• 06.06.2018
  • 789

Арамисы из Бруклина

Ориентировочное время чтения: 16 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • Дела автокефальные в серии «Скарбы адраджэння»


    Пётр Алексеевич Порошенко, возжелавший заполучить собственную автокефальную церковь, задал новый тренд.

    Наш патриотичный пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергей Лепин, кажется, опять сцепился с «русским миром». А телеканал «Белсат» порадовал передачей о том, как белорусы уже почти столетие борются за автокефалию. То есть, за независимость нашей православной церкви от других церквей и за то, чтобы выше нашего патриарха были только боженька и местное правительство.

    Занятная вышла передача, и выводы неожиданные. Например, из неё можно узнать, что у царкоўна-рэлігійным жыцці на пачатку ХХ ст. беларускі народ быў самы сірочы ў Еўропе: толькі ў яго не аказалася ўласнай канфесіі.

    Что за собственная конфессия была, скажем, у французов или испанцев, бог его знает. Однако у белорусов, по мнению авторов фильма, она должна быть — наша государственность без неё недостаточно крепка.

    Первый шаг в этом направлении сделал епископ Мелхиседек (Паевский). Который пытался выудить в мутных водах церковного раскола 20-х годов автономию для белорусской церкви, и даже объявил себя в 1923 году митрополитом Белорусским. Но Советская власть и церковное начальство не оценили порыв.

    Следующим стал бобруйский епископ Филарет (Раменский), который объявил в 1927 году автокефалию. Советская власть не оценила и на этот раз.

    Когда в 1941 году Советская власть на территории Беларуси перестала существовать, сторонники автокефалии приободрились и попытались заинтересовать этой идеей власти немецкие. В 1942 году даже провели Всебелорусский церковный собор, приняли устав автокефальной церкви и поблагодарили Гитлера за освобождение от московско-большевицкого безбожного ярма. Но, что-то опять пошло не так.

    И тут передача неожиданно закончилась. С автокефалией не срослось, но за автономию надо бороться и реализовать вековую мечту народа и Мелхиседека. До новых встреч, дорогие телезрители.

    И знаете, как-то обидно стало. За людей, которые в наши дни благословляют младофронтовцев в камуфляже, освящают кресты в Куропатах, сопровождают каждый год «Чарнобыльскі шлях» и из далёкой Америки молятся за Украину.

    Арамисы из Бруклина

    В США белорусская Церковь молилась об Украине https://krynica.info/ru/2015/08/31/v-ssha-belorusskaya-cerkov-molilas-ob-ukraine/

    Они уже сейчас на полном серьёзе считают себя священниками белорусской автокефальной православной церкви. Младофронтовцы и демократические СМИ их в этом качестве признают. А вы говорите, не срослось.

    Так что, давайте рассказывать эту трагикомическую историю до конца. Она, к тому же, довольно поучительная.

    Наши старые друзья

    Продолжив погружаться в эту историю, мы сразу встретим старых знакомцев из предыдущей серии — «паваенную эміграцыю». У них вообще всё должно быть «белорусским по духу и содержанию». Включая и религию.

    Да, попытки создать белорусскую автокефальную православную церковь начались во время немецкой оккупации. Немцы были не против. Однако против было православное духовенство, которое хоть и сотрудничало с немцами и ненавидело большевиков, но не одобряло местного сепаратизма.

    Архиепископ Афанасий (Мартос) в своей книге писал: Натхніў на гэта немцаў беларускі актыў у Мінску, што складаўся з пяці-шасьці чалавек, якія карысталіся даверам немцаў.

    Белорусскому активу удалось продавить Всебелорусский церковный собор, который прошёл в Минске в сентябре 1942-го, однако участники спустили дело на тормозах — приняли устав и почти провозгласили новую церковь, но обращение к другим поместным церквям, без которого никак, отложили на потом. А потом вернулась Красная армия, и собственную конфессию активу пришлось допиливать в эмиграции.

    В мае 1946-го группа энтузиастов в лагере для беженцев в городе Регентсбург собрала Первый съезд белорусских православных верующих. Собрание просило «своих» священников не уходить в Русскую Зарубежную Православную Церковь, а всё-таки блюсти недопровозглашённую в 1942 автокефалию.

    Сперва в роли лидера новой церкви видели митрополита Александра (Иноземцева). Уроженец Тобольска, он прошёл Гражданскую среди сторонников единой и неделимой России, добежав с ними аж до Константинополя, но с РПЗЦ у него как-то не складывалось. Впрочем, и с БАПЦ не сложилось — в 1948 он странным образом погиб.

    Подсобили автокефальные украинцы, выделившие для этой затеи одного своего епископа — Сергия (Охотенко). Какая разница, белорусская или украинская, главное что не русская и автокефальная.

    И в 1948 году на берегу Боденского озера провели собор, и многовековая мечта сбылась. Серьёзно, многовековая — родоначальником идеи белорусской автокефальной церкви не мелочась объявили аж Григория Цамблака из XIV века.

    Епископ домашней выделки

    Однако одним епископом кадровую проблему было не решить. Дело в том, что большая часть белорусских церковных деятелей времён оккупации во главе с митрополитом Белорусским и Минским Пантелеймоном (Рожновским), оказавшись на Западе, всё-таки выбрала для себя Русскую Православную Зарубежную Церковь.

    Причины, видимо, было две. Материальная — РПЗЦ была большой и небедной организацией. И идеологическая — раскол среди эмиграции на сторонников созданной немцами Центральной Рады во главе с Островским и сторонников воссозданной в 1947-м году Рады БНР во главе с Абрамчиком. Автокефалия считалась проектом Абрамчика, поэтому заклятые друзья из конкурирующей структуры гадили, как могли.

    Так или иначе, выход из этой ситуации белорусская эмиграция придумала простой — воспитать духовных лиц в своём коллективе. Если Арамис смог переквалифицироваться из мушкетёров в аббаты, так отчего же бывшему бойцу полицейского батальона не основать небольшой, но очень автокефальный приход где-нибудь в Нью-Йорке?..

    Один из деятелей «белорусского движения» периода оккупации Владимир Томащик принял в 1949 году монашество и в том же году стал епископом Василём.

    Иосиф Сажич, в молодости простой полицейский, а позже — глава Рады БНР и кумир белорусской творческой интеллигенции, вспоминал:

    Дарэчы, мяне хацелі высвяціць на святара, асабліва пасля смерці жонкі. Высвяціўся б — мог разлічваць стаць япіскапам. Але ўмяшаліся справы палітычныя, і я сказаў «выбачайце». І добра, бо я не веру ў Святую Тройцу…

    Эти нюансы биографий добавляли автокефальному православию неповторимый шарм.

    В 60-х годах приход св. Кирилла Туровского в Бруклине сотрясал конфликт. Один из лидеров сообщества прихожан Кастусь Мерляк — в прошлом боец полицейского эскадрона Рогули и батальона «Дальвиц», обвинил того самого епископа Василя в том, что он хотел прибрать к рукам грант, выданный «Комитетом по освобождению от большевизма» Абрамчику.

    Воевали несколько лет — судились, Василь отлучал от церкви направо и налево. Просили посредничества епископа Андрея (Крита) — этот в войну работал в школе национал-социалистических пропагандистов в Германии, а в 1950-м Василь рукоположил его в священники. Не вышло, и приходов св. К. Туровского стало два. Второй возглавил оперативно рукоположённый  Святослав Ковш, тоже из бывших.

    Я бы сказал, что на фоне нынешних ветеранов АТО господа коллаборационисты просто зайки — такая драма и ни одной попытки пробить оппоненту башку или достать гранату.

    (Врезка. Желающим погрузится в светские и духовные дрязги «паваеннай эміграцыі» могу порекомендовать эту книгу).

    Фашисты и франшизы

    Такие скандалы случались у наших мушкетёров регулярно. С начала 80-х сторонники Митрополита Изяслава и сторонники митрополита Николая схлестнулись в таких «гугенотских войнах», что небесная твердь дрожала. И только когда в начале нулевых оба  духовных лидера преставились, всё потихоньку улеглось. Кажется, снова подсобили украинцы — сейчас церковь возглавляет Святослав (Логин), окончивший Киевскую духовную семинарию.

    Ряды при этом, конечно, редели. Они и так были не сильно густыми — в скандале с расколом в приходе К. Туровского участвовало полторы сотни человек. Некоторые приходы, не выдержав всего этого, перешли в подчинение Константинопольского патриархата, часть прихожан ушла к униатам — там тоже службы «па-беларуску», но священники, как правило, с образованием и признаваемым статусом.

    А главное, парни упустили момент, когда в Беларусь могли проникнуть какие угодно заграничные культы. Даже местную антисоветскую интеллигенцию, кажется, полностью подобрали униаты.

    Однако, существовала ещё одна автокефальная православная церковь, которая не дремала — Народная  — БАП(Н)Ц. Эта ещё веселее.

    Её основателем стал Владислав Рыжый-Рыжски. Проверенный кадр — Центральная Рада,  батальон «Дальвиц» и т. д. Тот самый Борис Рогуля так вспоминал о товарище:

    Ён хацеў высьвяціцца ў сьвятары, каб служыць Богу на роднай беларускай мове. Аднак яго не прынялі ў духоўную сэмінарыю ў Лювэне, і ён адрокся каталіцкай царквы ды арганізаваў сваю рэлігійную арганізацыю, стаўся там япіскапам ды выдаваў нейкія адмысловыя дыплёмы.

    В общем, этот ушлый малый смекнул, что производить епископов в два прихлопа — «это не баг, а фича». И они с братишкой поставили это дело на конвейер.

    При участии братьев Рыжих на свет появились «Американская православная католическая церковь», «Всемирный Американский Патриархат», «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» и «Белорусская Автокефальная Православная Церковь в изгнании». Архиереев штамповали десятками.

    Арамисы из Бруклина

    Беларускі Праваслаўны Катэдральны Сабор Сьв. К. Тураўскага (Нью -Ёрк) Беларускай Аўтакефальнай Праваслаўнай Царквы.

    Там тоже были скандалы и расколы, но убыль компенсировалась тем, что брали туда не только национально озабоченных белорусов-эмигрантов. Например, «Белорусская автокефальная православная церковь в изгнании» проросла весьма забавными всходами в Латинской Америке. Погуглите хорошенько Iglesia Ortodoxa Bielorrusa Eslava en el Extranjero — временами очень экзотично.

    Такая себе франшиза наподобие «Макдональдс» или KFC, только религиозная. Есть зарегистрированный бренд, который вы можете продвигать в своём регионе. Правда, традиционные церкви ваш духовный статус не признают, но если вас тоже не взяли в семинарию, но быстро хочется возглавить какую-нибудь епархию — чем не вариант. Дальше всё зависит от вашей способности находить и окучивать паству.

    Честно признаться, уже почти жалею, что вырос атеистом — был бы уже епископом, как тот Сажич говорил.

    Арамисы из Бруклина

    Хрыстос прызямліўся у Гародне

    В начале 90-х младший брат основателя, Юрий Рыжий решил принести свет истинной веры в родную Беларусь.

    Первый блин вышел совсем комом — Петр Гуща, которого успели рукоположить в епископы, погорел на развращении малолетних.

    Определённых успехов достиг перешедший из БПЦ в автокефалию отец Иван Спасюк — у него был функционирующий приход и он даже начал строить на частном участке храм (увы, фото в сети найти не удалось, так что мы не сможем оценить масштабы сооружения). Однако недостроенный храм незарегистрированной структуры в 2002 году не церемонясь снесли власти. Отец Иван покинул Беларусь и вроде бы БАП(Н)Ц, переметнувшись в БАПЦ.

    Однако его труды не прошли бесследно — теперь у иерархов обеих автокефальных церквей имеется козырный ответ на дурацкий вопрос журналистов «а есть ли у вас вообще прихожане?». Есть, и немало, но помните, как храм сносили и штрафы давали? Вот! Поэтому все теперь в подполье, молятся тайно и увидеть их нельзя.

    На данном этапе младофронтовцев в камуфляже и «чернобыльских путников» окормляют протоиерей Леонид Акалович (по его словам, рукоположён обеими автокефалиями, но сейчас как будто ориентируется на БАПЦ) и иеромонах Викентий (Ковальков) от БАП(Н)Ц.

    Арамисы из Бруклина

    Их сложно назвать публичными людьми — из немногочисленных интервью можно узнать, что говорение на родном языке — лучшее оружие против российской агрессии, что мы не белорусы, а литвины, а также что они молятся Евфросинии Полоцкой и тому самому Мелхиседеку.

    Иеромонах Викентий немного рассказал о себе — тяжёлой судьбы человек. Это сложно пересказать, лучше послушать самому. По его словам, он был ранен во время штурма дворца Амина в Афганистане, впал в кому и увидел ангела. После того как он об этом доложил, его пять лет держали в спецтюрьме КГБ, где подвергали «спецлечению-инсулинотерапии», после которой к нему явился уже сам бог и провёл обзорную экскурсию по раю. По его словам от инсулинотерапии «умирает мозг». Тут я не понял, то ли всё же не умер, то ли…

    Ещё сайт «Радио Свабода» периодически публикует послания архиепископа БАПЦ Святослава (Логина) из Америки, и там много интересного.

    Святослав встретился с бойцами батальона «Азов» и заявил, что священник может брать оружие. Чужие церкви не будут молиться за нас — только своя церковь может защитить народ как этнос. На Пасху не дадим «старшим братьям» себя обмануть — каждый должен быть готов отдать жизнь за Родину. Белорусы должны верить в соответствии со своими национальными особенностями, которые они получили от своих дедов.

    Я далёк от религии, но, признаться, представлял себе христианство несколько иначе. Поправьте если что дилетанта, но мне казалось, что священник должен говорить о том, как спасти душу. А не про то, как спасти мову, про нацию, про государство и про войну.  

    Может быть, поэтому мы и видим одних иерархов, а все остальные «молятся тайно». Если человек хочет спасать мову — он идёт в ТБМ, если хочет войну — в батальон «Азов», а в церковь, наверное, всё-таки ходят за чем-то другим.

    Однако, если вас не берут в семинарию, но хочется быстро заполучить собственную епархию — вы теперь тоже знаете, куда идти.

    Но с вас должок — как примете сан, не забудьте замолвить за меня словечко всевышнему.

    ***

    P.S. Данная статья не является скрытой рекламой какой-либо конфессии или религии. Автор пропагандирует лишь критический взгляд на мир.

     

    Дмитрий Исаёнок

    Источник: imhoclub.by

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Теги: Дмитрий Исаёнок, Религия, русофобия
    Loading...