Мнения

«А на что здесь смотреть?»: почему в Беларусь не едут туристы

Беларусь туристический… После этих слов каждый может подставить то, что считает нужным (рай/заповедник/провал) и будет по-своему прав. Не первый год звучат призывы властей о том, что туризм в Беларуси следует развивать и сделать это нужно было «еще вчера». Однако каждый год результат не впечатляет туристы нашу страну вроде бы и посещают, но делают это как-то неохотно и словно через силу. Неужели мы ничего не можем им предложить?


Годы гостеприимства… без гостей

2014-ый год был объявлен в нашей стране Годом гостеприимства [1]. Это событие было приурочено к Чемпионату мира по хоккею и обещало стать своеобразной промо-акцией, благодаря которой миру следовало узнать о Беларуси. Цели указа декларировали «развитие туризма» и «создание современной туристической инфраструктуры». Его развитие нашло отражение в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь №62 от 24 января 2014 года «Об утверждении республиканского плана мероприятий по проведению в 2014 году года гостеприимства» [2].

В Постановлении были предусмотрены важные и прогрессивные меры по привлечению туристов в страну: отмена визового режима на период проведения чемпионата, организация дополнительных точек общепита с блюдами белорусской кухни и дублирование в меню их названий на иностранных языках, информационно-рекламное сопровождение чемпионата, торжественное празднование 70-й годовщины освобождения Беларуси от немецких захватчиков и т. д.

Словацкие туристы в Минске во время Чемпионата мира по хоккею-2014
Словацкие туристы в Минске во время Чемпионата мира по хоккею-2014. Изображение: ctv.by

Стоит ли удивляться, что такая массированная рекламная акция привлекла в страну 137 444 туриста [3]? Подавляющее большинство из них (113 180 человек) составили граждане Российской Федерации. Также удалось заинтересовать туристов из Латвии (2 348), Литвы (2 023), Украины (1 776) и Германии (1 704). 2014-ый год назвали лучшим для белорусской туристической отрасли. Но стоило отгреметь фанфарам чемпионата, как посещаемость нашей страны вновь упала до «стандартных» значений. Хотя мы и остаемся гостеприимной и спокойной державой, почему-то все остальные наши неформальные «годы гостеприимства» проходят без гостей.

Сколько туристов приезжает в Беларусь

Интересно было полистать доклад одной из компаний, осуществляющих мониторинг туристического рынка. Рекомендуем познакомиться с ним полностью там содержится много интересного [4]. Например, становится известно, что в 2014-ом (до недавнего времени самом «хлебном» году, на уровень которого следовало ориентироваться) туризм принес стране 253,3 млн долларов. Много это или мало? Всего около 1,9% ВВП. Для сравнения в Турции туристическая сфера ежегодно занимает от 10 до 12% ВВП.

Оттуда же мы узнаем, что 60% иностранных туристов прибывают по частным приглашениям, 25% следуют транзитом, 6% вынужденно посещают нашу страну в силу служебной необходимости и только 1% (!) в качестве цели поездки указывает собственно туризм. Сказать, что это печальная статистика это не сказать ничего. Туристы действительно мгновенно пересекают нашу страну, посещая преимущественно Минск, и не задерживаясь здесь. Средний срок пребывания путешественников в Беларуси не превышал 4-х дней.
Но тогда для кого выстроены 331 гостиница, 37 гостиничных комплексов, 7 туристско-гостиничных комплексов, 4 мотеля и 151 «средство размещения иного вида»? Единовременно они могут вместить почти 35,5 тыс. человек (размеры небольшого стадиона), однако в большинстве случаев простаивают.

Фасад «Renaissance», одного из минских готелей
Летом 2016 г. заполняемость гостиниц в Минске не превысила 39%. Изображение: renaissance-minsk.by

Гораздо привлекательнее для «случайных», отечественных или, чего уж там греха таить, российских туристов выглядят санаторно-курортные и оздоровительные организации (их функционирует 466) и агроусадьбы (2,03 тыс. объектов). В санаториях успело отдохнуть 847,4 тыс. человек, а в агроусадьбах 318,8 тыс. человек. Вот где золотая жила! Но не будем радоваться – из всех посетителей гостеприимных усадеб белорусы составили 86,9%.

Проследим динамику посещения нашей страны иностранными туристами:

Динамика посещения Беларуси иностранными туристами, 2000 — 2015 годы

Как видим, в 2015-ом году ситуация изменилась. Количество туристов подскочило более чем в 2 раза. Больше всего из них по-прежнему прибывали из Российской Федерации. Полюбоваться отечественными красотами также захотели немцы, китайцы, итальянцы, прибалты и поляки. Средняя продолжительность пребывания составила 5 дней. И все же основными гостями как санаториев, так и агроусадеб являлись граждане Беларуси (77,3% и 88,1% от общего числа посетителей соответственно) [5].

Что же так пугает иностранцев

Трудно ответить на этот вопрос, не будучи иностранцем, который мало знает о нашей стране или не знает о ней ничего. Тем не менее, читая форумы и комментарии, можно сделать выводы о том, что мешает Беларуси развивать туристическую отрасль.

  1. Отсутствие информации о стране и рекламы. «Where is Belarus?» такой вопрос можно иногда услышать и в Европе, и уж тем более за ее пределами. Страна у нас маленькая, ассоциируется в основном с Россией. Да, познания в географии у представителей некоторых держав тоже весьма скудны и в этом не наша вина, а системы образования той страны, где они проживают. Но если белорусские власти хотят получать доход от туризма, то в странах «целевой аудитории» должна идти хотя бы минимальная реклама. Такие попытки были в 2010-ом году по каналу Euronews шел ролик Invest in Belarus, а в декабре минувшего года также была снята видеопрезентация «Беларусь страна для жизни», но ожидаемого эффекта они не принесли.
  2. Визовый режим. Самая спорная мера для страны, декларирующей ориентацию на туристов. Правда, закон в данном случае исходит из принципа взаимности безвизовый режим введен в отношении граждан тех стран, которые предполагают безвизовый въезд белорусов к ним. Исключение, что интересно, составляют граждане Катара и ОАЭ им разрешено свободное посещение Беларуси, чего не скажешь о наших гражданах, желающих посетить эти экзотические страны. Всего в списке 23 государства, граждане которых могут посещать нашу страну без виз [6]. Интересными новеллами являются безвизовое посещение Беловежской пущи (до 3 дней) и туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и прилегающих к нему территорий (до 5 дней, на срок до 31 декабря 2017-го года с возможностью пролонгации). Остальные туристы платят за открытие однократной краткосрочной визы (тип C) 60 евро [7]. Нельзя сказать, что требования к открытию визы какие-то сложные или запредельные, но они все-таки есть. Граждане ЕС и США, привыкшие беспрепятственно перемещаться по планете, откровенно не понимают такой «изолированности» от мира.
  3. Несоответствие сервиса и качества услуг цене. Это довольно спорная и «размытая» причина, но тем не менее, она также отпугивает потенциальных туристов и часто обсуждается на форумах. В стране мало хостелов, дешевых гостиниц, закусочных и иных заведений для не самых богатых пилигримов. Просто шокирует прибывающих из-за рубежа гостей «выжженная земля» вдоль республиканских и областных трасс ни один огонек закусочной приветливо не мигает им, ни один мотель с неоновой вывеской не сверкает в ночи. Хотя тут тоже вопрос неоднозначный: не едут, потому что вдоль дорог нет закусочных или закусочных нет, потому что никто не едет? Особняком стоит повальное невладение населением английским языком, что в сфере туруслуг особенно непростительно.
  4. Неверное представление о стране в целом. Для бесстрастного восприятия этого пункта нужно понимать, в каком информационном вакууме проживает средний европеец или американец. Максимум, что им демонстрируют местные СМИ это «последнюю диктатуру Европы», «ближайшего союзника России» и государство «где-то за пределами ЕС». Такие посылы отпугивают потенциальных туристов, но привлекают всяких маргиналов и экстремалов, для которых поездка в подобные страны – что-то вроде разового развлечения. Добавляют негатива и противники действующей власти, при любом удобном случае выдающие желаемое за действительное [8]. Вместо того, чтобы приглашать тех же евронаблюдателей и их сограждан в нашу страну, познакомиться с культурой, пообщаться с людьми на улицах и просто погулять, они твердят о «путинизации» и «азербайджанизации». Отличная реклама, ничего не скажешь.
  5. Пресловутое «нечего смотреть». Слышать такое о стране, на территории которой располагается 4 памятника, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, значительное количество исторических городов, храмов, монастырей, замков, ценных архитектурных, культурных и исторических памятников, как минимум странно. В каждой области и г. Минске можно найти минимум по 7 достопримечательностей, а ведь это уже почти 50 объектов для въездного туризма! [4]. И это без учета нетронутых человеком озер, уникальных водных источников, огромных лесных массивов и иных богатств. Неужели этим нельзя привлечь людей из мест со скудной природой и растительностью? Можно, просто этим никто не занимается?

В поисках «золотого кольца» Беларуси

Чего действительно не хватает отечественной туристической отрасли — так это продуманных маршрутов посещения достопримечательностей и «легенд», делающих привлекательными памятники и иные объекты. Турагенты, да и рядовые граждане, плохо представляют себе, что показывать иностранным гостям. В Минске обычно ведут к Костелу Святого Симеона и Святой Елены, гуляют по «центру» (Троицкому предместью, Немиге и проспекту Независимости) и завершают обзорную экскурсию у Национальной библиотеки. В стране в целом показывают Мирский и Несвижский замки, Брестскую крепость и Беловежскую пущу, «линию Сталина» и парочку костелов.

Карта достопримечательностей Беларуси
Карта достопримечательностей Беларуси. Изображение: prof-press.by

При этом дифференцированных маршрутов (для молодежи, людей постарше, любителей экстремального туризма или санаторного отдыха) практически нет. Учитывая, что в мире развиваются самые необычные виды туризма («ядерный», «туризм окраин», «военный», «охотничий» и т.д.), кажется и нашим туроператорам пора проявить немного фантазии и открыть для зарубежных туристов (а заодно и для себя) новые направления и места.

Что же делать для привлечения туристов (вместо выводов)

Для начала не паниковать. Позитивный имидж нашей страны в глазах иностранных туристов укрепляется с каждым годом. Двери гостеприимного белорусского дома открыты для всех и зарубежные визитеры это знают. У нас нет повального воровства, в котором сейчас обвиняют Бразилию. Нет террористических групп, которые в первую очередь атакуют туристов (как Фронт национального освобождения Корсики). А также нет строгих требований ко внешнему виду и нормам поведения туристов (как в Саудовской Аравии и Иране). По этим показателям мы уже являемся привлекательнее многих государств.

Во-вторых, не создавать из туристической сферы культа, не рассматривать ее как «локомотив» или «трактор» экономики, который позволит ей преодолеть трудности и обогатит бюджет ощутимыми поступлениями. Хорошо, если в ближайшие годы совокупный доход от туризма займет 3-5% ВВП, а не как в Греции 15-20%, где он по сути является единственной прибыльной сферой в структуре валового внутреннего продукта.

В-третьих, возобновить рекламу и формировать позитивный имидж страны. Надо ярче подчеркивать наши достоинства: чистоту улиц, доброжелательность людей, спокойный и оздоровительный отдых, исторические места, богатую историю и т.д.

Исторические реконструкции
Одно из привлекательных для туристов направлений — исторические реконструкции. Изображение: restbee.ru

В-четвертых, безусловно, смягчить визовый режим. Ввести простую и понятную электронную систему выдачи виз (как в ОАЭ) и снизить плату за ее получение. С одной стороны, здесь действует уже известный нам принцип взаимности, в первую очередь в отношении стран Еврозоны, но почему же должны страдать другие государства? 25-30 евро за визу и в идеале ее оформление прямо в аэропорту или при прохождении границы (как раньше было в Турции).

И, наконец, в-пятых стимулировать налоговыми или иными льготами тех туроператоров, которые предлагают комплексные туристические маршруты и активно возят по ним туристов. Например, «Беларусь военная» (Музей ВОВ Линия Сталина Брестская крепость Буйничское поле), «Беларусь историческая» (Мирский замок Несвижский замок Полоцк Лида) и т.д.

Таким образом, туризм в Беларуси, как и многие другие отрасли, находится на заре своего становления. Свою нишу в общемировом туристическом разделении труда наша страна, безусловно, займет, просто на это нужно время.

Владимир Марченко

Источники:

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. №573 «Об объявлении 2014 года годом гостеприимства». www.mst.by/uploads/files/000381_714478_God_gosti.doc
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №62 от 24 января 2014 года «Об утверждении республиканского плана мероприятий по проведению в 2014 году года гостеприимства». http://government.gov.by/ru/solutions/2127
  3. Турфирмы отправили в Беларусь в прошлом году более 110 тысяч россиян. http://sputnik.by/tourism/20150408/1014662314.html
  4. В 2015 году Беларусь посетили 300 тысяч туристов. http://naviny.by/rubrics/tourism/2016/03/05/ic_news_126_471665
  5. Безвизовое передвижение. http://mfa.gov.by/visa/freemove/
  6. Ставки консульских сборов. http://mfa.gov.by/visa/stavki/
  7. Еврокомиссар Йоханнес Хан побеседовал с белорусской оппозицией о ситуации в стране. http://naviny.by/rubrics/eu/2015/04/16/ic_news_627_456854
Метки (тэги)
Показать больше