• 22.03.2017
  • 3227

Гендерная идеология проникла в Беларусь?

Ориентировочное время чтения: 20 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • В конце прошлого месяца Национальный центр правовой информации сообщил, что Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2017 г. № 149 утверждён Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы.

    Как видно, в руководстве нашей республики решили не отставать от «цивилизованного мира» и заняться столь модным ныне вопросом. Однако в этом можно обнаружить массу подводных камней, которые так или иначе наталкивают на тревожные мысли. То ли в Беларуси пытаются внедрить гендерную идеологию, то ли законодатели как следует не разобрались в том, что такое «гендерное равенство», и ошибочно именуют таким образом равенство полов. Хотя и то, и другое вовсе не исключают друг друга, поэтому вполне могут являться сторонами одного и того же процесса.

    Дело в том, что само по себе понятие «гендер» вовсе не является синонимом понятию «пол», а наоборот, было создано ему в противовес. Так в чём же разница между полом и гендером? И есть ли в Беларуси проблемы в области равенства полов? Давайте разбираться.


    Когда-то в нашей стране говорили о равенстве полов, о месте женщины в обществе, о равноправии мужчины и женщины. Но в один прекрасный момент с Запада к нам пришло новое слово — гендер. И белорусы, как следует не разобравшись, стали считать его синонимом слова «пол», заменили старую формулировку «равенство полов» на «гендерное равенство», и, как часто бывает, ошиблись.

    На самом деле, гендерное равенство и равенство полов — это далеко не одно и то же. Пол — биологическая категория, которая определяется природными и естественными признаками. Есть два пола — мужчины и женщины, половая идентичность даётся человеку с рождения на всю жизнь. В то же время гендер — категория не биологическая, а сугубо социальная, и гендерная идентичность — это внутреннее самоощущение человека, как представителя того или иного гендера и вовсе не обязательно совпадает с приписанным при рождении полом.  

    Более того, гендерная идентификация гораздо шире, чем половая. Есть как мужчина и женщина, так и агендер (отказ от идентификации себя с каким-либо гендером), бигендер (человек, который ощущает себя то мужчиной, то женщиной) и андрогин (человек одновременно проявляет и мужские, и женские качества).

    Гендерная идеология проникла в Беларусь?

    Самый известный трансгендер Кончита Вурст. Фото: m24.ru

    В последние десятилетия на Западе возникла целая гендерная идеология, которая пытается поскорее выбросить на свалку истории такое понятие, как «пол», и считает, что  именно внутренняя самоидентификация человека должна быть важнее его физических качеств, данных при рождении природой. Активно поддерживается феминистками, представителями ЛГБТ-движения и им сочувствующими, зачастую лоббируется либеральными политиками в руководстве как некоторых государств, так и международных организаций.

    Гендерная идеология проникла в Беларусь?

    Карикатура о гендерной идеологии. Фото: r-v-s.su

    История: когда гендер начал вытеснять пол

    Впервые новый термин использовал американский сексолог Джон Мани в 1955 году, когда изучал интерсексуалов (людей, обладающих от природы как мужскими, так и женскими физическими признаками, например, мужчины с женоподобной фигурой и наоборот) и транссексуалов (люди, которых не устраивает их природная половая принадлежность). В то довольно консервативное время подобные вопросы обсуждались весьма закрыто, и любое недовольство своим полом рассматривалось как минимум как психическое расстройство, поэтому новое определение не получило широкого распространения.

    После этого гендер появился на слуху лишь в 1970-х годах, аккурат после сексуальной революции 1960-х. Тогда радикальные феминистки и борющееся за свои права представители ЛГБТ взяли на вооружение новое понятие с целью отделить половые признаки, обусловленные биологией, от «мужских» и «женских» форм поведения. Мол, мужские и женские качества вовсе не заложены природой, а навязаны воспитанием и традиционной моралью.

    Как известно, леволиберальные идеологии на Западе взяли верх над консерватизмом и традиционализмом. Понятие «гендер» постепенно стало вытеснять традиционный «пол». Гендерные исследования приобрели статус научной области, которая изучает гендер и сексуальность в литературе, кино, изобразительном искусстве и т.д.

    На Западе активно изучается и гендерная история, которая успела стать отдельным направлением исторической науки.

    Принципиально важной для развития теоретических оснований гендерной истории стала статья американского историка Джоан Скотт «Гендер — полезная категория исторического анализа» (1986), в которой были определены сущность и содержание понятия. Она выделила четыре базовые подсистемы, в рамках и на пересечении которых может исследоваться гендер: культурные символы, характеризующие мужчину и женщину; нормативные утверждения, закреплённые в религиозных, педагогических, научных, правовых и политических доктринах, определяющие возможные смысловые значения культурных символов; социальные институты и организации, которые структурируются гендером; субъективная гендерная идентичность.

    Гендерные макроисследования анализируют то, как общество через свои институты программирует гендерную идентичность индивида и готовит его к выполнению той или иной гендерной роли. На микроуровне изучается формирование гендерной идентичности самого индивида, его осознание себя мужчиной или женщиной с соответствующими поведенческими моделями и практиками.

    Как водится, сквозь проржавевший «железный занавес» гендер проник в начале 1990-х и в нашу страну. Тогда не без помощи постсоветских феминисток из «независимого женского движения» начались гендерные исследования в России. Они брали за основу, как правило, западные феминистские теории, однако название всё-таки умудрились придумать своё — феминология или гендеристика.

    Ждать ли гендер в Беларуси?

    Ответим сразу на поставленный вопрос — ждать. В науке, в массовой культуре, СМИ и со стороны наших западных «партнеров», которые весьма озабочены гендерными вопросами в Восточной Европе и России (можно подумать, других проблем у них нет).

    Кстати, о последнем. Можно обратить внимание, что гендерные исследования проводятся Европейским гуманитарным институтом, разного рода «домами прав человека». Так, в 2013 году в Вильнюсе вышла книга «Гендерный ликбез», посвящённая гендерным вопросам в нашей стране.

    Данная книга подготовлена в рамках проекта «Развитие гендерной чувствительности как предпосылка гендерного равенства в Беларуси (Минская, Гродненская и Витебская области)», осуществлённого Белорусским домом прав человека в сотрудничестве с Центром гендерных исследований Европейского гуманитарного университета, РОО «Правовая инициатива», Международным Центром гендерных инициатив «Адлига: женщины за полное гражданство», ОО «Центр «Третий сектор» и Белорусской ассоциацией журналистов в 2011-2012 годах.

    Гендерными вопросами в Беларуси озабочены феминистки и гомосексуалисты. В частности, наиболее активно и даже агрессивно работает на уничтожение традиционных белорусских ценностей и продвижение гендерной идеологии в нашей республике феминистка (или феминист — как ей больше нравится?) Ирина Альховка (орфография и пунктуация сохранены):

    «Пример из нашей действительности, когда очень известные компании ВТБанк и Oriflame приехали в один из детских домов с программами для детей. Разделили детей на разнополые группы и для мальчиков предложили тренинг по постановке целей, для девочек – тренинг по уходу за кожей. И для меня это очень странный посыл: неужели мальчикам не надо ухаживать за собой? Сегодня наша белорусская промышленность работает очень много на производство мужских линеек косметики для ухода за собой. Так кому же предназначены эти средства, если мужчин не будут учить как ими пользоваться? А девочкам не нужен тренинг по постановке целей? Т.е. у девочек все решено в жизни, женская дорога предопределена до такой степени, что не нужно ее планировать? На мой взгляд, такие акции опасны тем, что эти люди, у которых есть хорошие имена и бизнес, у которых есть средства, приезжают к детям с очень жестким посылом. И дети, которые воспитываются вне семьи, не имеют возможности сравнить и критически оценить это предложение. Фактически эти дети лишаются права выбора».

    Как видно, не по нраву ей, когда мальчиков учат быть мужчинами. Лучше бы их учили пользоваться косметикой. Если бы всё было согласно её желаниям — был бы безоговорочный конец и без того погибающей белорусской семьи.

    Ирина Альховка

    Белорусская феминистка Ирина Альховка. Фото: news.tut.by

    Есть в Беларуси и другие феминистки, пусть и менее известные. К примеру, Екатерина Петина, которая пишет про своё негативное отношение к отсутствию гендерной политики в Беларуси:

    «Более того, последний период следует назвать временем упущенных возможностей и разрушением гендерного образования. Через каналы образования и СМИ власть насаждает в обществе государственную идеологию, которая представляет собой смесь ценностей советского периода и традиционного патриархата. Закрытие в Минске Европейского гуманитарного университета, который проводил краткосрочные и долгосрочные гендерные образовательные программы, включая магистратуру по гендерной проблематике, существенно повлияла на подготовку специалистов в этой сфере. В государственных высших учебных заведениях Беларуси практически отсутствуют специальные курсы, освещающие вопросы гендерного равенства и прав женщин. В некоторых вузах предпринимались попытки внедрения курсов по гендерной социологии и феминологии, но это не стало постоянной практикой».

    История учит, что за подобными «курсами» непременно последуют требования введения обязательных уроков секспросвета и толерантности к гомосексуалистам для младших школьников.

    Внимательный читатель сейчас нам вполне может возразить: «Да чёрт с этими феминистками! Вы про упомянутое в начале статьи гендерное постановление Совета министров расскажите!»

    Здесь-то мы и заметим, что со стороны властей, в отличие от феминисток и некоторых сочувствующих им оппозиционных движений, подвоха ждать не приходится. К счастью, изучив основные положения данного постановления, мы пришли к выводу, что оно направлено лишь на способствование установлению равноправия мужчин и женщин, а также на укрепление равенства их возможностей в нашей стране.

    В вышеупомянутом документе поставлены следующие задачи:

    • развитие институционального механизма по обеспечению гендерного равенства;
    • расширение экономических возможностей женщин и мужчин;
    • обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья;
    • обеспечение гендерного равенства в семейных отношениях;
    • противодействие насилию в семье и торговле людьми;
    • гендерное образование и просвещение.

    Как видно, никаких «преодолений гендерных стереотипов», «борьбы с традиционным восприятием ролей мужчин и женщин» и тем более «прав трансгендеров и т.д.» в Постановлении нет. Там поставлены исключительно экономические, медицинские задачи, а также задачи по укреплению равноправия мужчин и женщин. Стало быть, чиновники под «гендерным равенством» имеют в виду равенство полов. Никакой гендерной идеологии по размыванию полов и уничтожению социальных отличий мужчин и женщин обнаружено не было.

    А как в республике обстоят дела с равенством полов?

    А вот в этом вопросе дела обстоят действительно неважно. Конституция Республики Беларусь закрепляет положения о равенстве мужчин и женщин перед законом, о запрете любой дискриминации по половому, национальному, расовому, социальному и религиозному признакам. В частности, статья 22 Конституции Республики Беларусь гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».

    Однако на деле выходит, что довольно многие нормативно-правовые акты противоречат данным положениям и закрепляют довольно дискриминационные положения.

    Посудите сами:

    — В уголовном законодательстве для женщин имеются привилегии по исключительно половому признаку: женщины освобождены от смертной казни, пожизненного заключения, а также наделяются правом на более мягкие формы отбывания наказания в виде лишения свободы.

    Выходит, если террорист женского пола взорвёт детский садик, нападёт в метро на пассажиров и убьёт сотни или даже тысячи человек, её за это накажут лишением свободы сроком на 25 лет. Определённо, это говорит о привилегии по половому признаку.

    — В административном праве также закреплены нормы, связанные с половой дискриминацией мужчин. Так, ст. 33 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях закрепляет, что наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет. А если мужчина имеет детей в возрасте 12 лет, его можно арестовывать на 15 суток. Почему? Потому что по мнению законодателей материнство важнее, чем отцовство.

    На наш взгляд, было бы справедливо освободить от ареста на 15 суток каждого гражданина Республики Беларусь вне зависимости от пола, имеющего детей в возрасте до 12 лет, дабы продемонстрировать одинаковое отношение к материнству и отцовству. К мужчинам и женщинам, если хотите.

    Более того, законодатель почему-то не усмотрел регулирование случаев, когда правонарушение совершает мужчина, в одиночку воспитывающий детей до 12 лет. Выходит, всё равно надо арестовывать, оставляя детей на произвол судьбы или на бабушек-дедушек в лучшем случае? Законодателю, видать, даже в голову не пришло, что ребенка может воспитывать отец без матери.

    А здесь мы плавно перейдём в семейное право и гражданский процесс. Кодекс о браке и семье вроде как и закрепляет равные права отца и матери на совместных детей, однако в 99% случаев после разводов суд оставляет право на воспитание именно за матерью. Причем, им плевать, по чьей вине распалась семья, какой моральный облик у матери. Чтобы суд после развода оставил ребенка с отцом, должен быть действительно вопиющий случай: либо мать должна быть злостной преступницей, либо состоящей на учёте у нарколога.

    Данная практика привела к тому, что многие отцы после разводов даже не пытаются бороться за ребёнка, заранее осознавая свою беспомощность перед судебной машиной, а многие просто с детства воспринимают мать априори важнее, чем отца.

    А как вам попытка законодателя защитить в некоторой мере интересы женщины с маленьким ребёнком путём введения запрета для мужа расторгнуть брак без согласия жены во время её беременности и в течение трёх лет после рождения ребёнка? Значит, даже если жена изменит мужу, он будет вынужден принудительно терпеть обязательства по отношению к ней?

    В то же время жена (беременная или с ребёнком в возрасте до 3-х лет) имеет право развестись с мужем без его согласия. И плевать на его желания.

    Здравоохранение. У любого ребёнка есть мать и отец, однако женщина имеет право его убить с помощью медикаментозного аборта, оплачиваемого из налогов населения. Мужчина не имеет права запретить ей или выразить несогласие, к которому прислушаются врачи или государство.

    Выходит, после зачатия ребенка, в процессе которого роль мужчины и женщины одинаково важна, женщина получает исключительное право распоряжаться его дальнейшей судьбой. Лишь потому, что она женщина. Мужчины законодательно не имеют права распоряжаться судьбой своего зачатого ребенка, их мнения никто не спрашивает.

    Пенсионное законодательство. Женщина имеет право на пенсию в 58 лет, мужчина в 63. Почему? Разве женщины обладают худшим состоянием здоровья? Отнюдь. При этом средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составляет всего 66 лет, а женщин 78. Стало быть, в среднем мужчина получает пенсию всего три года, а женщина 20 лет. Хотя мужчины, как правило, работают гораздо больше, чем женщины. Трудятся на гораздо более опасных и вредных для здоровья рабочих местах.

    Как видно, в Республике Беларусь назрели некоторые довольно серьёзные проблемы в обеспечении равенства полов, поэтому есть надежда, что новая программа попытается восполнить данные пробелы.

    Заключение

    Во-первых, хочется в очередной раз отметить, что любят у нас использовать новомодные словечки, пришедшие с Запада. Вот и выходит путаница: вроде как гендерное равноправие предполагает внедрение гендерной идеологии, а на деле в документе речь идёт о равенстве полов — мужчин и женщин.

    Во-вторых, сам по себе документ действительно годный, в Беларуси назрела необходимость искать пути решения законодательных пробелов и корректирования дискриминационных норм по отношению к мужчинам.

    В-третьих, причина привилегий женщинам заключается, на наш взгляд, в распространённом ныне явлении — обратной дискриминации, когда ранее угнетённые категории населения стали иметь больше прав, чем ранее привилегированные. Здесь далеко ходить не надо: на Западе есть дискриминационные нормы и правила по отношению к белым мужчинам с традиционной сексуальной ориентацией, в то же время нацменьшинства и ЛГБТ пользуются привилегиями. На словах всё преподносится как уравнивание в правах, однако на деле всё выглядит как искупление вины за угнетения в прошлом.

    У нас схожие процессы по отношению к женщинам. Когда-то не обладающих даже избирательным правом женщин попросту боятся обидеть, пытаясь демонстрировать правовую и государственную защиту. А на деле выходит несправедливость и дискриминация мужчин.

    Безусловно, обратной дискриминации мужчин способствует и матриархальный перекос в обществе, который начал набирать силу после Октябрьской революции, когда стали бороться с патриархальной семьёй, как с пережитком прошлого и оголтелым традиционализмом, препятствующим становлению свободного коммунистического общества, в котором женщинам отводилась роль тружениц, ударниц и активисток, а не домохозяек и многодетных матерей.

    Успеть до 30! Гендерные роли и стереотипы россиян

    Женский карьеризм получил массовое распространение в нашей стране и привел к демографическому кризису. Фото: glavny.tv

    Важно понимать, что матриархальный перекос в обществе является одной из главных причин кризиса традиционных семейных ценностей, а также малодетности. Женщина-карьеристка и женщина-конкурентка, как правило, гораздо меньше времени уделяет семье и гораздо менее настроена на рождение хотя бы троих детей, так необходимых для поддержания численности белорусов.

    Для того чтобы белорусский народ выжил физически, необходимо популяризировать образ женщины-матери и домохозяйки, но, к сожалению, пока это уступает агрессивной пропаганде феминизма и женского карьеризма. Данная борьба — вопрос жизни и смерти народа.

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: гендерная идеология, равноправие полов, Феминизм
    Loading...