обрушивают на себя и на других разнообразные социальные бедствия и катастрофы.

    Создание очередного националистического мифа

    Показательным в этом смысле является тема о «Слуцком восстании», которую в последнее время активно используют и раскручивают белорусские националисты.

    После волны резкого национального возрождения (в конце 1980-х годов) частью белорусского общества это восстание ежегодно празднуется как первое белорусское вооружённое выступление за свою независимость.

    Вот что пишет по этому поводу Михаил Голденков (автор ряда книг по истории Беларуси, который также пишет статьи в газету «Секретные исследования») в своей книге «Утраченная Русь»:

    «Ещё одно белое пятно нашей истории — Слуцкое восстание ноября-декабря 1920 г. Об этом событии, конечно же, не рассказывали советские учебники по истории, как почти ничего про него нельзя было найти и в другой исторической литературе. Если и попадалась какая-нибудь информация, то она была заведомо искажена — мол, белые банды вкупе с поляками. Однако Слуцкое восстание — это чисто белорусское вооружённое восстание против советской власти в районе Слуцка в ноябре-декабре 1920 г. Примерно месяц беларуские отряды, состоявшие в основном из местных крестьян, оказывали сопротивление наступавшим советским войскам.».

    «Сейчас день 27 ноября — начало боёв — кое-где в Беларуси отмечается как День Героев».

    Привести какие-либо источники, в которых всё-таки нашлась правда о Слуцком восстании, Михаил Голденков не посчитал нужным.[1]

    И вот (с 1992 года), каждый год в конце ноября, взяв с собой флаги и транспоранты люди отправляются в путешествие по Слуцкой земле дабы почтить подвиги забытых героев. Там же 27 ноября (день предполагаемого начала боевых действий)  пополнение «Молодого Фронта» (зарегистрированного в Чехии) принимает присягу на верность.[2]

    Слуцк

    28 ноября в Слуцке более 150 человек приняли участие в торжественной демонстрации и митинге в честь 95-й годовщины восстания случчан против советской власти. Пополнение «Молодого Фронта» (зарегистрированного в Чехии) традиционно в этот день приняло присягу на верность.

    Под эту тему пишется много исторических книг (Стужинская, Грицкевич, Тарас, Голденков и другие), публикуются статьи в печатных и электронных СМИ,  снимаются документальные (Белсат, ОНТ) и художественные (Беларусьфильм) фильмы И все они в один голос заявляют, что это восстание  именно «За Беларусь» против «красных» оккупантов.

    • Но так ли это было на самом деле?
    • Есть ли другой взгляд на эти события?
    • На чём основываются сторонники тех или иных мнений по этому вопросу?
    • Что же, в конце концов,  произошло в районе Слуцка в ноябре 20-х годов прошлого века?

    Задают ли (хотя бы сами себе) эти вопросы те, кто празднуют это событие, не известно. Но, когда начинаешь искать ответы на данные вопросы, то становится понятно, что наши националисты опять вооружились очередным непроверенным историческим мифом и пытаются навязать его остальному обществу.

    Во время изучения данного вопроса мы не обнаружили ни одного серьёзного доказательства того, что это было восстание за независимость белорусов. Зато многие белорусские историки приводят доводы в пользу другой версии. Что это было обычное контрреволюционное восстание, организованное генеральным военным штабом Польши.

    Всё далеко не так однозначно.

    Так что же происходило на Случчине в те времена и о чём умалчивают те, кто создают очередной националистический миф?

    В поисках истоков

    Как это принято у историков, начнём с историографии: кто, чего написал по этой теме.

    Доктор исторических наук Олег Романько отмечает, что за всё время существования белорусской печати в предвоенной Польше (1920 — 1939) никаких упоминаний о Слуцком восстании в ней вообще не было.[3] Эта тема стала активно раскручиваться только после окончания Второй мировой войны. Когда многое уже подзабылось, а некоторые непосредственные участники ушли в мир иной.

    Сам О. Романько на эту тему никаких специальных ссылок не привёл. Так же как не приводят их и другие публицисты. Стало понятно, что нужен научный труд, который основывается на какие-либо достоверные факты или архивные документы.

    Сразу нам попалась книга кандидата исторических наук Нины Стужинской «Беларусь мяцежная: з гісторыі ўзброеннага антысаветскага супраціву ў 20-я гг. 20 стагоддзя».[4]

    Помимо всего прочего, в этой работе, к истинным беларусам приписываются сторонники С. Булак-Балаховича (бандит-приживальщик) и Франца Кушаля (националист-коллаборационист, во времена Великой Отечественной войны был штандартерфюрером СС).

    По содержанию ничего особого: записки и телеграммы крестьян (которые можно подтасовывать и интерпретировать как угодно), воспоминания (которые очень ангажированы), эмоции. Много слов, но всё сумбурно. Стройной системы доказательств не обнаружено.

    Зато приводится много различных архивных фондов, где содержится информация о тех временах.

    То же самое можно сказать и о сборнике документов «Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакумэнтах і ўспамінах /Ул.Ляхоўскі, Ул.Міхнюк, А.Гесь».[5]

    Но это всё работы 2000-х годов. Восстание начали праздновать в начале 90-х. Поэтому нужно было искать дальше.

    Неожиданный поворот

    После некоторых изысканий мы вышли на профессора Анатолия Грицкевича (доктор исторических наук, годы жизни: 1929 — 2015) . Всё указывало на то, что впервые серьёзные исследования и обобщения по этой теме проводил именно он. Соответственно, как нам казалось, он-то и являлся главным пропагандистом версии о том, что Слуцкое восстание — это востание за независимость Беларуси. Потому что именно на Грицкевича больше всего ссылались.

    Нашли его работу «Вакол Слуцкага паустання» (1987 г.).

    И какого же было наше удивление, когда оказалось, что в ней автор наоборот очень обстоятельно и логично доказывает: никакого восстания «за Беларусь» не было. А было банальное восстание дезертиров, бандитов, контрреволюционеров под руководством польской и беларуской шляхты, организованное польской военщиной против молодой советской республики. В статье всё это хорошо показано и приведено много источников (рекомендуем, кстати, ознакомиться [6]). Вот вывод, который Анотолий Гришкевич тогда сделал:

    «Як паказалі падзеі ў Слуцкім павеце, беларускія сяляне ў массе сваёй не падтрымалі ні беларускіх эсэраў, ні іншых нацыналістаў… Слуцкі мяцеж пацярпеў поўны правал… У колах беларускіх буржуазных нацыналістаў пачал ўзрастаць легенда пра слуцкі мяцеж 1920 года… Гэтая легенда эксплуатуецца і цяпер у антысавецкіх мэтах у ідэалагічнай барацьбе супраць сацыялізму, супраць Савецкай Беларусі і СССР.»

    Признаться, это сбило  немного с толку. Кто же тогда генератор националистической версии? Всё разрешилось тоже достаточно неожиданно.

    Начали искать другие статьи Грицкевича. Оказалось, что всё тот же профессор Анатолий Грицкевич, но уже в других своих работах (после 1991 года) утверждает уже полностью противоположное. Вот цитата из его статьи «Слуцкае паўстанне 1920 г. — збройны чын у барацьбе за незалежнасць Беларусі» [7] , которая была опубликована в журнале «Спадчына» в 1993 году:

    «Асноўным чыннікам Слуцкага паўстання было беларускіе сялянства. А актыўным элементам, які падняў сялянства на барацьбу супраць іншаземнага нацыянальнага й сацыяльнага прыгнёту дыктатуры пралетарыяту, была сьвядомая беларуская нацыянальная інтэлігенцыя».

    И здесь автор уже начинает выстраивать систему доказательств противоположную той, которую он же выстраивал в статье за 1987 год. (Если сравнить логику рассуждения и приведённые доводы, то его националистическая версия выглядит менее убедительной).

    Что стало причиной такой странной трансформации остаётся только догадываться. Но человека как-будто подменили. И в последующих работах свою же статью 1987 года Анатолий Грицкевич даже и не упоминает. Но за то везде, где это возможно рассказывает о том, как истинные белорусы боролись против советских большевиков оккупантов

    Интересны некоторые регалии профессора, которые дают повод задуматься над тем по какой причине автор так резко изменил своё мнение:

    • Председатель научного совета по защите докторских диссертаций в культурологии;
    • 2001—2005 гг. — Президент международного общественного объединения «Згуртаванне беларусаў свету «Бацькаўшчына»;
    • Член оргкомитета БНФ «Адраджэнне» (1988), на 1-ом съезде БНФ избран членом Сойма;
    • Сопредседатель Всебелорусского съезда за независимость (июль 2000 г.);
    • Великий маршалок Собрания белорусской шляхты.

    Вот и думай после этого: существует пресловутая классовая борьба или нет.

    «Антисоветское» — не равно «за Беларусь». Принцип историзма

    Но тем не менее некое восстание было — значит будем рассматривать.

    В исторической науке один из самых главных принципов исследования — это принципа историзма.

    Принцип историзма предполагает рассматривать любое историческое явление, не вырывая из общего контекста, как некоего «сферического коня в вакууме», а рассматривать его в общеисторическом контексте во взаимосвязях между собой и взаимовлиянии разных исторических объектов и субъектов друг на друга. А если от принципа историзма отказаться, то тогда можно любое событие трактовать так как будет угодно в нужных целях, которые будут выгодны той или иной политической силе.

    Вот контекст, в котором протекало это восстание:

    • Гражданская война (1917 — 1921гг) — это было время когда шла война всех против всех: белые против красных, богатые против бедных, помещики против крестьян, брат против брата, отец против сына, атеисты против верующих, семиты против антисемитов и так далее.
    • Иностранная Военная интервенция в России (1918 — 1922 гг) — это военное вмешательство стран Согласия (Антанты) и Центральных держав (Четверного союза) в Гражданскую войну в России (1917−1922). Всего в интервенции приняли участие 14 государств. У каждого из этих государств были свои геополитические притязания к РСФСР.
    • Японские войска в Приморье

      Японские войска в Приморье. 1918—1919 года

    • Польско-советская война (подробнее будет рассмотрена ниже);
    • Политика «военного коммунизма» — это реквизиционно-снабженческий продовольственный аппарат советской власти (в 1918—1921 гг). Благодаря которому (при всех своих издержках и недостатках) было спасено от голодной смерти десятки миллионов людей в стране. Плюс это позволяло накормить армию, которая сражалась с иностранными интервентами, бандами разбойников и другими противниками социалистической революции.
    • Среди руководителей белорусского национального движения не было единства относительно стратегии дальнейших действий. Было как минимум три номинальных белорусских правительства (А.Луцкевич в Варшаве, В.Ластовский — в Вильнюсе; Е. Червяков — в Минске). Были разброд и шатания. С одной стороны, существовала группа сторонников             сотрудничества с поляками . С другой стороны, некоторые политические деятели выступали за переговоры с большевиками.  Третие с контрреволюционерами. Четвёртые с литовцами. Были и те, кто хотел быть сам по себе, но в условиях геополитического противостояния это была наивная идея. Не было этого единства и в Слуцке.

    О всех этих факторах можно писать много. Одно ясно точно — положение в то время было не простое и происходило множество различных военных столкновений.

    Более подробно остановимся на польско-советской войне, так как бывший член Слуцкой белорусской рады Ю.Листопад в 1926 г. признался, что во время подготовки восстания он ездил в Варшаву за деньгами, выделенными Генеральным штабом Польши.[7;8]

    Кто союзник?

    Польша как государство возникшее в конце 1918 г., выступила за восстановление своей территории в границах Речи Посполитой 1772 года (т.е. до первого её раздела). При поддержке Антанты в феврале 1919 г. она начала военные действия против Советской России.

    Интересные данные приводит уже известный нам Голденков (хоть и снова без ссылок на источники): «…С февраля по август  1919 г. Польша получила от США 260 000 тонн продовольствия на сумму 51 млн. долларов. В 1919 г. только с военных складов США в Европе Польша получила военного имущества на 60 млн. долларов, в 1920 — на 100 млн. долларов. Весной 1920 г. Англия. Франция и США поставили Польше 1494 орудия, 2800 пулемётов, около 700 самолётов, 10 млн снарядов».

    Помогали страны Антанты также и живой силой. В начале 1920 г. Польша имела 740-тысячное войско.

    Первой жертвой стала Белорусская Советская Социалистическая Республика, которая находилась в федеративной связи с РСФСР. В польском правительстве считали, что границы необходимо отнести «на востоке до Смоленска и далее на юг до Днепра и Сожа» («государство от моря до моря»).

    8 августа поляки ворвались в Минск. В августе-сентября были захвачены Игумен, Ново-Борисов, Бобруйск, Жлобин, Рогачёв. На захваченной территории была ликвидирована советская власть, восстановлена частная собственность на средства производства. Оккупантами проводились  жёсточайший террор и репрессии.

    Только в Минске было арестовано более 1000 жителей, 100 из которых расстреляли по приговору военно-полевых судов.

    Поляки установили жёсткий оккупационный режим: началась полонизация населения, запрещался белорусский язык

    Такая жестокая политика польских захватчиков на оккупированной территории Беларуси, вызвала мощное партизанское движение, которое возглавили эсеры и большевики.

    Руководители слуцкого восстания много высказывались против «оккупации» большевиками, но они нигде и никогда не высказывались против захвата и оккупации территории западной Беларуси  поляками.

    Возникает вопрос это действительно было восстание за Беларусь, либо просто польские и белорусские паны не желали расставаться со своими привилегиями в пользу трудового народа: крестьян, рабочих и простых солдат (т.е. трудящегося большинства) ?

    Последующие события дали ответ на этот вопрос. Сравним немного фактов о Беларуси после её раделов на Западную и Восточную [9]:

    До захвата Польшей в Западной Беларуси работали 359 белорусских школ, учительские семинарии в Свислоче и Борунах, белорусские гимназии в Новогрудке, Несвиже, Клецке, Радошковичах и Вильно.

    В 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одного белорусского учебного заведения.[8]

    В государственных учреждениях не разрешалось использовать белорусский язык, белорусов не брали на государственную службу. Не было белорусских театров, закрывались немногочисленные клубы, библиотеки, избы-читальни, созданные в предыдущие годы белорусской общественностью.[9]

    И это в то время как в Восточной Беларуси во всю мощь развернулось творчество таких белорусских писателей как : Янка Купала, Якуб Колас, Тишка Гартны, Змитрок Бядуля, Михась Чарот, Кондрат Крапива, Кузьма Чорный, Михась Лыньков, Павлюк Трус, Пётр Глебка, Петрусь Бровка, Платон Головач, Аркадий Кулешов, Эдуард Самуйлёнок.

    Они создали произведения, в которых нашли отражение жизнь, труд и духовный мир простых людей дореволюционной Беларуси, достижения в строительстве социалистического общества, мысли народа и его стремлений. [8;9]

    Как говорится, почувствуйте разницу…

    Послесловие

    История слуцкого восстания очень запутанная, а его источники неясны, следовательно различные деятели по производству исторических мифов позволяют себе придумывать по поводу данного события версии, которые работают в угоду определённой политической коньюктуры.

    А белорусских националистов просто водят за нос разными историческими подтасовками, полуправдами и проч. Как к этому относиться — решать конечно же им самим.

    Можно лишь посоветовать лучше изучать свою историю и быть честными хотя бы перед собой. Потому что слепая вера в своих идеологов ни к чему хорошему их не приведёт. Иллюзии рано или поздно имеют свойство рушиться, неся за собой вполне реальное разочарование.

    Источники и литература:

    1. М. Голденков, «Утраченная Русь: забытая Литва, неизвестная Московия, запрещенная Беларусь», 2011 г.;

    2. Радыё Свабода: На Случчыне адзначылі 95-ю гадавіну славутага паўстаньня  (ссылка);

    3. О. В. Романько, «Белорусские коллаборационисты. Сотрудничество с оккупантами на территории Белоруссии (1941—1945)», 2013 г.;

    4. Н.І. Стужынская, «Беларусь мяцежная: з гісторыі ўзброеннага антысавецкага супраціву ў 20-я гг ХХ стагоддзя», 2012

    5. Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакумэнтах і ўспамінах / Ул.Ляхоўскі, Ул.Міхнюк, А.Гесь, 2006 г.

    6. Анатоль Грыцкевіч, «Вакол слуцкага паўстання», 1987 г.(скачать);

    7. Анатоль Грыцкевіч, «Слуцкае паўстанне 1920 г. — збройны чын у барацьбе за незалежнасць Беларусі», Часопіс «Спадчына». 1993. №2;

    8. Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик, «История Беларуси. С древнейших времён до 2013 г», 2013 г;

    9. «ПОЛЬША — БЕЛАРУСЬ (1921-1953 гг.). Сборник документов и материалов», 2012 г. (скачать);

     

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Теги: Белорусский национализм, БНР и БССР, Исторические мифы, История
    Loading...