Мнения

Чем живут оппозиционные СМИ в Беларуси

Пресса, именующая себя в Беларуси «оппозиционной» и «независимой», изо всех сил демонстрирует свою неподотчётность кому-либо. Получается слабо. Особенно когда щедрые источники финансирования пересыхают и приходится в конце почти каждой статьи добавлять пресловутое «кстати, вот наш Яндекс-кошелек». Почему несмотря на декларируемый интерес читателей, финансово помогать любимым изданиям они не спешат?

«Белсат» и жертвы корпоративной этики

В последние недели в центре внимания как государственной, так и оппозиционной прессы оказался телеканал «Белсат», а конкретнее — его взаимоотношения с сотрудниками. Он вещает на территории Беларуси уже около 11 лет и позиционирует себя как первый независимый канал в стране. Администрация «самого белорусского», разумеется, сидит в Польше, но активно вербует журналистов из числа местных, привлекая их хорошими зарплатами. Например, в конце 2015 года канал обещал минимум 700 евро дохода репортёрам.

Источником финансирования канала (скажем так, одним из) выступало польское правительство и в частности МИД через Польское телевидение, частью которого является «Белсат». В конце 2016 года МИД объявил о прекращении финансирования канала, бюджет которого составлял 6 млн евро в год. Директор канала в интервью подчеркнула:

«Варианта, что финансирования не будет, нет. «Белсат» существует только благодаря поддержке польских властей. Иначе мы работать не будем — мы не найдём 6 миллионов евро из других источников».

Также она указывала, что прекращение финансирования не вызвано малым числом просмотров или низким качеством контента — это исключительно политические мотивы. Отметим, что однозначного ответа на вопрос об аудитории телеканала нет. Данные варьируются от 3-4% населения Беларуси еженедельно до 750 тыс. человек. По данным SimilarWeb в июле этого года сайт belsat имел 1,61 млн просмотров.

foto_1-tvr.by.jpg
Фрагмент общения Шило с начальством в Facebook. Изображение: tvr.by

Требования о лояльности к основному источнику финансирования не учёл smm-щик портала И. Шило, когда опубликовал на своей странице в Facebook фотографию президентов Польши и США А. Дуды и Д. Трампа. Польский президент находился в положении, указывающем на то, что ему не предложили сесть. Поначалу все решили, что молодого человека уволили за публикацию официальной фотографии пресс-службы и свою подпись к ней (подпись была такая: «Слева — Президент Польши»). Впоследствии замдиректора канала А. Дикавицкий оправдывался, что Шило уволили за «неподобающее поведение в отношении коллег и всей фирмы». Наверное, руководство подразумевало в том числе пост И. Шило о поиске марихуаны на территории Франции, который он также опубликовал на своей странице в Фейсбуке, где вскоре разместил и злополучную фотографию президентов.

Одним из главных поводов также назвали нарушение субординации. Дело в том, что в комментариях Шило вступил в полемику с замом директора телеканала Б. Красицкой. Если кратко, то Ивану намекнули на то, что шутить про важные стратегические решения Польши неуместно. Юмор smm-щика не оценила и гендиректор канала А. Ромашевска. Особенно в свете того, что её мать — в числе советников президента Польши Дуды. Ромашевска в комментариях посоветовала парню наслаждаться цензурой в Беларуси, упорно отрицая наличие оной на вверенном ей телеканале.

Не будем ещё раз пересказывать все остальные детали перепалки, о которых написали и Associated Press, и Washington Post. Просто обратим внимание на то, что цензура, корпоративная преданность и даже невозможность критиковать условные Польшу и США являются обязательным атрибутом в том числе самого независимого и вообще-то работающего с Беларусью телеканала. Забавно, что журналист якобы белорусского СМИ должен хотя бы делать вид, что поддерживает Польшу и США во внешней политике. «Любить иных тяжёлый крест…», как писал Пастернак.

Для людей, далёких от современной журналистики, случившееся, возможно, и стало крахом иллюзий о свободной прессе и неподконтрольности нанимателю личных сетевых аккаунтов сотрудников. Гораздо хуже, что для постоянных читателей новостная лента «Белсата» давно представляет собой унылое зрелище, пусть и дополненное недавно блогером NEXTA, прославившимся роликами на YouTube. Этакая смесь BBC, БелТА и «Нашей Нивы». Мировые новости, официальные заявления и традиционная оппозиционная «аналитика» — Россия-агрессор, в Беларуси нет свободы слова и прочее набившее оскомину с 2007 года существования канала «бла-бла».

Оказавшись в центре скандала с увольнением Шила, «Белсат» усилиями сочувствующих ему колумнистов Римашевского и Класковского попытался «перевести стрелки». «А вот в госСМИ ещё хуже — увольняют без предупреждения. Да и вообще даже BBC и NYT имеют корпоративные требования к поведению сотрудников». Впрочем, вышло не совсем удачно — к рядовому скандалу оказалось приковано гораздо больше внимания, чем он заслуживал по мнению руководства канала. В кои-то веки от обвинений в цензуре вынужден был отбиваться «Белсат», а не критикуемое им белорусское руководство. Ряд комментаторов Facebook, ещё вчера сочувствовавших «Белсату» в его нелёгком деле освещения «настоящей» Беларуси, теперь стал откровенно смеяться над ним. Про телеканал вспомнили даже те, кто порядком подзабыл, а для крутых SMM-щиков важным оказался следующий урок — помимо ведения соцсетей неплохо иметь побочный бизнес. Вроде клининговой компании, как у И. Шило.

«Хартия`97» — Польша и злоба превыше всего

«Белсат» — это просто унылый источник информации, про который вспоминают раз в год то в связи с прекращением финансирования, то в связи со скандальными увольнениями. Однако есть в нашем медиапространстве более заметный ресурс, продуцирующий исключительно ненависть и негатив. Это старожил отечественных, пусть и временно вещающих и финансируемых из Польши, медиа — «Хартия`97».

«Хартия» позиционирует себя как «небольшой коллектив», сражающийся с диктатурой уже 20 лет. Основные мотивы их материалов: «вставай, страна огромная», «вот-вот режим падёт», «хватит сидеть за компьютером», «а вот в Польше…», «кто укротит российского медведя?» и всё в таком духе.

Установить реальную посещаемость сайта не представляется возможным. По словам главного редактора Н. Радиной, исходя из данных Google Analytics, год назад сайт ежемесячно навещали 3 млн юзеров, 80% аудитории проживает в Беларуси. В январе 2018 года «Наша Нива» со ссылкой на тот же Google Analytics, установленный на сайте, сообщала о 425 тыс. сеансов в среднем в будний день (один пользователь может два раза открыть сайт и это засчитывается за два сеанса). Но после блокировки посещаемость рухнула до 103 тыс. сеансов. В выходной день это составляло 394 тыс. до блокировки и 85 тыс. визитов после блокировки соответственно. Если обратиться к счетчику Liveinternet, то увидим около 21 тыс. переходов (хуже, чем у «Советской Белоруссии» с 22,5 тыс.).

Главный и мучающий всех вопрос — кто пишет неадекватные комментарии на сайте. Большинство благоразумных людей не верит в то, что там круглыми сутками сидят недовольные жизнью белорусы, проклинающие власть до седьмого колена. Создаётся впечатление, что большую часть воззваний строчит несколько человек (назовем их штатными писарями). Либо остаётся поверить, что сайт навещают исключительно пациенты неврологических диспансеров с расстройством нервной системы.

Среди жителей Беларуси ходит шутка, что на «Хартию» никто не заходит, но читают все. Блокировка Мининформом сайта, случившаяся 24 января 2018 года, не спровоцировала реакцию «Свободу Хартии!» и выход на улицы всех якобы посещающих сайт. Если на волне протестов в 2011 году «Хартию» ещё можно было почитать, то за эти годы она скатилась в истерику и оголтелость. Бесполезные призывы наскучили читателям не меньше сладкой патоки официальных СМИ. Схема публикации новостей на ресурсе проста:

  1. Берём любую новость, можно даже официальную и хорошую.
  2. Заменяем «президент» на «диктатор», а всё сопутствующее на «режим».
  3. Начало, середину и концовку статьи разбавляем мантрами, взывающими к ненависти и проклятиям.

«Хартия» откровенно «нарывалась». За неоднократные нарушения ст. 88 закона о СМИ (вероятно, за пропаганду экстремизма) сайт решили заблокировать. Разумеется, блокировка обходится в два счёта после установки расширений для браузеров. Однако так ли горят наши соотечественники читать искусственный негатив, выдернутые из общей картины единичные факты — большой вопрос.

foto_2-rferl.org.png
Дни, когда «Хартия» остановилась. Изображение: rferl.org

В итоге всё свелось к тому, что ресурс регулярно просит средства на свою деятельность и изобилует «левыми» кликабельными новостями о пользе острого перца. Его антиправительственная риторика распространилась и на соседнюю Россию. Теперь сайт с такой же маниакальностью предрекает скорый политический коллапс В. Путина. «Вновь эту песню мы поём», уже 20 лет.

Главред «Хартии`97» Н. Радина успешно попиариалась на случившемся запрете, к которому заметки журналистов портала регулярно подталкивали наши контролирующие органы. Самое интересное, что аналогичный прецедент, упорно игнорируемый «хартийцами», чуть ранее произошёл с сайтом «Белорусский партизан», основанным П. Шереметом. Им также вменили распространение «запрещённой информации» и недостаточную фильтрацию комментариев. Однако сайт несколько пересмотрел свою редакционную политику, зарегистрировался в доменной зоне .by и продолжает работать безо всяких блокировок. Но «Хартии» такое поведение неинтересно.

Гораздо интереснее рассказывать истории о подпольной борьбе, нехватке финансов от МИД Польши и Литвы и скором, буквально вот-вот, падении «режима».

«Наша Нива» — славные традиции «против всех»

Одним из более-менее адекватных оппозиционных СМИ Беларуси является некогда печатное издание, а теперь онлайн-ресурс «Наша Нива». В отличие от вышеназванных проектов, его редакция располагается в Минске, почти в центре города. Руководству сайта также выставляли предупреждения за противоречащие законодательству комментарии, но на его работу это никак не влияло.

Несмотря на почти адекватность, пунктик у редакторов «Нашей Нивы» всё-таки есть. И это пресловутый «русский мир». В прошлом году ресурс активно форсил учения «Запад-2017». Правда, ради справедливости стоит сказать редакторам спасибо за материал о местах учёбы и проживания детей белорусских оппозиционеров. И всё же чаще это заметки в духе «россиян проучили за неумение парковаться». Впрочем, у этих заметок длинная история.

Издание «Наша Нива» появилось в 1906 году, после легализации в Российской Империи многопартийной прессы. На её страницах публиковались такие видные авторы как Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, А. Гарун, З. Бядуля. Газета издавалась до 1915 года. Этот знаковый для белорусского литературного возрождения период позднее назовут «нашенивским».

Примечательно описание тогдашней «Нашей Нивы» другими журналистами, в частности левомонархической «Окраиной России». Описывалось, что их финансирование представляет собой «объедки с польского стола». Хотя «мягко, нежно» от газеты доставалось и польским панам. А вот как характеризовал материалы газеты ученый-славист П. Кулаковский в 1912 году (как видим, ничто не ново под луной):
«Подбор сведений о русской жизни таков, что можно думать, что в России нет ничего, кроме убийств, разбоев, казней».   

При приближении русско-германского фронта к Вильне выпуск газеты прекратили. Затем грянули революция, польская интервенция, и было не до издания. «Наша Нива» вспыхнула ярким огоньком почти на два месяца: с 28 октября по 20 декабря 1920 года, и затем погасла на долгие десятилетия. Что примечательно, запретила газету польская военная цензура. И потом почему-то забыла разрешить обратно.

foto_3-kp.by.jpg
Тёплая ламповая «Наша Нива». Изображение: kp.by

Реанимация издания прошла в 1991 году в Вильнюсе. В 1996 году редакция переехала в Минск и трансформировалась в общественно-политическое издание. С тех пор относительно финансирования «Нашей Нивы» ходят разные слухи. Не исключено, что деньги им дают все неравнодушные, чьей внешней конъюнктуре издание соответствует в данный исторический момент. На сайте HH прямо указано, что газета «всегда была частной». А раз частной, то всегда сидел какой-то дядя (или тётя, вроде Магдалены Радзивилл, никогда не скрывавшей финансирование «Нивы» в начале XX века), который диктовал, что писать. Всё как всегда.

Указание на более чем столетнюю историю издания, мягко говоря, преувеличено. Девять лет выпуска до Революции и возрождение на излёте XX века — пример не самой сильной и стабильной газеты Беларуси. С приходом нового главреда Е. Мартиновича издание взяло устойчивый курс в сторону журналистских расследований. Пока расследования так себе, видимо, как и их финансирование. По мнению авторов портала teleskop-by.org, на редакционную политику «НН» большое влияние оказывают члены «семьи» бывшего шеф-редактора портала Дынько и её близкие друзья.

Декларируемая газетой поддержка населением (помните вышеупомянутый анекдот про «Хартию»?) пока не сильно отражается на финансировании. Вообще попытки запустить в Беларуси платные подписки онлайн-изданий явно обречены на провал. А желание привлечь читательский интерес интернет-расследованиями, касающимися детей оппозиционеров и чиновников, и фотографиями вилл последних при помощи дрона также не приносит дивидендов.

Словом, нынешняя онлайн-«Наша Нива» продолжает славные традиции печатной газеты. Место царской России заняла нынешняя Российская Федерация. Губернское руководство заменили на нынешних руководителей Беларуси. А Польша остаётся этаким маячком к переменам, за которым не помешало бы понаблюдать и иногда мягко покритиковать.

Кто вообще это читает

Белорусская оппозиционная пресса продолжает славные традиции, заложенные «Голосом Америки» и «Радио Свобода». Некоторым из них, как в случае с «Нашей Нивой», — около ста лет. Методики в некоторых странах работают по-прежнему безотказно. Уж в чём, в чём, а в «пропаганде на экспорт» западные СМИ действительно одни из лучших. Сильные соперники в информационной войне, в которой, как принято считать, в своё время проиграл даже всемогущий Советский Союз.

Впрочем, верить оппозиционной пропаганде (а это ровно такая же пропаганда, как и у госСМИ), хотят не все. Наелись. Для сравнения отметим, что посещаемость в Беларуси выше всего у сайтов tut.by и onliner.by (ориентируемся на открытые данные портала Similar.web). Где-то в тройке-пятёрке «тусуется» «Белорусский партизан». У сайта знакомая нам риторика — антироссийская и антиправительственная. Много пишут о политике, экономике, обществе и зовут вести блоги Северинца, Некляева, Римашевского. Этакая лайт-«Хартия» с закосом под серьёзную аналитику и компанией взрослых мужчин, которые живут и «сражаются с режимом» рядом с нами.

Это свидетельствует о постепенном крахе западной монополии на якобы единственно правильное мнение и невозможности «раскачать» белорусское общество (чем усиленно занимается «Хартия»). Отсюда и сокращение финансирования — результатов деятельности нет. Пропаганда, осуждающая иную пропаганду, становится немодной. У людей перед глазами реальный мир, который усердно замещают матричной негативной картинкой. «Читайте только нас, вокруг все врут, всё иллюзия». Неудивительно, что для ухода от расщепления сознания люди перестают верить всем СМИ, и либеральные здесь не исключение. В крайнем случае, читатели выбирают умеренные информагентства, оставляющие выводы на суд читателей.

Оппозиционные СМИ убивают, пожалуй, те же однотипные материалы, написанные словно под копирку, что и любые ангажированные медиа. В отсутствие хайповых тем, которых в Беларуси едва выпадает пять в год, лента большинства новостных сайтов выглядит одинаково… уныло. Получается, одни поют о том, как всё хорошо, другие скрипят о том, как всё плохо. Истина, как водится, находится посередине. Если почитать вначале одних, потом других — как раз получится удобоваримый коктейль.

foto_4-teleskop-by.org.jpg
Изображение: teleskop-by.org

Избирательность в выборе тем, замалчивание неугодного контента, исключительный негатив в новостях о России и Беларуси и чрезмерный позитив в отношении материалов, начинающихся со слов «А вот на Западе…» — вот чем живут оппозиционные СМИ. Это типичные манипулятивные приёмы, в которых оппоненты часто винят государственные масс-медиа. Только здесь их ставят со знаком «минус», превращая в площадную брань. Любимая «фишка» любого манипулятора — отключить критическое мышление и бить исключительно на инстинкты и эмоции. Главная цель — «накрутить» читателя негативными новостями, чтобы он в какой-то момент считал, что такие материалы и есть самые честные и точные.

В отличие от западной оппозиционной прессы, не ясна программа наших либеральных СМИ. Они не принадлежат партиям и объединениям, источники их финансирования зачастую неизвестны либо находятся в других государствах. Ситуация с современной оппозиционной прессой напоминает состояние белого войска в послереволюционный период. Оно было многочисленнее, лучше обучено и декларировало вроде бы правильное «по-старому жить нельзя». Но поддержки у широких масс не имело ввиду отсутствия программы на будущее. У «красных» программа была, и довольно чёткая (землю — крестьянам, заводы — рабочим). Словом, «критикуешь — предлагай».  

В последнее время либеральные ресурсы напоминают вроде бы гражданский и независимый проект Bellingcat. Интернет-расследования, основанные на спутниковых картах, размытых фотографиях, скриншотах, нечётких видео и вырванных из контекста фразах стали «объективными» доказательствами. Хотя никогда таковыми не являлись. И при этом, что неудивительно, подобные «расследования» всегда заканчиваются не в пользу белорусских или российских властей. Главное, почаще повторять обвинительные заключения и тогда, в четком соответствии с цитатником немецких пропагандистов, многократно повторенная ложь в какой-то момент, может, и станет правдой.

Леонид Мережковский

Метки (тэги)
Закрыть