• 28.02.2017
  • 1595

Зачем стоит дом-музей I съезда РСДРП?

Ориентировочное время чтения: 19 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • В столице Беларуси, в доме № 31а по проспекту Независимости находится музей, которому почти 100 лет. Этот дом-музей интересен тем, что 119 лет назад, с 28 февраля по 3 марта 1898 года в нем состоялся первый съезд РСДРП. Партии, которая прошла путь через три революции, две мировые войны, коллективизацию и индустриализацию и многие другие события. За время своего существования она называлась РСДРП — РСДРП(б) — РКП(б) — ВКП(б) — КПСС.

    Многое прошло, многое изменилось. С 1898 года Минск стало не узнать. Площадь Победы из пустого поля превратилась в одну из главных площадей страны. А дом-музей как стоял, так и стоит.

    Некогда музей был известен не только на весь СССР, но и за его пределами. При советской власти в музее проводились пионерские и комсомольские слёты. Вручались комсомольские билеты, проходили встречи с ветеранами партии. Дом-музей посещали до 500 тысяч человек в год.

    Все приезжающие в Минск деятели коммунистического движения считали необходимым посетить музей. Так, здесь побывали Л. Брежнев, М. Горбачёв, Ф. Кастро, М. Торез, Хо Ши Мин, Э. Герек, Т. Живков и др.

    Сегодня музей хоть и не так популярен и не пользуется большой славой, но он продолжает свою работу. В чем секрет долголетия?

    Дом-музей в Минске Фото: 2do2go.ru

    Немного истории

    I съезд РСДРП начался в ночь с 28 февраля на 1 марта и длился по 3 марта 1898 года в Минске. Местная революционерка бундовка Е. А. Гурвич, занимаясь организацией съезда, подыскала для его проведения половину дома на Захарьевской улице, которую снимал служащий Либаво-Роменской железной дороги П. В. Румянцев у мещанки Франтишки Ржецкой. Окна выходили на реку Свислочь и Госпитальную улицу. Съезд проходил под видом празднования именин жены Румянцева ― Ольги Михайловны.

    Филёры охранного отделения уже давно следили за Борухом Эйдельманом, приведшим их в Минск из Харькова. На Захарьевской они увидели также знакомых им П. Л. Тучапского и Н. А. Вигдорчика. Но начальник сыска С. В. Зубатов не придал этой встрече особого значения, к тому же «клиенты» уже разъехались.

    Съезд не выработал ни программы, ни устава партии. Через несколько недель все участники съезда, кроме одного, были арестованы — таким образом, реально действующая партия на этом съезде создана не была.

    Делегаты съезда (по рядам): (1) С. Радченко, А. Ванновский, П. Тучапский, (2) Б. Эйдельман, Н. Вигдорчик, К. Петрусевич, (3) А. Мутник, А. Кремер, Ш. Кац Фото: liveinternet.ru

    Эти события стали историческими и послужили началом больших политических потрясений.

    История как точная наука

    Жизнь современной цивилизации такова, что одной из основ успеха всякого вида деятельности (а не только научной) является обеспечение его метрологической состоятельности. Метрологическая состоятельность представляет собой способность выявить объективную качественно-количественную определённость, характеризующую природное или социальное явление, посредством

    1) измерительно-приборной базы науки или

    2) органов чувств человека или

    3) «умозрительно».

    Это определение относимо как к реально существующим явлениям, так и к объективно возможным явлениям (во втором случае подразумевается творческая деятельность). Если этого нет, то описанная выше последовательность действий, в которой метрологическая состоятельность выражается, не может быть завершена ожидаемым результатом, поскольку метрологическая состоятельность представляет собой её фундамент. Если адекватного «фундамента» нет, то «постройка» не может быть завершена.

    Потребность в обеспечении метрологической состоятельности жизни цивилизации привела к появлению специализированной научной дисциплины, получившей название «метрология». Метрология — наука об искусстве измерений и обеспечении метрологической состоятельности всех видов деятельности.

    В культуре человечества определённая метрологическая состоятельность одних наук и проблемы в обеспечении метрологической состоятельности других привели к разделению наук:

    1) на так называемые «точные» (эта категория включает в себя математику и большинство отраслей естествознания, а также и технико-технологические науки), в которых метрологическая состоятельность так или иначе обеспечивается;

    2) на так называемые «гуманитарные», представители которых до настоящего времени мало задумываются о метрологической состоятельности вообще и об обеспечении метрологической состоятельности своей деятельности в частности, вследствие чего подчас занимаются «изучением» разного рода фикций или иллюзий, порождённых ими же самими, и «изучение» которых обладает значимостью только для самих «исследователей» и их поклонников.

    Метр, как средство измерения в метрологии Фото: pochemuha.ru

    Кроме метрологически состоятельных параметров теории и построенные на основе теорий модели могут включать в себя разного рода оценки. Измеримые параметры и оценки — разные по сути явления.

    Если понимать различие процессов производства измерений и выработки оценок, понимать проблематику метрологической состоятельности любых научных исследований, то можно обеспечить и метрологическую состоятельность исторической науки и социологии (а также и всех прочих так называемых «гуманитарных» дисциплин), что автоматически переводит их в разряд наук точных, хотя они при этом и не изменяют своего большей частью описательно-повествовательного характера.

    Соответственно история, как и математика, оказывается наукой точной. Только, если в математике вычисления могут вестись с точностью до одного знака или более, то всякий исторический процесс может быть описан с точностью истории некоторой страны, некоторого народа, некоторого движения, некоторого круга лиц, некоторой личности и т.д.  

    Если история является не просто наукой, а точной наукой, то следует точно определится с её целью и задачей.

    Цель и задачи истории, как науки

    По мнению известного русского историка В. О. Ключевского (1841 — 1911),

    «В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах»

    Сегодня, говоря об истории, имеют в виду:

    1) рассказ о прошлом,

    2) последовательное развитие действительности,

    3) науку, изучающую прошлое.

    История — это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности.

    Таким образом, целью истории, как науки, является систематизация и обобщение фактов.  

    Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.)

    • первая задача истории — воздерживаться от лжи;
    • вторая — не утаивать правды;
    • третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

    При этом, вопросы о том, как эти факты связываются между собой, какая идеология или религия служит связующим клеем для этих фактов, отданы какой угодно другой науке, но не истории: социологии, философии, религиоведении, курсам идеологии и т.д.

    Время и источники информации, как основные составляющие истории Фото: upload

    Получается ситуация, при которой история, как наука, превращается в собирательницу фактов, не знающая, каким образом эти факты связаны между собой. История предстаёт как череда «горячих» событий. Если почитать учебник истории, то окажется, что наша жизнь — это череда убийств, войн, революций и кризисов. А то, что происходит с народами в промежутках между войнами, не рассматривается вообще или рассматривается мало.

    Отсюда и проистекает неприличное высказывание про историю. Используя выражение Владимира Путина, перефразируем это высказывание:

    История — это наука, с пониженной социальной ответственностью, которая ложится под любой политический режим или идеологиею.

    Всё, чем занимается такая наука, так это — тасование фактов, как карты в колоде. Разумеется, как и шулера во время игры, политики неудобные факты прячут в рукава, а нужные достают. Ловкость рук и никакого мошенничества. Но, если точно определится с целью и задачами истории, совместить историю с курсами идеологии, философией и религиоведением, то социальная ответственность истории повысится в разы.

    Зачем нужны музеи

    Вечный вопрос — кому верить? Каждый новый политический режим переписывает историю под себя. Как не запутаться в бесконечном потоке информации? Как не оказаться под влиянием агитационной машины? Лучший способ — это быть в гуще событий и наблюдать за всеми событиями лично. Но это невозможно даже если у вас будет онлайн доступ во все точки мира. Тем более, в прошлое дорога закрыта.   

    Говорят, что машину времени не изобрести, что путешествовать во времени невозможно. А вам не кажется, что материальные предметы, артефакты, музеи и есть, своего рода, машины времени?

    Конечно, цензура политических режимов распространяется и на музеи и их экспонаты. Но, человек с достаточным багажом знаний и диалектическим мировоззрением способен увидеть многое. Даже глядя на подделку или экспонат, который не вписывается в контекст (подтасовка), такой человек способен увидеть нестыковку между теорией (книги) и практикой (артефакты).

    Потому, если некоторые артефакты в корне подрывают теоретические основы политических режимов, то от них всеми силами пытаются избавится, чтобы не было возможности соотнести теорию с практикой. Таким образом сохраняется монополие на право писать в учебниках истории всё, что взбредет в голову историкам-графоманам, сидящим «на окладе» у режима. Такая монополия приводит к ужасным последствиям, примером которых может стать Украина с их лозунгом «Украина понад усе!» Этот лозунг есть следствие ничем не подкрепленной теоретической истории. Также там на это работают война с памятниками и декоммунизация. Всё это направлено только для одной цели — продолжать переписывать историю в нужном направлении и плодить новые мифы о превосходстве одной нации над всеми остальными. История уже знает подобный печальный пример такой попытки создания сверхнации.

    Необходимо понять то, что война с материальными носителями информации (памятниками, картинами, артефактами) — есть война с памятью народа. Забрав у народа память, его можно привести к гибели гораздо эффективнее, чем оружием. Именно в этом кроется причина того, что во время любой войны агрессор пытается уничтожить, а лучше украсть, как можно больше предметов исторической или культурной ценности.

    https://www.youtube.com/watch?v=K_057-iAGHs&t=1s

    Вопрос: как вы думаете, зачем, на самом деле, террористы ИГ уничтожают исторические памятники архитектуры? У них что, других проблем нет?       

    Зачем стоит дом-музей РСДРП?  

    Этот вопрос можно дополнить вопросом, «почему не похоронят Ильича?»

    Наше правительство продолжает строить социально ориентированное государство, несмотря на то, что плановая экономика и экономическая модель позднего СССР показали свою несостоятельность. Наша страна берет за основу социалистическую модель развития. Соответственно, такой режим должен подкрепляться исторической и идеологической составляющими. Для этого Беларусь сохранила названия всех улиц, названных в честь советских политических деятелей. Улицы Маркса и Энгельса есть почти в каждом городе, несмотря на то, что марксизм «сдан в архив». Если с идеологией социалистического государства не все гладко — её по сути нет, то как относится к истории? А, как видно, историю СССР в Беларуси не только не забыли, но и продолжают её сохранять и развивать.

    О том, какая идеология в современной Беларуси, как она формируется и к каким последствиям она приводит, читайте в статье «Почему белорусы неподъёмны».

    Памятники Ленину и Дзержинскому в Беларуси стоят. 7 ноября и 9 мая — государственные праздники. В Минске развивается флаг СССР в музее ВОВ. Соответственно, одна из самых ценных реликвий социалистического движения — дом-музей первого съезда РСДРП — стоит в центре столицы. Музей есть память о том, что Беларусь имела опыт советского руководства. Он знак того, что идеи социалистического строительства живы и не забыты. Проблема в том, что 1950 году виделась одна модель соцстроительсва, а 1980 — другая. Соответственно, сегодня в Беларуси своё видение социализма. И, видимо, те силы, которые продолжают поддерживать музей, заинтересованы в том, чтобы была свежа в памяти народа модель соцстроительсва марксизма-ленинизма. По этой же причине Ленин до сих пор лежит у всех на виду. Мало просто нести какое-то знамя, но нужно это делать осознанно и обдуманно, а не повторять ошибки.

    Музей РСДРП, как и Ильич, если не делать никаких выводов, могут стать той искрой, которая приведет всех нас на путь прошлых ошибок. А могут позволить и избежать их.    

    Плохо это или хорошо, что память о советском прошлом сохраняется? Каждый пусть решит сам. Мы лишь скажем, что при достаточном багаже знаний и диалектическом мировоззрении, ни один «неудобный» артефакт не может стать угрозой для психики и взглядов человека. Раз уж памятник стоит, то глупо делать вид, что не замечаешь его или, тем более, разрушать его. Война с памятниками — занятие, по меньшей мере, глупое и оскорбительное по отношению к тем, кто его ставил. Конечно, сохранять памятники откровенным убийцам не правильно. Но принимать решение о присвоении кому-либо звания «тирана» или «святого» должен не только узкий круг экспертов, но и все сознательные граждане. А для того, чтобы правильно оценить вклад каждой исторической личности, необходимо не быть безучастным к вопросам истории и культуры.    

    Заключение

    Родина дается человеку одна, она как мать. Ни один человек не позволит оскорбить свою родную мать, даже если она допускала какие-то ошибки при воспитании. Для каждого из нас родная мама — самая лучшая, какая бы она ни была. Но, почему-то, если дело касается Родины и истории, то всё меняется. Некоторые делают всё возможное для того, чтобы вырвать некоторые страницы из книги жизни, забыть их или стереть. Особенно, вызывает возмущение, когда это делается под натиском зарубежных историков, утверждающих, что наша история «кровавая» или «ущербная». Только родной сын имеет право судить свою мать, только патриот своей Родины имеет право критиковать свою власть и историю. На подобные выпады лаконично ответил Владимир Высоцкий.

     

    Дом-музей открыт и приглашает каждого. У нас есть уникальная возможность прикоснуться к истории и заглянуть в прошлое. Представлен шанс оказаться в 1898 году и лучше понять, каким образом создавалось движение социал-демократов. Если вам кажется, что, переступив порог музея, вы сразу окажетесь промытыми советской пропагандой, то вы глубоко ошибаетесь. Наоборот, это позволит вам объективно взглянуть на рассматриваемую эпоху. Это даст шанс соотнести ваши теоретические знания с практикой. Попытаться прочувствовать ту ситуацию в стране, которая привела к появлению этого движения.

    Любой памятник не должен вызывать охоту на ведьм. История не должна ссорить людей. Наоборот, делать работу над ошибками и, на основе положительного опыта, сплачивать народ.

    Дом-музей РСДРП не должен оцениваться как пережиток «совка». Он должен стать тем местом, который позволит пересмотреть ту эпоху, лучше понять ошибки СССР и  выявить его достоинства. Только так, трезво и непредвзято, можно смело двигаться вперёд.

    Площадь Победы, в центре с правой части виднеется дом-музей Фото: hotel-minsk

    Совет читателям  

    Не только музеи способны передать крупицу правдивой информации. На это способны и народные песни и фольклор. Порой, несколько строчек песен правдивее и искренней передают суть времени, чем толстые тома историков-графоманов. Разумеется, не стоит брезговать официальной наукой, но и прибегать к помощи альтернативных источников тоже будет не лишним.  

    Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: артефакт, Высоцкий, декоммунизация, Дом-музей, идеология, информация, История, история как точная наука, метрология, музей, официальная наука, политический режим, приоритет управления
    Loading...