• 11.09.2017
  • 2157

Мы вместе: разные, но равные. Презентация семейного фильма «Абибу»

Ориентировочное время чтения: 16 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • На днях в Центре дополнительного образования «Светоч» состоялся закрытый показ семейного игрового короткометражного фильма «Абибу».


    Это проект народно-общественного финансирования платформы Talaka.by. Авторы фильма — режиссёрский дуэт Игоря Осмоловского (номинанта фестиваля «Лiстапад») и дебютантки Людмилы Шаповал.

    Мы вместе: разные, но равные. Презентация семейного фильма «Абибу»

    На фото: Людмила Шаповал и Игорь Осмоловский

    Фильм рассказывает о взаимоотношениях общества и подростка, больного аутизмом. Его поведение осуждают окружающие взрослые. Дети поначалу тоже настороженно относятся к странному мальчику, но после некоторых событий они открывают для себя Алика с совсем неожиданной стороны.

    Трейлер фильма «Абибу»: youtube.com

    Мы вместе: разные, но равные. Презентация семейного фильма «Абибу»

    Фото с показа фильма «Абибу»

    Главная особенность фильма состоит в том, что роль Алика, подростка с низкофункциональным аутизмом, сыграл мальчик с диагнозом аутистического спектра. Это сын Людмилы Шаповал — Ян.

    К сожалению, с ним познакомиться нам не удалось. Из-за повышенной чувствительности к свету и звуку Яну было бы трудно находиться на показе фильма. Можно сказать, что в «Абибу» он играл самого себя, но в то же время Алик — собирательный образ. Ян учится в восьмом классе минской спецшколы №11, где таких детей немало.

    «Абибу» — это придуманное подростком слово. Как отметила Людмила, аутисты вообще склонны к словотворчеству:

    — Когда Ян был маленьким, он сочинил фразу, которую я и моя дочь знали наизусть: «ау пау бичкочкачка как бичит и нам и папа». Ну чем не «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве…» Льюиса Кэррола? Ян придумывал такие слова, как «убежатки», «веселюхи», «еще одна безобразинка». Но, многие слова — по сути непереводимые звукосочетания.

    Странной кажется не только манера Яна говорить, но и его движения, выражение лица.

    — Когда я иду с ребёнком рядом, все вокруг стараются вести себя прилично. Но когда кажется, что он едет один в троллейбусе, а я сижу поодаль, можно услышать всё что угодно.

    Мечта Людмилы — помочь обществу понять, что каждый человек имеет право на уважение. Беларусь ещё далека в этом вопросе от того, чтобы быть толерантной к людям с особенностями. Многие годы они находились в медицинских учреждениях и интернатах, их редко выпускали на улицу. Поэтому такие ребята были лишены возможности социализации. Но в 2000 году диагностико-реабилитационные центры были реорганизованы в центры коррекционно-развивающего обучения. В их функционале появилось обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. До этого их обучали на дому, а то и вовсе этим не занимались, если у ребёнка был совсем тяжёлый диагноз.

    В 2004 году впервые был принят Закон республики Беларусь об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), появилось понятие «инклюзивное образование», в 2011 году — Кодекс об образовании Республики Беларусь (глава 55. Система специального образования), в 2015-м — Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Всех детей признали обучаемыми.

    Начали открываться интегрированные классы, где среди школьников — как обычные дети, так и дети с особенностями психофизического развития. Ребята с ОПФР получают квалифицированную помощь учителя-дефектолога, некоторые уроки проходят индивидуально по специальным программам, а на остальных — учатся вместе со всеми одноклассниками. В интегрированных классах, как правило, около двадцати человек, из них с особенностями — от одного до шести. Так ребята с малых лет узнают о том, что среди них есть и необычные сверстники. Они учатся помогать тем, кто нуждается в помощи, становятся добрее и милосерднее. И их родители — вместе с ними. Однако нередки случаи, когда мамы и папы отказываются вести своих детей в интегрированные классы. Быть может, от незнания, что такие ребята не заразны? Может они боятся, что их ребёнок не получит качественных знаний?

    — Опасения родителей оправданы только в том случае, если они сами настроены негативно к этим детям особенным, не объясняют своим детям, как себя вести с необычными своими сверстниками, — поделилась мама мальчика с аутизмом Евгения Журавлёва. — Сколько общалась с родителями, никто не был против, что эти дети в группе. Важно объяснить особенности своего ребенка. Мой сын Глеб может толкнуть кого-то, но не из агрессии, а именно чтобы привлечь внимание.

    Евгения отмечает, что существует, скорее, проблема с родителями особенных детей. По её мнению, есть ребята с очень тяжёлым диагнозом, их практически невозможно интегрировать.

    — Но родители трясут конституцией в ЦКРОиР, мол, всем детям положено доступное образование. И их всовывают в эти группы. И всё. Образовательный процесс умирает. Из-за недостатка специалистов в «интеграцию» порой запихивают по восемь-десять аутистов, детей с ДЦП, других ребят с ОПФР и группа превращается в ад. Реальный ад и для педагогов, которые не справляются с таким количеством особенных детей, и для родителей всех детей: обычных и нет. Какой образовательный процесс может быть, когда один бьёт себя, второй в углу забился, а третий в памперсе мычит? Это в саду. Интеграция должна быть разумной! Это должно быть включение практически в здоровый социум.

    Но Евгения считает, что даже в таких переполненных детками с ОПФР классах возможна успешная интеграция, но при условии: с каждым особенным ребёнком на занятиях — тьютор. В некоторых классах такое практикуют. Так что возможная опасность, например, вспышки агрессии, сведена к минимуму. Да и далеко не при любом диагнозе она есть. У обычных ребят тоже ведь бывает хулиганское поведение. Но когда они понимают, что с ними учатся те, кто нуждается в их помощи (и при условии, что интеграция действительно разумна и грамотно построена), то во многих ситуациях простые учащиеся заметно взрослеют, проявляют заботу и доброту. Они начинают принимать «других» людей, не пытаются их переделать или осмеять. И осознают точно не хуже своих мам и пап, что мир несовершенен. Но другого ведь у нас нет.

    То, что делают рядом сверстники, это очень трогательно, — отметила в одном из интервью Татьяна Голубович — мама мальчика с аутизмом, одна из тех, благодаря кому в Минске появился первый интеграционный класс для детей с аутизмом в общеобразовательной школе, руководитель благотворительного общественного объединения «Доброе дело. Помощь людям с аутизмом». Обычная девочка подходит в школе к моему неговорящему Ване, берёт его за руку и говорит: «Ваня, приседай! Приседай! Давай мне пять! Танцуй ровно!» Когда Ваня возмущается, она говорит: «Ты там не ругайся, пожалуйста!»

    Рассказала о положительных переменах у обычных детей в отношении особенных сверстников и директор Минского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Нина Викторовская:

    — В одной из школ стала учиться девочка с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Лифта не было. Через какое-то время старшеклассники по своей инициативе начали носить девочку на руках на второй этаж, поднимать коляску. Разве это не воспитание? В одном из оздоровительных лагерей, где отдыхали дети с ОПФР, побывала моя коллега и ещё раз для себя поняла, что они не дураки, они просто не имеют такого уровня образования. Но у них есть человеческие качества. И это самое главное.

    Осознать это помогает не только прямой контакт с особенными людьми, но и творчество. Людмила Шаповал закончила Белорусскую государственную академию искусств по специальности «режиссура видеофильма», чтобы рассказать языком кино о проблеме аутизма и предвзятого отношения общества к людям с особенностями развития.

    Съёмки «Абибу» заняли девять дней, а монтаж, озвучка и цветокоррекция — около года. Все актёры снимались бесплатно. Ваня Костюкевич, сыгравший одну из главных ролей, уже имел опыт работы в кино. Это была для него пятая актёрская работа. Диана Паречина, занималась в театральной школе-студии «Artboom». Четыре профессиональных актёра сыграли роли взрослых. Это Юлия Сурмейко, Алексей Юцкевич, Дмитрий Глазачёв и Алеся Прохорова. Такие съёмки для Яна тоже, можно сказать, стали своеобразной интеграцией.

    Мы вместе: разные, но равные. Презентация семейного фильма «Абибу»

    Награждение актёров фильма

    До начала работы над фильмом в съёмочной группе ни дети, ни взрослые ничего не знали об аутизме. Все их представления об этом нарушении развития ограничивались фильмом Барри Левинсона «Человек дождя». Они открыли для себя совсем другой мир, который приняли и постарались понять.

    Трейлер фильма «Человек дождя»: youtube.com

    Хоть государство и инициативные родители сделали и делают всё возможное, чтобы жизнь особенных людей стала гораздо лучше, вокруг того же диагноза «аутизм» кружится ещё целый ворох вопросов. Многие из них пока остаются без ответа. Не существует медицинских анализов, которые помогли бы выявить аутизм. Только наблюдая за поведением ребёнка и его общением с окружающими, можно поставить такой диагноз. Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей). Точные причины возникновения такого нарушения развития, как аутизм, пока не известны.

    — Детей-аутистов с каждым годом становится всё больше, — и пока эту проблему обществу открывают именно мамы таких ребят, — отметила Людмила Шаповал.

    На закрытом показе присутствовали актёры, участники съёмочной группы, спонсоры проекта, представители СМИ, белорусские писатели: Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, Вера Бурлак, Виктор Жибуль.

    Мы вместе: разные, но равные. Презентация семейного фильма «Абибу»

    На фото Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак

    Евгения Пастернак:

    — Я помню, как в музее Астрид Линдгрен полуторогодовалый ребёнок с инвалидностью ползал у всех под ногами. Им умилялись, ему помогали. Мама малыша не боялась, что его кто-то обидит. В фильме «Абибу» показано, что у аутистов есть необыкновенные особенности, даже гениальные. Но разве мы, обычные люди, гении? Нет, мы все разные. И не ожидаем от своих друзей и знакомых гениальных качеств. Мы же любим людей не за это. У любви вообще нет таких вопросов, как «Зачем?» или «Почему?». Она просто есть.

    Андрей Жвалевский:

    — Тема очень важная. Жаль, что мало пишется про это. Нужно ещё приучать и приучать общество к таким людям. Думаю, фильм «Абибу» поможет зрителю хоть немного задуматься.

    Я бы предложил как раз-таки альтернативный вариант сюжета фильма «Человек дождя»: главный герой берёт шефство над аутистом сразу же в расчёте, что это гений. Затем оказывается, что он просто обычный человек. Поначалу опекун ненавидит его, потому что аутист обманул его ожидания. А потом понимает, что это и неважно.

    Людмила Шаповал рассказала, что несмотря на возросший интерес к вопросам взаимоотношения общества и людей с особенностями, в белорусских интегрированных классах остаётся большая проблема — зачастую педагоги не знают специфики аутистических расстройств. Это подтвердила и мама Глеба — Евгения:

    — Детей много, государство пока не готово всем помочь. Да, образовательная концепция прекрасна. Но пока — мало групп, классов, тьюторов практически нет, у педагогов, психологов и дефектологов мало навыков работы с особенными детьми или нет их вообще. Да и в целом ни дети, ни их родители не знают, как взаимодействовать с «другими» людьми.

    Поэтому в настоящее время актуальным представляется проведение кинолекториев для педагогов и учащихся интегрированных классов Беларуси. Создатели фильма «Абибу» также решили попробовать поучаствовать в фестивалях: Игорь Осмоловский уже отправил заявки на более чем пятьдесят таких мероприятий.

    Евгения Журавлёва, узнав про «Абибу», с уверенностью говорит, что такие фильмы помогут семьям преодолеть аутизацию (болезненное отгораживание от мира, сильное нарушение контактности). Папам и мамам тоже нужна серьёзная помощь и понимание, что они не одни. Что вместе с такими же борцами они достигнут многого. А может и вовсе победят диагноз.

    — Если в Минске с поддержкой таких родителей и их детей всё обстоит в общем-то неплохо, то в белорусских маленьких городах пока об этом говорить не приходится, — тяжело вздыхает мама Глеба. — Я знаю историю, когда в семье одного городка родился поздний ребёнок-инвалид. Папа и мама не понимали, что с их ребёнком, не знали, куда обращаться. У них даже не было никогда в доме интернета. И дети, которым можно было бы помочь, от этого незнания с годами теряют возможность приблизиться в своём развитии к норме. Знаете, было бы здорово, чтобы такие фильмы показывали по телеканалам. Они бы помогли многим семьям.

    В дальнейших планах Людмилы Шаповал и Игоря Осмоловского — снять второй художественный фильм по сюжету сказки Людмилы «Аутилиус» со схожей проблематикой, которая станет ещё одним радостным, болезненным и творческим шагом к интеграции аутистов в наше общество. Возможно произведения Людмилы, как и другие попытки инициативных родителей, как-то сдвинут глыбу нерешённых вопросов: нехватки квалифицированных специалистов, отсутствия финансирования и непринятия здоровым социумом особенных людей.

    Что касается последнего. Как любое гуманное действие, эта интеграция не должна быть навязыванием. Иначе это будет противоречить главной цели — построению милосердного общества. Все мы разные, но равные. А для того чтобы помочь обществу разобраться и определиться со своими взглядами и ценностями, было бы уместно дать как можно больше информации об особенных людях. И с этой функцией может справиться в том числе и искусство, которое всегда искреннее.

    «Мы мечтаем о том времени, когда неповторимый свет детства получит признание и будет рассматриваться как исключительный дар во славу чести и человечности каждого из нас» (Генеральная Ассамблея ООН по проблемам детей. Нью-Йорк, 2001).

    Мы вместе: разные, но равные. Презентация семейного фильма «Абибу»

    Для тех, кто хочет узнать об аутизме больше autismschool.by

    Фильмы об аутизме: autisminfo.mail.ru

    Виктория Гомза

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: аутизм, Кино, Общество
    Loading...