• 18.04.2017
  • 225

Кому мало места в белорусском небе?

Ориентировочное время чтения: 8 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

Интерес к авиации общего назначения (АОН) или, так называемой, «малой» авиации во всем мире стремительно растет, и Республика Беларусь не является исключением. АОН сегодня – это значительный сектор мировой гражданской авиации. Мировой, но не отечественной.

АОН вносит существенный вклад в развитие национальной экономики, повышает качество и уровень жизни в тех странах, где она получила широкое распространение. Совокупная стоимость производства воздушных судов для АОН в США, Канаде, Бразилии и Европейском Союзе превышает стоимость производства военных самолетов.

В начале марта в СМИ появилось интервью с главой Белорусской федерации авиационного спорта бизнесменом Александром Центером. И хотя разговор с героем был о его увлечении авиацией, лейтмотивом публикации стало непростое состояние «малой» белорусской авиации, причиной которого, по его мнению, кроется в «архаичности» принципа управления, основанного не на уведомительном, а на разрешительном принципе полетов. Попытались разобраться в этой ситуации и мы.

Хорошо там, где нас нет

Фото: belvpo.com

По данным Ассоциации производителей воздушных судов АОН, на начало 2014 года по всему миру эксплуатировалось более 360 тыс.«малых» воздушных судов, из которых свыше 225 тыс. зарегистрировано в США. Из 13500 американских аэродромов 5000 принадлежат АОН.

Следует подчеркнуть, что вся эта «малая» авиация ежегодно вносит в национальную экономику Америки порядка 150 млрд. долларов и создает рабочие места для 1 500 000 (!) человек с суммарным доходом более 53 млрд. долл. США. Ее экономический вклад в ВВП США составляет 90% против 10%, получаемыми от регулярного коммерческого воздушного транспорта! Таким образом, становится совершенно очевидно, почему так комфортно летать над территорией США – на этом делают деньги.

Однако, несмотря на массу всевозможных сервисов и свобод, вопросы национальной безопасности и безопасности граждан в той же Америке находятся в приоритете.

Так, с момента вступления в должность Дональда Трампа стандартная 10-мильная зона ограничений полетов, устанавливаемая над местом нахождения Президента США, была увеличена и требует теперь от всех пилотов, находящихся в радиусе 30 миль от центра зоны и до высоты 17,999 футов MSL (над уровнем моря), подавать флайт-планы, соблюдать постоянную двустороннюю радиосвязь, а также включать бортовой ответчик. Думаю, не стоит говорить и о том, какими правами наделены американские власти, усмотри они в летящем воздушном судне террористическую угрозу.

Где Америка, а где мы

В Беларуси деятельность «малой» авиации только развивается и не носит столь массового характера как в США, Канаде, Европе, Австралии и ряде других стран.

«После США это как посадка на Луне. Думаю, это связано, в том числе с архаичной системой управления воздушным движением. У нас разрешительный принцип полетов, который уже отменен даже в России», – говорит Александр Центер.

Именно такая постановка вопроса в 2010 году стала причиной перехода на уведомительный принцип использования воздушного пространства в союзной России. Помогло ли это развитию АОН в стране? Нет.

Ставка на доступность неба не сработала, но создала много дополнительных проблем. На сегодняшний день в самой большой по площади стране мира (17 миллионов квадратных км.) от полуторатысячного советского аэродромного наследия осталось около 300 зарегистрированных аэродромов, да и то не все из них открыты для «малой» авиации, в рядах которой насчитывается всего около 2 тыс. воздушных судов!

Поток недорогой западной, но подержанной авиатехники фактически уничтожил собственное производство воздушных судов для АОН. Сегодня в России в интересах «малой» авиации работает чуть более 250 предприятий малого и среднего бизнеса. В Европе же таковых имеется порядка 8 тысяч.

Кроме того, новая система способствует развитию «серого» рынка авиаперевозок. Самолеты регистрируются как частные и используется для проведения чартерных перелетов и контрабанды.

С введением уведомительного порядка использования воздушного пространства в стране существенно увеличился рост авиационных событий с гибелью людей.Так, в катастрофе на Истренском водохранилище в августе 2015 года, в результате столкновения вертолета и гидроплана погибло девять человек, из которых двое были несовершеннолетними. Реакция властей не заставила себя долго ждать. Сегодня в стране ужесточены условия подготовки пилотов и сертификации авиационной техники.

Однако, введение в России разрешительного принципа без соответствующей подготовки не решило проблем развития «малой» авиации, а лишь увеличило их количество.

А теперь вопрос: по какому сценарию будут развиваться события, если завтра будет принято решение о введении уведомительного принципа в Беларуси? Думаю, ответ очевиден.

Первым делом безопасность, ну а денежки … потом

Белорусское военное ведомство не является коммерческой организацией и в процессе регулирования использования воздушного пространства руководствуется, в первую очередь, интересами государства и безопасностью полетов.

Вместе с тем, учитывая существующую тенденцию развития «малой» и беспилотной авиации, военные не возражают против упрощения порядка использования воздушного пространства страны, но при выполнении определенных условий. В их перечень входит и обязательное оборудование летательных аппаратов радиотехническими средствами их идентификации, а также создание инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное управление экипажами, контроль полета и оперативное предоставление достоверной аэронавигационной информации о текущей и планируемой воздушной обстановке, и разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Но для реализации этих условий требуется дополнительное финансирование и немалое. Однако ни Белаэронавигация, ни Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций (ДА МТК) вкладываться в дальнейшее развитие этого перспективного направления гражданской авиации не торопятся. А если быть предельно точным, то фактически саботируют инициативы военного ведомства.

Так, уже более полугода на согласовании в МТК безрезультатно пылятся два документа, принятие которых позволило бы упростить процедуру заявки для пилотов малой авиации, сократив время ее согласования на треть, причем с сохранением необходимого уровня безопасности полетов.

Однако, это не интересно тем, чья главная цель – полный контроль над небом, сулящий немалые дополнительные прибыли. Именно с этой целью в СМИ регулярно проводятся информационные акции, обвинителями в которых всегда выступают те, кто финансово заинтересован в лишении военных этого права.

Сетуя на имеющиеся проблемы (высокая таможенная пошлина, сложная государственная регистрация и отсутствие школ для подготовки пилотов международного уровня), к которым военное ведомство не имеет никакого отношения, они фактически подменяют понятия, вводя общественность в заблуждение.

Небо и дело общее

В заключение хочется еще раз напомнить, что прежде чем вводить уведомительный принцип, нужно создать для этого необходимые условия, провести большой комплекс мероприятий, создать информационную среду и нормативно-правовую базу, установить, что именно он будет подразумевать и какие процедуры будут предшествовать вылету.

Кроме того, важно понимать, что уровень безопасности полетов при разрешительном порядке выше. По оценке специалистов в области безопасности полетов и по опыту введения уведомительного порядка использования воздушного пространства в России, Украине, Польше, данный процесс, особенно на начальном этапе внедрения, приводит к существенному росту авиационных событий с гибелью людей.

Значительное упрощение существующих процедур получения пользователями разрешений на использование воздушного пространства возможно только при активной совместной работе. Эффективность такого сотрудничества военных и гражданских специалистов уже оценили в Германии и Австралии. Поэтому, на наш взгляд, Беларусь пока не готова для введения уведомительного принципа полетов «малой» авиации.

Небо беспечности не прощает!

Автор: Валерий Бережной

Источник: belvpo.com

Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

Лучшая награда - это репост!

Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

Благодарим за интерес к нашим публикациям!

Теги: «малая» авиация
Loading...