• 26.07.2017
  • 1126

Что такое бирюзовые организации и почему каждый бизнесмен должен об этом знать

Ориентировочное время чтения: 14 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • В среде российского бизнеса и консалтинга есть круги, развивающие тему самоуправляемых, «бирюзовых» (термин поясняется ниже) организаций. Для первых лиц ряда российских компаний (например, Андрей Кривенко — «ВкусВилл», Денис Котов — «Буквоед») такие организационные формы представляют интерес в контексте общей эволюционной тенденции подъёма сознания человека, т.к. бирюзовые организации претендуют на гармонизацию интересов общества, организации и личности. С точки зрения бизнеса и прибыли интерес к таким организациям вызван более низкими затратами и более высокой конкурентоспособностью таких организаций на рынке.


    Что такое бирюзовые организации и почему каждый бизнесмен должен об этом знать

    Изображение: cdn.pixabay.com

    Более высокая конкурентоспособность обеспечивается за счёт:

    • Повышенной вовлечённости и лояльности персонала, которая создаётся через отбор кадров и идеологическую работу по разъяснению миссии и ценностей компании (при этом миссия и ценности должны быть реальными, а не декларативными);
    • Скорости принятия решений и гибкости структуры организации.

    Более низкая затратность обеспечивается за счёт:

    • Передачи управленческой функции исполнительному персоналу (специалистов-исполнителей),  т. е. сведения должностной иерархии к минимуму. Это позволяет устранить менеджмент среднего, а где-то и высшего звена. Даже учитывая подъём заработной платы персонала за повышенную ответственность, финансовый выигрыш всё равно существенен для того, чтобы проводить такие изменения хотя бы по финансовым причинам.

    Подъём сознания, или потенциал к оному, происходит за счёт вовлечения персонала в процессы управления и принятия решений, в том числе стратегических, и мышления за пределами цикла жизни отдельной организации.

    В этих кругах бизнеса и консалтинга просматриваются патриотические настроения, интерес к развитию России и российской корпоративной культуры.

    Откуда появился термин “бирюзовая организация”?

    С 1990-х годов существует теория эволюционного личностного и организационного развития «Спиральная динамика», разработанная в США Christopher C. Cowan и Don Edward Beck. Теория постулирует ряд уровней развития, сопоставимых с пирамидой потребностей Маслоу, через которые проходит человек и человеческая система; от уровня выживания к уровню осознанной самореализации и соучастия в процессе эволюции. Теория постулирует, что только пройдя предыдущие уровни человек или система может перейти на следующие. Скорость перехода — вариативна и зависит от конкретной ситуации и участвующих людей.

     

    Что такое бирюзовые организации и почему каждый бизнесмен должен об этом знать

    Изображение: cdn.pixabay.com

     

    Модель спиральной динамики сопоставима с моделью типов строя психики в Концепции общественной безопасности: более низкие уровни спирали соответствуют животному, а более высокие — человечному строю психики. Параллели также можно провести с раскрытыми там же типами коллективной психики (стадно-стайность, корпоративность, соборность).

    Теория «спиральной динамики» и её сторонники вписываются в более широкое движение и философию «интегрального подхода», основоположник которого — Кен Уилбер (США). На западе существует ряд движений и сообществ сторонников этого подхода в среде бизнеса: управленцев, исследователей, и консультантов (например). В это сообщество входит (как минимум через прямые контакты с его лидерами) и ряд российских предпринимателей, например — Сергей Солонин (сооснователь Qiwi).

     

    Что такое бирюзовые организации и почему каждый бизнесмен должен об этом знать

    Изображение: cdn.pixabay.com

    Оборот «бирюзовые организации» был популяризирован в России с переводом на русский язык книги Фредерика Лалу «Открывая Организации Будущего», которая социализировала саму идею самоуправляемых (бирюзовых) организаций в среде российского бизнеса и консалтинга. При этом цветовое кодирование организационной культуры по книге Ф. Лалу частично отличается от модели, даваемой в «Спиральной динамике» (соответственно и в самом сообществе сторонников бирюзовых организаций есть разногласия в понимании этого термина). Книга показала примеры реальных средних и больших западных компаний, которые работают по иным организационным принципам (как стало ясно из впечатлений тех, кто лично был в этих компаниях, это — частично приукрашенные примеры).

    Не последнюю роль в популяризации “бирюзовых организаций” сыграл Г. Греф, которым ряд отделений Сбербанка был директивно переведён на «бирюзовую модель», по словам самого Грефа. Насколько там действительно бирюзовая организация, судить можно лишь опосредованно. В списке 70 книг, которые Герман Греф рекомендует своим топ-менеджерам, названа и книга Лалу. Многие представители Сбербанка присутствовали на бизнес-форуме «Бизнес со Смыслом 2017» (подробнее — ниже).

    На языке Достаточно общей теории управления, бирюзовой организации можно сопоставить управление на основе виртуальных структур, которое подразумевает «живую» самоорганизующуюся систему, в которой построение, перестроение и ликвидация структур происходит постоянно, в соответствии с целями управления. Соответственно такая деятельность стремится к рассредоточению по элементам организации, а не к её централизации. Также можно вспомнить лучшие варианты реализации подходов Agile (гибкого самоуправления), о которых не раз говорил Г. Греф.

    Что такое бирюзовые организации и почему каждый бизнесмен должен об этом знать

    Изображение: cdn.pixabay.com

     

    На словосочетание «бирюзовые организации» сейчас мода, поэтому многие компании стали активно внедрять этот подход (самоуправление) с помощью бизнес-консультантов или самостоятельно. В ряде случаев подобные опыты заканчиваются плачевно, так как большинство консультантов просто следует моде и зарабатывает деньги. У многих создаётся иллюзия, что отсутствие системы управления и хаос — это и есть бирюзовая организация. Есть и те, кто понимает, что в основе трансформации организации лежит личная трансформация человека.

    Есть сообщество «Бирюзовые организации» в Facebook.

    «Правила Игры»

    Одна из узнаваемых консалтинговых фирм в России, наиболее активно продвигающая бирюзовые организации, — компания «Правила Игры» (Москва). Основатели и нынешние владельцы — супруги и бизнес-партнеры, Сергей и Виктория Бехтеревы. Основали компанию в 2012 году. С момента основания компания принципиальных изменений не испытала (остаётся на уровне микробизнеса); пик количества штатных сотрудников — 9 (на июнь 2017).

    О публичной истории компании и её интересе к бирюзовым организациям можно почитать в издаваемом ею бесплатном журнале «Бизнес со Смыслом».

    В силу частичной компрометации термина «бирюзовые организации», компания предпочитает оборот «бизнесы со Смыслом» или «живые организации». Это также исходит из понимания того, что не все «живые», самоуправляемые организации можно охарактеризовать как бирюзовые, при том, что многими признаками бирюзовых организаций они действительно обладают.

    Другие известные консультанты которые занимаются этой темой: Филипп Гузенюк, Марк Кукушкин и другие.

    Пример бирюзовой организации — компания «ВкусВилл»

    Московский «ВкусВилл» (розничная сеть магазинов продуктов здорового питания) называется «самой бирюзовой компанией в России»: под таким лозунгом туда водятся многочисленные стажировки компанией «Правила Игры».  

    Об истории компании «ВкусВилл» можно почитать в интернете. Здесь отметим наиболее значимое:

    • компания существует с 2009 года (изначально как ларьки по продаже молочной продукции «Избёнка», при больших продуктовых магазинах),
    • Миссия компании “Сделать честные и здоровые продукты доступными всем”, и насколько было возможно оценить — многие рядовые сотрудники, и руководящий состав в особенности, этой миссии искренне следуют, и это очень сильно поддерживает корпоративный дух. Это можно ощутить даже по отношению рядового персонала к покупателям в магазине.
    • Один из лозунгов компании — «Мы любим Россию и верим в неё!»
    • Низкая текучка кадров: офис — 0,5%, магазин — 35-40% (при общерыночном показателе в 80-90% в продуктовой рознице).
    • Компания практически полностью заняла нишу продуктов здорового питания в Москве; серьёзных конкурентов не наблюдается.
    • Сейчас около 3000 сотрудников и около 450 магазинов, темп открытия магазинов — примерно 1 в день (в начале 2017 года — 300 магазинов, план к концу 2017 — 600).
    • примерно 95% продуктов из России, около 70% — скоропортящиеся, большая часть — из ближнего Подмосковья. Почти все продукты продаются под собственной торговой маркой в соответствии с ГОСТами при ежемесячном контроле (информацию о проверках они публикуют на своём сайте).
    • Компания развивается темпами не менее 100% в год за последние 5 лет.
    • На штат в 5000 с лишним человек, в компании 4 номинальных уровня иерархии: совет управляющих, управляющий, помощник управляющего, работник магазина. Реально уровней может быть больше или меньше, но внимание привлекает то, что на такой масштаб организации — уровней иерархии относительно мало.
    • Система управления внутри «ВкусВилла» — «система обещаний» (прямых договорённостей), где между двумя конкретными сторонами (между компанией и её клиентами, между отдельными сотрудниками, между отделами внутри компании) формируются и прописываются договорённости, критерии оценки и сроки выполнения. Т.е. базовый элемент системы управления — обещание, даваемое внутреннему и внешнему «клиенту» «поставщиком». Все обещания фиксируются в информационной системе и отслеживаются.

    Более подробно о «ВкусВилле» — в статье Валерия Разгуляева в журнале “Бизнес со Смыслом” (с. 20-25 http://files.rulesplay.ru/email_magazine/BSS-JUNE2017.pdf). Насколько известно, журнал “Бизнес со Смыслом” компания «Правила Игры» выпускает при поддержке «ВкусВилла».

    Подобная «ВкусВиллу» система управления реализована в американской компании MorningStar.

    «Бизнес со Смыслом»

    21-22 апреля «Правила Игры» провели бизнес-форум «Бизнес со Смыслом» (бизнессосмыслом.рф), на котором присутствовало около 300 участников из России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, другие страны ближнего зарубежья). Это второй по счёту форум такой тематики (первый был в 2016 году). Участники — первые лица компаний, средний менеджмент, HR, бизнес-консультанты, фасилитаторы.

    Что такое бирюзовые организации и почему каждый бизнесмен должен об этом знать

    Спикеры форума:

    • Два иностранных спикера из сферы организационного консалтинга:
      • Michael Wilkinson — американская фирма по обучению фасилитации и предоставлению фасилитационных услуг “Leadership Strategies”;
      • Doug Kirkpatrick — один из сооснователей американской производственной компании MorningStar, сейчас консультант в компании NuFocus Strategic Group по внедрению самоуправления в бизнес-структуры.
    • Первые лица российских компаний с лидерскими позициями в своих рыночных нишах (Андрей Кривенко — «ВкусВилл», Владимир Седов — ASKONA, Денис Котов — «Буквоед»,  Борис Дьяконов — Банк «Точка», Артём Степанов и Дмитрий Утробин — издательство «МИФ», Дмитрий Кибкало — «Мосигра», Байрам Аннаков — «Эмпатика» и др.).
    • Фасилитаторы и бизнес-консультанты, которые сочувствуют идее бирюзовых организаций: Марк Кукушкин, Филипп Гузенюк.

    Размер аудитории форума по сравнению с 2016 годом вырос вдвое. Был активно представлен «Сбербанк».

    О тенденциях

    В условиях когда сложность общественных и технических систем и проблем, ими порождаемых, растёт быстрее, чем способность общества их решать, очевидна потеря управляемости на всех уровнях — от глобального до локального. Насущная необходимость в повышении качества управления, возврата управляемости, делает новые, «живые»/бирюзовые организационные формы — гибкие и быстро реагирующие на изменения среды — востребованными и актуальными.

    «Живость» и «гибкость» невозможна без осознанного отношения к событиям жизни участников процессов. И можно сформулировать гипотезу: эти оргформы помогают людям подняться на уровень практического освоения управленческой грамотности, так как «зомби», запрограммированные на работу только по определённым алгоритмам, в таких системах существовать практически не могут.

    Как следует из статьи В. Разгуляева, эти принципы наиболее соответствуют русскому менталитету, поэтому перспективы распространения бирюзовых организаций в России относительно высоки и многообещающи: «Вопреки некоторым мнениям, русский менталитет очень хорошо подходит к эволюционному управлению, возможно, даже лучше, чем любой другой».

    Что такое бирюзовые организации и почему каждый бизнесмен должен об этом знать

    Изображение: cdn.pixabay.com

     

    Интерес к этой теме в российском бизнес-сообществе постепенно растёт. Общий настрой в сообществе «Бизнес со Смыслом» — патриотичный по отношению к России (для кого-то — номинально, для кого-то — реально). Возможно, что на движение обратят внимание властные структуры (если уже не обратили).

    Вокруг темы бирюзовых организаций также собираются инициативные сообщества граждан.

    Тенденцию на распространение бирюзовых организаций — как номинально, так и фактически — имеет смысл поддерживать. Основной риск — построение под новыми лозунгами старых конструкций, отличающихся лишь формальными признаками, но не воспринявших сути необходимых в обществе перемен.

    Дополнительная информация по бирюзовым организациям в России:

    https://habrahabr.ru/post/323532/

    Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: Бирюзовые организации, виртуальные структуры, Экономика
    Loading...