• 21.11.2017
  • 1946

Плохо мы жили — не было Джили

Ориентировочное время чтения: 7 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • Мечты сбываются. Выступая на открытии завода «БелДжи» в минувшую пятницу, Александр Лукашенко так и заявил:

    «Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, ещё и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась».

    Хочется верить, что Александр Григорьевич не поспешил с оптимизмом. По-чесноку, мечта о белорусской легковушке немного напоминает другой национальный идеал — среднюю зарплату в 500 долларов. Уже сколько раз к ней приближались и отчаянным штурмом брали передовые рубежи. Но каждый раз что-то происходит — кризис, рубль падает, доллар растёт, и статистика неумолимо откатывается назад, к родным трёмстам пятидесяти.

    Так и с местным авто. Что только ни пытались делать — «форды», «саманды» и даже российскую «Оку». И каждый раз оказывалось, что нерентабельно.

    В этот раз за сборку китайских легковых автомобилей Geely взялось предприятие «БелДжи». Сообщают, что 51% акций принадлежит БелАЗу, а значит, белорусскому государству и ещё 9% — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии». Остальное — китайским компаниям.

    Контрольным пакетом фордовского завода владел собственно Форд. «Самандом» — иранцы и белорусско-британская компания «Юнисон», в которой государство не имело контрольного пакета. Сейчас мы получим практически белорусское государственное предприятие с частной китайской долей.

    И это хорошо. Обратной стороной иностранных инвестиций всегда является вывоз капитала. Приятно, когда кто-то привёз и вложил в твою страну, например, миллион. Но когда он этот миллион благополучно окупил и продолжает вывозить из страны прибыль миллион за миллионом — это уже не так весело. Поэтому лучше строить своё.

    Кроме того, одной из причин фиаско «Саманда» стал конфликт акционеров. Белорусское государственное предприятие под кредит китайского, тоже государственного, банка сводят к минимуму возможность фокусов типа «инвестору стало неинтересно и он всё закрыл».

    Правда, и вся ответственность за результат теперь ляжет на государство и лично на Лукашенко. Если выйдет облом — на вредных буржуев уже не спишешь.

    Пока что планы у государства наполеоновские. Заявлено, что новый завод способен выпускать до 60 тысяч автомобилей в год, и даже до 120 тысяч, если хорошо напрячься. Однако, тут как в анекдоте — съесть-то он съест, но кто ж ему столько даст? Пересадить наших чиновников на «Джили» — это здорово. Но, смена автопарка будет постепенной, и едва ли они вместе с милицией купят хотя бы несколько сотен авто в год. Ещё 5-6 тысяч «Джили» обычно покупали граждане Беларуси и России. А в год должно уходить хотя бы 20 тысяч машин. Иначе будет как с «Фордом» и «Самандом».

    То есть, надо резко поднять продажи хотя бы раза в четыре. Задача не из простых. Президент пообещал стимулировать это дело льготным кредитованием и развитием сервисных центров. Однако на «БелДжи» пока выпустили только одну, совсем не бюджетную модель, так что белорусского рынка будет маловато — нужен российский.

    А для российского рынка нужна локализация — больше половины всего, что в этом «Джили» есть, должно быть белорусским или российским. Обещают, что уже в следующем году так и будет.

    В этом, кстати, дополнительная ценность проекта для Беларуси — власти надеются что он даст толчок производству комплектующих. Например, один из акционеров с белорусской стороны — «БАТЭ-Автокомпоненты» находился в глубокой коме, и эксперты уже объявили его предприятием-зомби. Теперь у зомби появится шанс вернуться к полноценной жизни.

    Есть ещё один занятный момент. В 2019-м году должна заработать БелАЭС. После того как стало ясно, что белорусскую энергию не будут покупать ни Польша, ни Литва, встаёт вопрос, как употребить её своими силами. В Минске появились электробусы, а Александр Григорьевич предлагает заменить газовые плиты электрическими и весело гоняет на дорогущей «Тесле». Китайцы предлагает «теслу» подешевле — в ближайших планах «БелДжи» выпуск электрокара, и одну такую диковинку уже подарили нашему главному водителю.

    Электрокар — игрушка дорогая, и белорусский не исключение. Везде они так или иначе субсидируются государством. Без этого никак. Но, если наши власти на такое решатся — китайские «теслы» отечественной сборки могут и найти своё место на белорусских дорогах.

    В общем, планов громадьё, однако их успех будет зависеть от удачи на российском рынке. Шансы есть — умудряется же наше государство втюхивать туда троллейбусы с грузовиками, да и китайцы продавать умеют. Если дело выгорит — появится много новых рабочих мест. На «БелДжи» планируется устроить 1300 человек, плюс оживут поставщики комплектующих. А если не выгорит — мы знаем, кто виноват. В любом случае, эксперимент обещает быть интересным.

    P.S. Отыскивая в Сети некоторые материалы к этой статье я случайно столкнулся с инопланетным разумом. «Наша Нива» ещё летом писала, почему завод по производству «Джили» — это плохо.

    Во-первых, потому, что он государственный, и автор убеждён — если все ключевые решения в экономике принимает государство, очевидно, что в таком государстве никогда не появится «Тесла».

    О том, что детище Илона Маска убыточно, как наши предприятия-зомби, и дышит сугубо благодаря миллиардным субсидиям государства — не, не слышали.

    Во-вторых, наша главная проблема — зависимость от России, а строительство крупного автозавода не только не решает эту проблему, но как раз таки увеличивает зависимость от нашего восточного соседа.
    Не уточняется, мы должны перестать торговать только с Россией или по всем фронтам строить белорусское чучхе с опорой на аграсядзібы і вышыванкі.

    Напомню, что похожее направление экономической мысли нынче доминирует в соседней Украине. (Картинка ниже)

    Плохо мы жили — не было Джили

    Дмитрий Исаёнок

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: «Тесла», БелДжи
    Loading...