• 23.01.2017
  • 3932

Смотрели новый сериал?

Ориентировочное время чтения: 40 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

В последние годы большой популярностью пользуются телевизионные сериалы. «Во все тяжкие», «Игра престолов», «Шерлок» — одни из наиболее известных, на сегодняшний день, сериалов. Каждый новый сезон вызывает огромный ажиотаж у молодёжи, а многие образы героев уже давно используются рекламными фирмами.

От чего такая слава у сериалов? Почему многие отдают предпочтение определённым сериалам? Считаете, что Вы сами решили посмотреть их? Давайте разберёмся.


Фильм, фильм, фильм

Кино есть величайшее средство массовой агитации.
Задача — взять это дело в свои руки.

И. Сталин

Сериалы — это часть культуры современного человечества, которая входит в более общую сферу — кинематограф.

Кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят:

  1. киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и
  2. киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры. В некоторых странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики.

Из всего сказанного можно заключить, что кинематографу свойственны следующие основные свойства:

  • является видом изобразительного искусства;
  • используется в коммерческих целях (уже скорее не как искусство, а как индустрия развлечений);
  • в некоторых странах может являться значимой отраслью экономики.  

Кинематограф, как бизнес

Никого уже не удивить тем, что кинематограф за последние несколько десятилетий стал преследовать чисто коммерческие цели. Одним из главных показателей популярности фильмов является кассовый сбор, а не глубина сюжета или главный смысл. На первый план выходит не содержание картины, а спецэффекты и музыкальное сопровождение. К слову сказать, они тоже являются очень значимыми составляющими. Однако фильм, в котором технической части уделено внимания больше, чем сюжетной, можно назвать лишь красивым видеорядом. Причиной, по которой смысл фильма уходит на второй план, является то, что красивую, но пустую картинку смотреть приятней и легче. Чем чаще будут выходить такие фильмы, тем чаще на них будут ходить зрители, тем больше прибыли будет у создателей. Надо сказать, что современные технологии позволяют создавать удивительно красивые и эффектные фильмы. Правда, такие фильмы становятся «одноразовыми» и в конце проката теряются в общей массе штамповок.  

Некоторые кинокомпании хорошо уловили сегодняшнии потребности — эффектно, но не содержательно — и стали усиленно выпускать картины-однодневки, зарабатывая на этом немалые деньги.   

Логотип одной из крупнейших кинокомпаний США «Двадцатый век Фокс». Фото: librebook.ru

Почему искусство завораживает?

В чем основная суть искусства? Искусство апеллирует к воображению и заставляет человека сопереживать героям картины, произведения или кино. Во всех случаях, человек в разной степени, в зависимости от вида искусства, проникается проблемами героев, как бы сам становится на его место. И чем более визуализированно искусство, тем сильнее чувство сопереживания, тем сильнее впечатления, тем большая вероятность, что мы переймём некоторые (а то и все) черты какого-либо персонажа картины.

То есть искусство — это вид человеческой деятельности, который основан на создании и передачи образов, информации, смыслов на широкую аудиторию людей. Искусство — это один из способов познания жизни и просвещения людей. А значит, с помощью искусства происходит процесс управления или попытки управления — программирование будущего. В зависимости от того, какие цели преследует автор, какие смыслы закладывает в произведения, мы будем наблюдать различный эффект от распространения этого произведения в обществе. Зачастую основной целью создателей фильмов и сериалов становится зарабатывание денег. Тогда искусство вырождается в шоубизнес.

Вот, например, интересный рассказ о том, как просмотренный в детстве мультфильм повлиял на покупку вещей уже во взрослом возрасте:

https://youtu.be/pojnq1rVUe4?t=87

Рассмотрим некоторые виды искусств, с точки зрения силы влияния на человека.

Картина (живопись) — это застывший момент, эпизод. Художник при написании картины имеет лишь один шанс передать то, что считает важным. И в случае этого вида искусства человек способен глубоко (в зависимости от кругозора) оценить её и прочувствовать вместе с героями полотна конкретный момент. Картина не способна предложить человеку динамику развития ситуации. В таком случае, сам человек вынужден продолжить картинку и развить сюжет. Вот только у каждого человека продолжение будет своё уникальное, основанное на образах, чувствах и знаниях, имеющихся уже у человека.

Живопись и скульптура, в силу своей специфики, являются очень однозначными видами искусства. Если уж художник захотел изобразить на лице какое-либо выражение, например, гнев, то наблюдателю будет крайне тяжело рассмотреть в нём радость. Это обусловлено тем, что картина не дает зрителю контекста и не объясняет всю подоплеку. Если зритель не вкурсе о событиях, запечатленных на полотне, то ему будет крайне тяжело рассмотреть скрытые смысловые ряды. Художник или скульптор, в некотором смысле, не даёт нам шанс на альтернативу. Нам приходится иметь дело с тем, что мы конкретно видим, и воображать на основе конкретных образов. Чтобы увидеть секреты картин или скульптур, необходимо значительно расширять свой кругозор.    

Особенность картины или скульптуры — передача автором момента или образа, с помощью которого, человек, фантазируя, способен развить целую историю. Те, кто не понимает прелести картин, просто не способны мыслить и это тревожный звоночек для них. 

Этот вид искусства действует по принципу:

— выбор автором образа для передачи;

— субъективная передача этого образа автором;

— соотношение субъективного образа автора с субъективным образом наблюдателя;

— в случае совпадения образов, дальнейшее его развитие получение удовольствия от воображения (представления новых образов);

Таким образом, удовольствие для человека является то, что он видит некий объективный образ глазами художника, распознает его и представляет себе, как бы он передал его.

Однако, существуют такие направления искусства, как авангардизм и абстракционизм, которые основываются на изначально субъективных образах художника. Зачастую, они понятны лишь самому автору.. Этот принцип можно передать следующим образом:

— передача изначально субъективного образа автором (существующий только в его воображении);

— соотношение этого образа наблюдателем со своим (что маловероятно, если только вы не были до этого в голове у автора);

— получение «удовольствия» от дальнейшего воображения». Получается как бы первый принцип, только наоборот.

В данном случае, тяжело себе представить, как понятный только автору образ может быть распознан наблюдателями. Как на основе неопределенного образа возможно его дальнейшее развитие? Это похоже на сказку: «Иди туда — незнаю куда, принеси то — не знаю что». Невозможно оттолкнуться и идти дальше от того, чего нет. Этот вид искусства действует по принципу:

— выбор автором образа для передачи;

— субъективная передача этого образа автором;

— соотношение субъективного образа автора с субъективным образом наблюдателя;

— в случае совпадения образов, дальнейшее его развитие получение удовольствия от воображения (представления новых образов);

Таким образом, удовольствие для человека является то, что он видит некий объективный образ глазами художника, распознает его и представляет себе, как бы он передал его.

Однако, такие направления искусства, как авангардизм и абстракционизм, работают по иному принципу. Этот принцип можно передать следующим образом:

— передача изначально субъективного образа автором (существующий только в его воображении);
— соотношение этого образа наблюдателем со своим (что маловероятно, если только вы не были до этого в голове у автора);
— получение «удовольствия» от дальнейшего воображения». Получается как бы первый принцип, только наоборот.

В данном случае, тяжело себе представить, как понятный только автору образ может быть распознан наблюдателями. Как на основе неопределенного образа возможно его дальнейшее развитие? Это похоже на сказку: «Иди туда — незнаю куда, принеси то — не знаю что». Невозможно оттолкнуться и идти дальше от того, чего нет. В данном случае, невозможно рационально воображать на основе того, что и сам автор с трудом может объяснить. Во многих случаях творец ограничивается словами о том, что ему не обязательно что-то пояснять, что он и без этого гениален. А некоторые «ценители» искусства проводят часы в галереях, пытаясь постичь «глубокий» смысл произведения. Ничего не поняв или развив больное воображение автора, такие ценители, в конце концов, чтобы не упасть в лужу перед такими же «ценителями», просто заявляют: «Да, в этом что-то есть!» Вот только что такое это что-то? ни «ценитель», ни автор пояснить не могут. Отсюда все эти «глубокие» творческие натуры, которых тяжело понять. Действительно, тяжело говорить с теми, кто сам не знает, о чём он говорит.

Расскажите, что тут можно увидеть? Фото: gazeta.ru

Отличным примером попытки выяснить, что же скрывается под этим что-то, является отрывок из х/ф «Великая красота» режиссёра  Паоло Соррентино:

https://www.youtube.com/watch?v=ygn4FBeo5bM  

Как показано в видео, зачастую художники-абстракционисты занимаются лишь привлечением внимания к своей ранимой и «глубокой» особе, а глубины творения в их работах просто нет.

Вы уверены, что поймёте то, что хотел сказать художник? Фото: hallpainters.ru

В случае с литературой читатель глубоко проникается героями произведения. В отличие от картин или скульптур, литература позволяет нам видеть героев так, как нам это представляется. Даже в случае задумки какого-либо героя злодеем, мы способны увидеть его положительным персонажем. Этот эффект достигается тем, что словами невозможно в полной мере передать весь образ. Написанное слово мертво и читатель при его прочтении способен представить себе нечто иное, в силу отсутствия конкретно представленного образа. В этом и прелесть литературы — каждый человек видит персонажа со своей стороны. При этом по описательным свойствам персонажи у всех совпадают. Это позволяет проецировать героя на самого себя и перенимать некоторые черты от него.

Примером разного представления героев произведения может послужить роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Казалось бы, Мастер является положительным героем. Однако, чего он ворует ключи от палат в больнице? И как он допустил, что его лучшим другом был Алоизий Могарыч — человек, который его заложил. Предлагаем вопрос: действительно ли Маргарита любила Мастера? Прочтите роман, посмотрите фильм и ответьте на вопрос.  

Проблема литературы заключается в том, что, в случае неимения у главного героя решения какой-либо проблемы, читатель, которому полюбился этот персонаж, оказывается его заложником. Оказавшись в таком же положении, что и герой, читатель непроизвольно может повторить его действия. Если учесть, что Родион Раскольников так и не смог ответить на главный вопрос — тварь ли я дрожащая или право имею — то, вполне вероятно, что его подражатели оказываются в тяжёлом положении неопределенности. А неопределённость, особенно в молодом возрасте, может привести к таким же последствиям, которые совершил Раскольников, включая убийство. Может, потому Сталин запретил Достоевского, а не по причине самодурства?

Как бы там ни было, запрет чего либо не самый эффективный способ борьбы с инакомыслием. Литература и искусство в целом опасны только в том случае, если у человека нет установившихся нравственных и моральных идеалов. Потому читать книги следует всем постепенно с малых лет. После прочтения книги ребёнком, взрослому следует уделить время на обсуждение с ним прочитанного произведения и помочь сделать правильный вывод.

Кинематограф, как искусство

Особенностью кино является то, что оно как бы сочетает в себе и литературу (диалоги героев), и живопись (визуальные кадры). Единое с литературой в том, что зритель, как и при чтении романа, является слушателем диалогов. Отличие — строгая визуализация образа, что почти исключает возможность воображения. Книга, как ни крути, заставляет нас включать мозг и представлять себе картинку происходящего. Из-за этого любая книга вызывает у всех схожие, но, всё-таки, разные впечатления. Кино же не обременяет нас такими заботами, кино — это чистое развлечение для людей. Образ уже представлен в готовом виде и всё, что остается нам — принять его. 

Сходство кинематографа с живописью заключается в том, что кино, по сути, есть череда картин, сменяющихся одна за другой, что также исключает возможность самостоятельного воображения. Всё, что остаётся человеку — расслабиться и полностью отдаться чувству сопереживания и погружения. И потому кино является самым эффективным из представленных видов искусства по возможности влияния на наши чувства, при этом отключающее наши способности критически мыслить и воображать. Потому неважно что человек не может выжить после падения с небоскрёба — в кино это реально и сомнению не подлежит. Дети часто на основе киномифов творят необдуманные и опасные вещи. Примером глупости на основе киномифа может стать следующий случай. В СССР после выхода картины «Не бойся, я с тобой!» участились случаи переломов пальцев. Причиной стал этот эпизод:

https://youtu.be/9mZb6PZM4FU?t=134

Особенностью кино, по отношению к живописи, является то, что оно изначально и на протяжении всей картины дает зрителю контекст. В процессе фильма обычно рассказывается вся история. Это позволяет работать в обход сознания.

Часто на экранах можно видеть улыбчивых и харизматичных убийц-психопатов (Джокер), которые загоняют нас в ступор — любить его или нет?    

Дело в том, что в кино не столько важен главный посыл картины, сколько наблюдение за героем по ходу всего фильма. Ребёнок, посмотрев какой-либо фильм или мультик, в первую очередь, не обременяет себя заключением об увиденном, а начинает подражать персонажу. Мальчики подражают героям боевиков, а девочки — героиням мелодрам (бывает, что мальчики подражают героиням «мыльных» опер, тогда дело принимает куда пикантней оборот). О трупах и разбитых сердцах такие дети вспоминают гораздо позже с искренним недоумением, отчего всё так печально и несправедливо оказывается в реальности. Безусловно, фильм несет некий посыл. Но всё же в кино доминирует правило «движение — всё, конечная цель — ничто».   

Сериал, как вид кинематографа

Сериалы, как бы это вас не удивило, возникли задолго до появления телевидения. Важной особенностью сериалов является последовательность эпизодов, повествующие о некоторых событиях. Ничего не напоминает? Например, мифы Древней Греции? подвиги Геракла? В чём принципиальное отличие современных сериалов от сериалов прошлой эры? — его нет. Изменились лишь форма подачи и временная составляющая влияния сериала на общество. Мифы излагались на бумаге, а современные сериалы транслируются на экранах телевизоров. Мифы о Геракле увлекали многие поколения в течение столетий, но, с развитием научно-технического прогресса и информационной составляющей, сегодня даже о самом популярном сериале забудут через 5-6 лет и переключатся на новый. Потому сериалы штампуют в промышленных объёмах.  

Если с отличиями всё понятно — они заключаются лишь в форме подачи и разной степени популярности, — то с общим принципом следует разобраться подробней.

Дело в том, что в не зависимости от сериала или цикла повестей, мы наблюдаем за неким героем или группой героев. Например: пантеон древнегреческих богов или Шерлок Холмс. Каждому герою свойственны определённые особенности и черты характера. Мы не просто видим застывший образ персонажа, но и следим за его развитием в ходе приключений. Зрители или читатели способны увидеть действия героев в заданных ситуациях и проследить его перемены при решении неких задач. При этом, в любом случае, — один герой или их целая группа, — мы перенимаем некоторые особенности понравившихся нам персонажей. Люди начинают не просто подражать, но и при возникшей ситуации непроизвольно решают проблемы также, как бы их решил их герой (и некоторые, действительно, решают, что они право имеют, как Раскольников). Т.е. нам, под видом наличия выбора, предлагают ограниченный круг вариантов развития. И каждый вариант развития (герой) и его характер (меняется он по ходу или нет — не важно) заранее определён автором сериала. А это уже куда серьёзнее.  

Сами ли вы принимаете решения? Вы уверены, что сами? В стремлении подражать главному герою сериала, его авторы способны повлиять на ваши предпочтения. Причём сделать это можно очень даже дифференцированно. Одному герою предлагается одно развитие, другому — другое. Если герой один, то, по ходу сериала, его наделяют новыми особенностями и характером, какие необходимо на данный момент. Одним махом пера массы поклонников становятся любителями нужной музыки или еды. И не нужны огромные рекламные ролики — стоит всего лишь, чтобы ваш любимый герой носил узкие джинсы, белые кроссовки и толстовку. И глядишь, как массы людей, словно отделившееся течение от общей реки, начинает одинаково одеваться, слушать туже музыку и есть тоже, что и их идолы. И все уверены, что это их личный выбор. Но и это не самое страшное.

Страшнее шмоток, которые, конечно, «мы сами решаем купить», герои сериалов предлагают нам мировоззренческие и идеологические стандарты. И вот тут уже не до шуток. А, может, следовало бы провести исследование на тему «влияние кинематографа на госперевороты»? В таком случае, кино становится не способом развлечения, а средством агитпропаганды. И если отдельный полнометражный фильм показывает события весьма ограниченного управленческого воздействия, то сериал действует по другому. С помощью сериала можно в буквальном смысле слова предопределять будущее. Один сезон сериалов рааскажет как, например, подготовить и совершить переворот. Второй сезон сериала, оценив состояние среды, вносит некоторые коррективы и уже рассказывает, кого выдвинуть в качестве новой власти (последите за героями «Игры престолов»). И так далее на протяжении всего процесса. При этом сериал является инструментом социального опроса граждан. Судите сами — в соцсетях проводится опрос «выберите любимого героя и опишите, чем он вам нравиться». Также выбирается и нелюбимый. И вот в новом сезоне вводится новый персонаж, наделённый уже всеми необходимыми качествами. То большинство, голосовавшее за него, начинают непроизвольно либо подражать ему, либо искать в жизни (например, в политике) подобного человека.

Мы уже и не говорим, что сериалы приносят огромные деньги их создателям. При этом следует учесть косвенные огромные прибыли фирм одежды, ресторанной сферы и многих других. Вы всё ещё думаете, что сами принимаете решения? Пора уже понять, что человек постоянно находится в потоке информации и выйти из неё — значит оказаться на другой планете или в «вакууме». Не стоит боятся думать, как все. Главное — осознавать это и использовать объективные возможности в субъективных целях. От дождя можно не только укрываться, но и направлять потоки воды в нужном направлении. Опаснее считать, что вы и есть источник дождя или что вы можете его запретить. В таком случае, вас будет ждать большое разочарование.

Рождённая ползать змея не способна летать. Но змея, осознавшая это, способна взлететь.     

Пример воздействия сериалов

Приведём пример возможного варианта воздействия сериала. Рассмотрим сериал «Шерлок». Сразу сделаем поправку на то, что это всего лишь версия, не претендующая на истину. Рассматриваться будет именно сериал, а не произведения Артура Конан-Дойля.

Герои сериала «Шерлок». Фото: etoday.ru

Героями сериала являются Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Причем, тяжело определить главного из них. С одной стороны, история началась с того, что именно доктор, с помощью случая, повстречал детектива. С другой стороны, именно Шерлок Холмс является главным участником любых расследований, но и обойтись без Ватсона ему было бы нелегко. Поэтому, можно заключить, что, в контексте данного сериала, невозможно представить себе по отдельности как Шерлока, так и Джона, что заставляет зрителей постоянно колебаться между ними.  

Главной сутью сериала является не расследование преступлений, как некоторым покажется, а взаимоотношения между двумя мужчинами, которых непреодолимым образом тянет друг к другу. Однако, несмотря на такую близость отношений, тяжело назвать их друзьями. Каждый из них является лишь одержим своими увлечениями: Шерлок — постоянным поиском нового интересного убийства (вспомните, как он радуется новому серийному убийце!), Ватсон — постоянным поиском новых приключений, желательно связанных с опасностью (при любом удобном случае он хватался за пистолет!). Каждый видит в компаньоне лишь средство для достижения своей цели. Цель — покрасоваться каждый перед каждым. Об этом говорила Хупер, а именно о том, что Холмс грустит, когда Ватсон не смотрит на него (цели Ватсона — ниже). По сути, оба являются эгоистами, которые, если и делают какое-либо благо, то оно всё равно больше работает на их удовольствие: Шерлок спасал Ватсона в последней серии четвёртого сезона не потому, что он этого хотел, а потому, что Мерри его попросила — он выполнял её задание и спасал того, который будет дальше его боготворить; Ватсон же сам признался в том, что он не тот, за кого его принимают и он не горит желанием кого-либо спасать, наоборот, он желает изменить своей любящей жене (тоже обманщице) в то время, когда она нянчится с ребёнком. И вот за отношениями этих типов мы и наблюдаем на протяжении всех сезонов. Видим их перемены и поведение в заданных ситуациях.  

Выходит, мы наблюдаем за двумя эгоистами (тремя, если учесть жену), окруженных либо высокомерными и бесчувственными роботами (Майкрофт) или недотепами (Лестрейд и Хатсон). Согласитесь, что образ эгоистов (Шерлока, Ватсона, Майкрофта, Мерри), куда привлекательней, нежели образы недотеп. Нам предлагается контраст в выборе: либо вы высокомерный и одержимый эгоист — очень привлекательные герои —, либо серые недотепы — сомневаемся, что кто-то вообще хотел бы быть похожим на Лестрейда. Так как нормального человечного героя в сериале нет, то, методом исключения, выбор падает на одного из эгоистов. Есть ещё куча убийц-психопатов, которые также являются очень привлекательными образами. Вот так и делается наш «свободный» выбор среди эгоистов — психопатов — убийц.

По мнению многих конфессий, именно гордыня, лежащая в основе эгоизма, является главной причиной всех смертных грехов. Гордыня лишает людей свободы воли. Но именно гордыня делает человека «уникальным». Помните, как у Льва Толстого — все семьи одинаково счастливы, но у всех разное горе. Почему-то все выбирают хоть и разное, но горе (!), забывая о том, что можно быть счастливым. При всем желании быть похожим на героев-эгоистов сериала, не каждый бы осилил в живую то, что пережили они. В жизни не всё так весело, как на экранах. Но не стоит их жалеть — они сами сделали свой выбор. Тоже сказал Шерлок Джону, когда тот посетовал на то, что его окружают одни ненормальные. И он был прав в этом. Если Шерлок прямо признаётся в том, что он псих, хотите ли вы стать на него похожи? Действительно ли вы хотите быть «уникальными» холодными эгоистами?

Зритель наблюдает за ними в ходе каждой перипетии. Привязываясь к какому-либо из персонажей, мы наблюдаем за их поведением в разных эпизодах. В ходе их сотрудничества возникают мировоззренческие, философские, социальные и прочие вопросы. К примеру, в первой серии первого сезона сериала «Шерлок» (Sherlock), Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, сидя в кафе, обсудили вопрос гомосексуализма. На что оба сделали вполне конкретный вывод — это нормально. Причем никаких аргументов и доводов — просто нормально. Для них, может, и нормально, но вот уже и сочувствующий им зритель начинает думать, что, действительно, — это нормально. Таких примеров в сериале огромное количество.

Разберём также основное занятие героев — расследование преступлений. Шерлок относится к убийству так, как-будто ему делают подарок на день рождения. И те, кто очень хочет подражать Шерлоку, пусть представит, каково родственникам убитого. Однако в сериале делается акцент на том, что убийство — это радость. Затем рассмотрим самопровозглашенную должность Холмса «детектив-консультант». Во-первых, хотелось бы взглянуть на должностную инструкцию такого «работника». Во-вторых, за романтичным образом благонамеренного-альтруиста стоит неконтролируемый и не несущий никакой ответственности за свои ошибки (это только в сериале Шерлок не ошибался) одержимый эгоист. История Холмса-Мориарти напоминает историю Бетмана и Джокера. Обе пары, возомнивших себя выше установленных обществом правил, делают из города площадку для своих безумных игр, в процессе которых погибают люди. Извечный вопрос: не Бетман ли и Шерлок плодят Джокеров и Мориарти? В конце концов, сам Шерлок признал порождение Мориарти (сцена на крыше перед тем, как Холмс бросится вниз). И делал он это признание Джону искренне, хоть зрителю представляется, что Шерлок лишь пытается успокоить Ватсона. Однако вся подноготная Холмса говорит о том, что он лишь для забавы ради (для развлечения Ватсона) устроил этот спектакль. Холмс специально породил Джеймса, чтобы впечатлить Ватсона. И, видимо, доктору это понравилось, ведь стоя у могилы «друга», он слёзно просил удивить его ещё раз, в чем Шерлок ему снова не отказал. Целью Ватсона является получение адреналина от развлечений Холмса. На языке наркоманов можно сказать, что Джон «подсел» на Шерлока (сам же Шерлок сидел на опиуме).

Проблема также в том, что в отличие от Шерлока, у которого есть могущественный брат, в силах которого снять любые обвинения (даже преднамеренное убийство), у подражателей Холмсу навряд ли есть такие возможности. При этом банда Холмсов своих не бросают и прикрывают убийцу Ватсона (первая серия первого сезона — причин для убийства таксиста абсолютно не было). Видимо, законы не касаются наших героев. Для них люди — всего лишь средства и пушечное мясо. Что поделаешь — эгоизм на лицо.

И вот на это смотрит неподготовленный юный зритель, для которого всё описанное остается в умолчаниях. А на глазах — шутки, харизматичные герои и интересные приключения со случайными жертвами. Понимание об этом приходит тогда, когда сталкиваешься с ужасными последствиями лично, а не в кинотеатре.

Представьте, что все, возомнившие себя «детективами-консультантами», начнут брать на себя обязанности силовых органов и самостоятельно вершить правосудие. Сколько дней пройдет, прежде чем настанет хаос?

В советском кинематографе есть похожий пример подобной самодеятельности — Юрий Деточкин из х/ф «Берегись автомобиля». Несмотря на очевидные благие намерения героя, всё-таки перед законом все равны, и Юрий это осознал и предстал перед судом, в отличие от Шерлока. Тем более в фильме были и другие персонажи: Дима Семицветов, Максим Подберёзовиков и Семён Васильевич. Дима не вызывает ни в ком симпатий — проходимец и лгун. Максим Подберёзовиков является отличным примером следователя — строг, но справедлив, причем ему не чужды чувства совести. Также колоритным героем является Семён Васильевич, пленяющий всех своей харизмой и беспринципной честностью, несмотря на супружество его дочери со взяточником Димой. Финальная сцена суда очень ярко показывает, кто есть кто и в чём смысл фильма.

https://www.youtube.com/watch?v=2WeK1HmRmTo

Согласитесь, разница между «Шерлоком» и «Берегись автомобиля» колоссальна. Никто даже не попробовал задержать Ватсона после того, как он застрелил таксиста, а Шерлока после «благого» и незаконного убийства (Магнуссона) просто отправили на другое дело. Деточкина по-совести, конечно, поддерживали, но понимали, что он перешел черту и потому должен нести наказание за свои поступки. В конце концов, Юрий публично раскаялся и признал свою ошибку, чего ни Ватсон, ни Холмс не сделали, несмотря на более тяжкие преступления. Фанаты Шерлока будут думать, что им всё дозволено, поклонники же Деточкина знают, что за всё нужно нести личную ответственность.  

Юрий Деточкин. Фото: vybor.ua

При выходе очередного сезона долгожданного сериала активируется армия «Шерлоков и Ватсонов», которые ждут новых приключений персонажей. В случае очередного социального или мировоззренческого вопроса, — послушать их точку зрения (как с геями) и непроизвольно принять её. Про стиль одежды, предпочтения в еде и т.д. разговор даже не идёт. Стоит главному герою появиться в оригинальном шарфе, то в будущем можно увидеть некоторых фанатов сериала с похожим аксессуаром. И, конечно же, это их осознанный выбор, а не маркетинговый ход.  

Пару слов скажем о сериалах с большим количеством главных героев, например «Друзья» или «Мифы Древней Греции». Нам представлен большой, но всё-таки ограниченный, круг персонажей, дан псевдовыбор из числа заданных героев. Привязавшись к какому-либо, мы начинаем ему подражать и с определённой вероятностью перенимаем некоторые черты и стереотипы поведения. Фанатов «друзей» можно условно разделить на шесть типов людей (по числу главных героев) и предопределённо угадать, как они себя будут вести. Сериал был так популярен потому, что он предлагал выбор как юношам, так и девушкам (по 3 варианта каждого пола). Аудитория была очень большой — от 16 до 40 лет. Шёл сериал 10 лет. Представьте, сколько Рейчел и Россов появилось за это время! Авторы же для таких фанатов становятся невидимыми кукловодами. В древние времена не обязательны были сотни сериалов — хватало одной книги с пантеоном богов. Но принцип был тот же, а кукловоды действовали также.

Мы не призываем бойкотировать сериалы, тем более, не читать книги. Это всего лишь наша трактовка. Однако, есть повод задуматься родителям — стоит ли показывать это детям, чья психика ещё не окрепла? Ведь ребёнок не только не делает выводов (просто получает удовольствие), но и копирует всё то, что делает его любимый герой. Тем более опасно, если это одержимый наркоман и убийца-беспредельщик Шерлок Холмс, имеющий «крышу» в правительстве. Все эти незначительные минусы прикрываются тем, что он харизматичный, остроумный и классно шутит. Вот и думайте, что видят ваши дети, а что они на самом деле делают.                    

Как относиться к сериалам

Так что, сидеть дома, закрыть все окна и двери и ничего не смотреть? Нет, конечно! Не надо пытаться запретить дождь. Если он идет, то просто переждите его дома или правильно используйте сложившуюся ситуацию. Не стоит бояться сериалов, но необходимо правильно их смотреть.  

Во-первых, всегда осознанно смотрите все фильмы и не упускайте ни одной мелочи. Старайтесь глубоко проникнуться смыслом фильма.

Во-вторых, внимательно следите за героями сериала и после фильма критически проанализируйте их поступки.

В-третьих, прислушивайтесь к вашим чувствам по ходу фильма. Чувства являются самым точным и быстрым способом оценки состояния человека. Просмотр фильма, особенно в кинотеатре, является некоторым сеансом психотерапии. А любой сеанс психотерапии подразумевает чёткое определение чувств в момент их проявления. При этом в моменты испытания эмоций не стесняйтесь назвать их вслух. Вербальное оглашение поможет вам лучше понять, что вы увидели на экране и надо ли вам поступать также.

В-четвертых, как и после окончания психотерапии, особенно групповой (посещение кинотеатра), необходимо сделать выводы. Просмотрев фильм, задайте себе вопросы: в чем смысл фильма? что он несёт? чему учит фильм в целом и отдельные его персонажи? Вы удивитесь, но при грамотном выводе, многие фильмы не покажутся вам такими уж крутыми.

Совет родителям: сериалами также являются и сказки. Наши герои сказок и былин незаслуженно обходятся стороной, а зарубежные Гарри Поттер и Человек-паук популярны среди наших детей. Если хочешь кого-то завоевать — воспитай его детей. Этим как раз  активно и занимаются создатели сериалов и комиксов. Неужели они лучше наших народных сказок и былин? Ни один из наших героев-богатырей не использует маски (прятать лицо — значит, быть лицемером) и мутацию для обретения силы (по сути, не становятся уродами). Они руководствуются принципами: «цель не может оправдывать средства». Наши народные сказки учат настоящей храбрости, смелости, мудрости и справедливости. Все подвиги делаются не во имя своей одержимости, подогретой эгоизмом, а во имя всех людей. К примеру, в сказке Пушкина Руслан не убил старика Черномора, а лишь отрезал ему бороду (в отличие от Ватсона, угроховшего таксиста просто так, без особых причин).       

Читайте детям наши «народные сериалы» на ночь. Это поможет не только ребёнку лучше понять культуру, в которой ему предстоит жить, но и вам тоже.

Внимательно относитесь к тому, что смотрите вы и ваши дети!    

Руслан и Людмила. Фото: librebook.ru

        

Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

Теги: Беларусь, бизнес, живопись, искусство, Кино, Культура, Мировоззрение, нравственность, прибыль, психика, сериал, Сталин
Loading...