Мнения

Артём Агафонов: Спокойно о Куропатах

Такого накала эмоций, как 4 апреля вокруг демонтажа «куропатских крестов» я в белорусской оппозиционной политике не видел никогда. Кажется, даже в декабре 2010 после разгона очередной попытки «майдана» и массовых арестов их лидеров, градус истерии был ниже. По крайней мере, словарный запас комментаторов точно был не столь инфернальным. Так, бывший лидер ОГП Анатолий Лебедько назвал Лукашенко сатанистом, Шуневича – сталинистом, а министра лесного хозяйства Амельяновича – бездумным холуем, Зенон Позняк сказал, что против памяти белорусов начата открытая война, а депутат Палаты представителей Анна Канопацкая и вовсе выступила в роли вестника Апокалипсиса, заявив о «сошествии Сатаны в Куропаты». Поэтому постараюсь максимально спокойным и непредвзятым. Как раз спокойного взгляда на эти события сейчас не хватает.

Скажу сразу, я ничего не имею против крестов в Куропатах. Даже не хочу вдаваться в дискуссии о том, кто и по чьей вине там лежит. Пока есть сомнения – есть необходимость непредвзятого, открытого и честного расследования. Но, в  любом случае, там покоятся люди, принявшие мученическую смерть. Много людей. И ставить кресты на месте их захоронения – вполне нормально и по-христиански. Но также нормально и по-христиански навести на месте их захоронения элементарный порядок – поставить красивый мемориал, облагородить территорию, заменить ветхие кресты на новые, в конце концов, освятить их. Мне могут возразить, что там лежат не только христиане, но и коммунисты-атеисты, а также евреи, которых в тогдашнем Минске было немало. Абсолютно согласен. Гражданский мемориал уже установлен. Было бы правильным, если бы Церковь установила там поклонный крест, подобный тому, что стоит на Бутовском полигоне в Москве. Да и еврейская община, конечно, имеет полное право поставить там свой памятный знак.

Но никто и не собирался сносить кресты в Куропатах. Сносили сооружения в виде крестов, установленные по периметру мемориала, за его пределами. Уже просто в силу этого намогильными крестами они являться не могли. Да и не ставят у нас намогильные кресты таких размеров. Может, это были поклонные кресты? Тоже нет. На установку поклонного креста обязательно должно быть получено благословение священнослужителя, он обязательно должен быть освящен. В противном случае он имеет не больше оснований называться крестом, чем фонарный столб с прибитой перекладиной. Насколько мне известно, ничего такого с установленными в прошлом году объектами не делалось. Разве что проводил какие-то обряды некто Леонид Околович, но он является лишь иерархом религиозной секты с центром в США, не признанной ни белорусским государством, ни православным миром.

Более того, Беларусь является светским государством, в котором церковь от государства отделена. Поэтому установку креста, даже благословленного и освященного Церковью, как и любого культового сооружения, необходимо согласовывать с местными властями. Это правило прекрасно знает и исполняет сама Церковь. В конце концов, конфессий много, а государство не только представляет интересы граждан любой веры, но и является собственником земли.

Однако массовая истерика с криками чуть ли не о наступлении конца света не утихает. При этом, когда я спрашиваю «защитников Куропат» о том, стали бы они так же бросаться на защиту шестиметрового сооружения из двух бревен, установленного непонятными личностями возле их подъезда или же обратились к «сатанистам» из РУВД и ЖЭС, они молчат. Потому что нет в этой истории никакой религиозной составляющей. Есть только политика. Когда эти кресты устанавливались, это делалось с нарушением законов, как государства, так и Церкви. И тех, кто их ставил, эти законы не интересовали. Их мотивы были сугубо политические – показать «фигу» владельцам и посетителям неугодного ресторана, обратить на себя внимание и, главное, в очередной раз заявить о том, что они не намерены никому уступать Куропаты.

Эти политики называют Куропаты «народным мемориалом», но при этом, представляя ничтожную часть белорусского народа и имея у этого народа весьма сомнительную репутацию, готовы идти на все ради того, чтобы отстоять свое монопольное право продолжать политические игры на костях предков. А мемориал должен быть действительно народным.

Артём Агафонов

Вам также может быть интересно:

Метки (тэги)
Показать больше