• 07.12.2017
  • 755

Белорусское кино — как выйти из тени конкурентов

Почему белорусские фильмы привлекают так мало зрителей и нуждается ли отечественный кинематограф в перезагрузке?
Ориентировочное время чтения: 14 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • Белорусское кино переживает острый кризис, который удостоился внимания первых лиц государства. Наиболее типичный упрёк отечественному кинематографу заключён в двух фразах: “белорусское кино неинтересно даже белорусам” и “его никто не видит”. Президент Беларуси А. Г. Лукашенко неднократно высказывался по поводу состояния отечественного кинематографа и призывал “положить на стол сценарий нормального глубокого идейного фильма или лёгкого, простого, но интересного для народа”. Попробуем выяснить, почему такой сценарий до сих пор не лёг на стол Президента, но сначала обратимся к истории.


    История национальной белорусской киностудии в двух словах

    Решением правительства Белорусской ССР от 17 декабря 1924 года было создано собственное кинопроизводство и управление «Белгоскино». Первые фильмы киностудия «Советская Беларусь» снимала в Ленинграде (до 1939 года снято не более 50 кинолент). Первым отечественным фильмом считается «Лесная быль» 1926 года.

    Белорусское кино — как выйти из тени конкурентов

    Здание, выстроенное в Минске к 10-летию Белгоскино. Изображение: jelastic.5koleso.ru

    После 1946 года студию переименовали в «Беларусьфильм» с приданием статуса национальной после 1996 года. За минувшие 90 лет студия сняла около пяти сотен полнометражных картин, пик выпуска которых пришёлся на начало 70-х — конец 80-х гг. И это не считая тысяч документальных, научно-познавательных, детских и анимационных фильмов.

    Приблизительно с начала 2000-х гг. основным «хлебом» «Беларусьфильма» стало сотрудничество с российскими производителями, съёмка сериалов («Каменская» и другие) и около 25 картин, снятых режиссёрами из РФ. Однако все эти годы студия не прекращала создавать и выпускать собственный продукт.

    Чем известно белорусское кино

    Когда говорят об отечественном кинематографе, прежде всего вспоминают «фильмы про войну» и «детское» кино. И в этом обывательском на первый взгляд утверждении немалая доля истины. Действительно, почти три четверти снятых кинокартин — это изложение тех или иных моментов Великой Отечественной войны, революционной борьбы, связанных с ними эпизодов и детских сказок и историй, наподобие лент Леонида Нечаева «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и т. д. Остальная малая часть — это т. н. «производственные драмы» и редкие комедии вроде «Белых рос».

    Военная тематика в белорусском кино продолжилась и после распада СССР. За это к киностудии приклеилось шутливое прозвище «Партизанфильм». Если в девяностые снимались разные по драматургии и составу фильмы, то начиная с 2000 года, с момента выхода «В августе 44-го…», стало ясно, что наибольший успех приносят именно военные фильмы, которыми киностудия всегда и славилась. Впрочем, для «жизненных» картин также осталось место.

    Белорусское кино — как выйти из тени конкурентов

    Кадры из фильма «В августе 44-го…». Изображение: kino-teatr.ru

    В 2008 году белорусское кино заслужило критический отзыв Президента страны А. Г. Лукашенко. Он заявил тогда о недопустимости траты бюджетных средств на съёмки фильмов и предложил создателям картин брать кредиты. Президент не исключил компенсации за хорошие фильмы, подразумевая, видимо, коммерческий успех прокатных лент.

    Современный белорусский кинематограф на распутье

    Несмотря на участие в кинофестивалях и получение наград, белорусское кино заняло устойчивое место на распутье. Оно не вызывает интереса у зрителя. При этом снимать голливудские блокбастеры по комиксам режиссёрам не по карману — один такой фильм без учёта рекламы и иных издержек обходится в 100-150 млн долларов. А штамповать низкопробные комедии создатели тоже не могут — не позволяют традиции и репутация «серьёзной» студии.

    1 сентября 2007 года было объявлено о начале реконструкции национальной киностудии. В итоге на неё ушло более 10 лет. За время реконструкции обновили административный корпус, к отремонтированным павильонам добавили ещё два новых (по 1 тыс. кв. метров каждый). Тотальному обновлению подверглось и оборудование киностудии, закуплены современные аппараты для монтажа, цветокоррекции и записи звука. Министр культуры Беларуси заявил о том, что мощности студии позволяют снимать до 15 игровых картин в год. Вот только каких?

    Белорусское кино — как выйти из тени конкурентов

    Съемки фильма «Око за око». Изображение: sputnik.by

    Основной проблемой белорусского кинематографа, даже более важной, чем «что снимать», является малый рынок. Всё-таки 9,5 млн потенциальных зрителей, включая туристов, пожилых людей и младенцев — это очень мало для самоокупаемости кинокартин. Но и здесь есть свои исключения.

    Обратимся к очень близкой по ресурсам и населению европейской стране — Чехии. Звучит невероятно, но долгие годы именно местные фильмы доминировали в чешском прокате. Ни «Мстители», ни «Трансформеры» не покоряли тамошнего зрителя так, как аутентичное кино.

    Например, в 2014 году в прокате лидировала сказка Tři Bratry / «Три брата», собравшая почти 3,5 млн долларов (здесь и далее — по сегодняшнему курсу чешской кроны к доллару) и около 661 тыс. просмотров. В 2006 году 788 тыс. зрителей посмотрели Účastníci zájezdu / «Участники турпоездки» — комедию характеров, снятую по одноименному летнему роману чешского писателя Михаила Вивега. Лента принесла создателям около 3,6 млн долларов.

    В 2010 году в чешском прокате и вовсе произошла локальная сенсация. Вольный пересказ «Дневников Бриджит Джонс» и «Секса в большом городе» Ženy v pokušení / «Женщины в соблазне» обогнала казавшийся непобедимым «Аватар» и привлекла 1,24 млн зрителей, принеся сборов на 5,7 млн долларов. Для сравнения творение Джеймса Кэмерона посмотрели 954 тыс. зрителей. Чуть раньше лирическая притча о жизни и старости Vratne lahve / «Пустая тара» привлекла 1,254 млн зрителей, заработав в прокате те же 5,7 млн долларов.

    Возьмём для сравнения историю, случившуюся с одним из самых громких для своего времени белорусских проектов — исторической драмой «Анастасия Слуцкая». На съёмки данной ленты в 2003 году выделили 1 млн долларов из президентского фонда. На фильм массово загоняли школьников и вообще всячески его рекламировали. Лента получила несколько кинопремий, а затем, спустя всего год после премьеры, была продана российской компании с правом использования на 7 лет… за 8,5 тыс. долларов!

    Режиссер «Слуцкой» Юрий Елхов впоследствии сокрушался в интервью «Комсомольской правде», что «Беларусьфильм» и он лично получают сущие копейки от проката — всего около 1 млн белорусских рублей старыми (100 р. новыми). При этом, по словам режиссёра, фирма-правообладатель заработала «миллионы долларов» за счёт тиражирования и продажи копий ленты на DVD.

    Белорусское кино — как выйти из тени конкурентов

    Режиссер Андрей Курейчик. Изображение: 21.by

    Точных данных о сборах той или иной белорусской картины в местном прокате практически не найти. Вероятно, показатели настолько низкие, что их просто стыдно демонстрировать. Вот несколько более-менее достоверных примеров:

    • «PARTY-ZAN фильм» — молодёжная комедия, снятая в 2016 году Андреем Курейчиком, первый широкоэкранный предновогодний фильм. Бюджет ленты — 40 тыс. долларов. Фильм изначально имел довольно активную промо-кампанию, но вот незадача — незадолго до премьеры выяснилось, что он не зарегистрирован Министерством культуры. Прокатное удостоверение ленте выдали за считанные дни, однако злоключения на этом не закончились. Минкульт во время второго прокатного уик-энда обнаружил, что хронометраж фильма не соответствует заявленному. В результате, по словам создателей картины, они потеряли около 40 сеансов и не менее 40% прибыли. Итоговые сборы не превысили 16 тыс. долларов, но фильм всё равно окупился благодаря поддержке спонсоров.
    • Фильм «ГараШ» того же Курейчика, вышедший в 2016 году, посмотрело 5 521 минчан, принеся создателям чуть более 8 тыс. долларов (при бюджете 5 тыс.). Данных по прокату в республике в открытом доступе нет.
    • Ремейк «Белые Росы. Возвращение» посмотрело 5 281 жителей Минска, а его прокатная прибыль не превысила 7 тыс. долларов.
    • Хорошая задумка в стиле детского приключенческого кино «Чудо-остров или Полесские робинзоны» при затратах в 1 млн долларов в Минске посмотрели только 3 646 зрителей, что эквивалентно чуть более 2 тыс. долларов прибыли.
    • Интерес к блокбастеру «Мы, братья» («Код Каина») с голливудской звездой Эриком Робертсом и бюджетом под 2,5 млн долларов проявили только около 40 тыс. человек по всей стране, что дало возможность заработать 43 тыс. долларов.

    В разные годы доля зарубежного кино в белорусском прокате достигает 95-99%. За пять минувших лет в столичный прокат выходило не более 25 отечественных кинолент.

    Каких фильмов не хватает в Беларуси

    Белорусское кино нуждается в срочной перезагрузке. Отход от военной тематики неизбежен, на арену скорее всего выйдет добротное авторское кино, вроде победившего на минувшем кинофестивале «Листапад-2017» в секции белорусского кино фильма «Завтра» Юлии Шатун. Эта лента, названная «хроникой современной белорусской интеллигенции», стала первой игровой картиной о жизни в стране здесь и сейчас. Сюда же можно отнести кинопроект «Хрусталь» Дарьи Жук, отмеченный наградой в Таллинне на фестивале класса А (как Каннский, Берлинский или Венецианский). В нём рассказывается о приключениях девушки из середины девяностых, мечтающей уехать на работу в США, но допускающей ошибку при заполнении документов.

    Белорусское кино — как выйти из тени конкурентов

    Кинофестиваль «Листапад-2017» в Минске. Изображение: 1prof.by

    Можно снять весёлое кино, как «Белые росы», в котором показывают жизнь обычного жителя деревни. Либо посмотреть на быт офисного работника, продавца, почтальона, медика или только что приехавшего в город «искателя приключений». Это может быть и драма, на которые весьма богата наша жизнь. Потеря близких и поиски себя, отчуждённость вследствие болезни или инвалидности и попытки интегрироваться в общество, потеря любимой работы и стартап, меняющий жизнь, крах спортивной карьеры и посвящение себя детям. Сюжеты для такого кино подбрасывает сама жизнь, достаточно поговорить с парой человек на улице, чтобы сложить мысленный концепт будущего фильма. Такого простого кино, «приправленного» авторской «изюминкой», сейчас очень не хватает.

    По-прежнему мало выпускается современного детского кино, экранизаций сказок, былин и детской фантастики. Давно пора бы переснять «Приключения Арбузика и Бебешки», обратиться к творчеству Кира Булычёва, Владислава Крапивина и других авторов. В России недавно «выстрелил» «Последний богатырь», собравший в прокате более 30 млн долларов, при бюджете около 8,5 млн. Окупаемость очевидна, а значит на такие фильмы есть спрос и зрительская жажда. Что примечательно, «Золото Листапада-2017» получила эстонская картина «Ноябрь», основанная на местной мифологии. Таким образом, по крайней мере в этом году, мифологические картины оказались востребованы и профессиональным жюри, и зрителем. Думается, недостатка в ярких сюжетах из белорусских легенд и сказок нет.

    Если рассуждать с позиции зрителя, хотелось бы видеть и отечественные сериалы. Хотя данный вид искусства часто окружён негативным ореолом «убийц времени», сериалы в современном мире — это такой же коммерческий продукт, который одновременно может приносить пользу зрителю и прибыль создателю. Нам не хватает именно своего, а не снятого совместно с российскими авторами, сериала.

    Давайте делать и смотреть хорошее кино

    Кино — это не просто вид развлечения, предлагающий отвлечься на полтора-два часа от повседневной реальности. Транслируемое на экране — это мощный посыл, идущий извне и оказывающий влияние как на настоящую жизнь человека, так и на его формирование в будущем. Особенно это важно для детей, впитывающих информацию извне, как губка. Они ещё лишены взрослого скепсиса и жизненного опыта и не могут отсеивать зёрна от плевел. Поэтому именно детское кино должно быть в первую очередь качественным и нести «разумное, доброе, вечное», а не просто набор прыгающих роботов или анимированных персонажей.

    Белорусским фильмам, рассчитанным на более взрослую аудиторию, не стоит догонять в заведомо проигрышной гонке западные блокбастеры. Но и не стоит застревать в омуте «фильмов про войну». В них должны находить отражение именно белорусские, аутентичные культурные особенности, понятный юмор и близкие сюжетные переживания. Фильмов о «здесь и сейчас« действительно очень мало, а они очень нужны. Ведь именно они обходятся без «космических» бюджетов и топовых актёров. Нужны истории. А хорошие они будут или плохие — пусть свой выбор делают режиссёры, а оценивать будем мы, зрители.

    Леонид Мережковский

    Вам будет интересно:

    Алексей Рыбников: композитор, оказавшийся в тени кино

    10 фильмов, которые невольно встают перед глазами при просмотре «Бегущего по лезвию 2049»

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: искусство, Кино, Культура
    Loading...