• 16.08.2016
  • 1169

Белорусская государственность может быть полноценной только в рамках Русского мира

Интервью с белорусским политологом и журналистом, исследователем славянской культуры Николаем Сергеевым
Ориентировочное время чтения: 21 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • Предоставляем вниманию читателей третью часть  беседы с белорусским политологом и журналистом, исследователем славянской культуры Николаем Сергеевым, в которой  затронуты вопросы, касающиеся героев и антигероев белорусской истории,  проблемы межцивилизационного противостояния в современном мире.


    — В наших предыдущих беседах вы говорили о том, что государственная политика в области исторического образования и культуры в Республике Беларусь далека от удовлетворительного состояния, что можно еще добавить по этому поводу?

    — К сожалению, дела обстоят именно так. От белорусских граждан, особенно молодого поколения, едва ли не скрываются имена подлинных национальных героев белорусского народа и особенно то, за что они боролись.  К примеру, в учебниках истории, разумеется, упоминаются Андрей Полоцкий и великий князь Свидригайло. Но там ничего не говорится о том, что первый был героем Куликовской битвы, а о Великом княжестве Русском вообще полное молчание.

    Но подобная порочная практика касается не только средневековой старины.  Дошло до того, что фактически замалчиваются даже такие выдающиеся личности белорусской истории как Сергей Притыцкий, Петр Машеров и Вера Хоружая. Конечно, в учебниках  истории о них что-то там говорится, но не более того.  Так, 2013 год был юбилейным для названных героев белорусского народа. Тогда исполнилось 100 лет со дня рождения С.О. Притыцкого, 95 лет со дня появления на свет П.М.Машерова и 110 лет как родилась В. Хоружая. Таким образом, 2013 год был годом юбилеев  выдающихся белорусских государственных деятелей. Но на официальном уровне они никак не отмечались.

    В 2015 году исполнилось 630 лет первому вооруженному  восстанию под началом Андрея Полоцкого против унии с Польшей, т.е. началу освободительной борьбы Западной/Белой Руси против польского владычества.  И опять полное игнорирование этой даты.  А ведь эта борьба продолжалась пять с половиной веков (!) и завершилась судьбоносными событиями осени 1939 года, когда в результате Освободительного похода Красной Армии произошло воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР и Россией в рамках Советского Союза. Но сентябрь 1939 года также не в чести у официоза.  Общественность неоднократно обращалась к властям с предложением восстановить 17 сентября (день начала Освободительного похода Красной Армии в 1939 г.) в официальном календаре в качестве  памятной или праздничной даты как было в советское время. Однако каждый раз ответ со стороны властей был отрицательным.

    Несомненно, Андрей Полоцкий, великий князь Свидригайло с одной стороны, Машеров, Притыцкий и Хоружая — с другой, жили совершенно в разных эпохах, но их всех объединяет борьба против польских притязаний на западнорусские/белорусские земли и стремление к общерусскому единству. Не исключено, что именно эти обстоятельства и являются причиной  едва ли не забвения этих подлинных героев белорусской истории.

    И это притом, что министерство культуры РБ возвело польский магнатский род Радзивиллов на уровень светочей белорусской истории. А ведь Радзивиллы оставили очень мрачный и кровавый след на белорусской земле. Ясное дело, о деяниях (зловещих и не очень) этого рода необходимо помнить, но возводить Радзивиллов в культ — это значит не уважать память предков белорусов. Вот и получается, что проводимая в Республике Беларусь культурная политика по сути своей антибелорусская, чуждая белорусскому народу. И подобный ход событий не может не беспокоить. Ведь  искажение истории ведет к порочной  политике.  Ярчайший пример — катастрофа на Украине. Поэтому очень важно, чтобы наше общество знало и почитало истинных героев белорусского народа, а не таких лжегероев как радзивиллы, костюшки и калиновские. Это были поляки, которые боролись за польщизну. Эти персонажи, может  быть, и герои, но только Польши, но никак не Белоруссии.

    — Но поляки же тоже славяне

    — Несомненно, поляки имеют славянское происхождение и для нас они — близкие родственники. В знаменитой «Повести временных лет» прямо говорится, что вятичи и радимичи пришли из ляхов. А ведь вятичи в последующем стали этнической основой великороссов, а радимичи — это предки и белорусов, и великороссов. Но, к сожалению, в польском обществе, в первую очередь, в политических кругах, сейчас преобладает  не общеславянская взаимность (солидарность),  а реваншистские настроения, связанные с притязаниями на восточнославянские земли, ранее находившиеся под владычеством польских королей и магнатов.

    Речь идет о программе строительства Четвертой Речи Посполитой, принятой правительством Польши в 2006 году, которая предполагает на первом этапе ползучее насаждение русофобских и антироссийских настроений в белорусском и украинском обществах и достижение культурно-гуманитарного доминирования в Белоруссии. Что касается Украины, то здесь, с учетом сильных антипольских настроений в западноукраинских областях, ставка делается на крайние формы русофобии бандеровско-нацистского толка. Главная же цель первого этапа упомянутого реваншистского проекта — вбить клин между тремя частями исторической Руси, т.е. Россией, Белоруссией и Украиной, а затем оторвать последних от Российской Федерации и Русского мира.

    При этом западным стратегам (а современная Польша является антироссийским орудием в руках глобалистских сил) нет никакого дела до целостности Украины или Белоруссии.  В Варшаве и Вашингтоне прекрасно понимают, что всю Украину им поглотить (назовем это так) не удастся, поэтому они спровоцировали ее раскол. С той целью в 2014 году был устроен пронацистский переворот в Киеве.

    Из исторических новороссийских областей (Юго-Восток и Юг нынешней Украины) США по большому счету интересовал только Крым. Пентагон  намеревался превратить Крымский полуостров в крупнейшую военную базу, в этакий непотопляемый авианосец. И если бы этот замысел вашингтонских стратегов воплотился, то обстановка не только на постсоветском пространстве, но и в мире изменилась бы самым радикальным и мрачным образом. США и НАТО приобрели бы подавляющее стратегическое преимущество над Российской Федерацией, что неизбежно толкнуло бы американских стратегов на силовую авантюру против России и ее союзников.

    — А как подобное развитие событий отразилось бы на положении Республики Беларусь?

    — Белоруссия бы тоже не осталась в стороне от внешней агрессии. Нетрудно догадаться, что  Республика Беларусь  стала бы объектом притязаний со стороны новоявленной Речи Посполитой. И можно не сомневаться, что претензии эти были бы самыми жесткими. Об этом красноречиво свидетельствует пример Украины. Не успел Порошенко в сентябре 2014 года подписать договор об ассоциации с Евросоюзом, как со стороны Польши были выдвинуты материальные и обозначены территориальные претензии к Украине.

    Так, президент Польши Анджей Дуда во время своего выступления в польском сейме в октябре 2015 года призвал  польское общество готовиться к возврату бывших восточных территорий:

    «Я призываю всех граждан Польской республики быть готовыми к борьбе за возвращение бывших польских земель, где наши соотечественники продолжают подвергаться гонениям и унижениям со стороны уже нового украинского руководства. Если современная Украина осуждает действия СССР, — а она их осуждает, то это государство должно добровольно вернуть земли Польши, принадлежащие ей до 1939 года, Каждый житель страны должен быть готовым к праведной борьбе за возвращение польских территорий, на которых проживает огромное число этнических поляков, которым требуется наша защита»[1].

    А польская организация «Powiernictvo Kresowe» («Кресовое попечительство») заявила, что намерена возвратить собственность, которая принадлежала полякам на территории Украины до Второй мировой войны, и этот процесс уже начался. Так, на октябрь 2015 года суммарный  потенциал исков оценивался в 5 миллиардов долларов, активно создается «карта собственности поляков» на бывших «кресовых территориях», в которой уже числятся десятки тысяч пунктов.

    Как заявляют в «Powiernictvo Kresowe», «украинцы живут в наших домах, а их деревни и города стоят на нашей земле. Украина хочет жить по европейским законам — так что они должны принять и европейские обязанности, без этого и нечего мечтать о дальнейшей международной помощи». И далее, «Признание наших претензий должно пройти в установленном порядке. Правительство в Киеве получает миллиарды долларов на проведение гражданской войны. Так, что у них должны быть и деньги на украинские долги перед поляками, румынами, венграми и другими. Настало время сделать это. Это был их европейский выбор»[2].

    Но бывшие «кресы всходни» — это не только Западная Украина, но и Западная Белоруссия. При этом, в Варшаве понимают, что в данный момент Республика Беларусь им не по зубам, т.к. она не государство-одиночка. Белоруссия входит в Союзное государство с Российской Федерацией, в Евразийский экономический союз и, наконец, в оборонительный союз ОДКБ. Именно по этой причине основной удар в войне непрямых действий (политические, информационные, культурно-гуманитарные и прочие невооруженние операции), ведущейся Западом против Русского мира, наносится по интеграционным проектам на постсоветским пространстве.

    Что же касается крымского вопроса, то он являлся и является ключевым для безопасности как Российской Федерации, так и Республики Беларусь, и других стран-участниц ОДКБ. Возврат Крыма  в лоно Российского государства пустил под откос стратегические планы американских ястребов и их геополитических подручных. Отсюда истерика в западных политических кругах и пресловутые антироссийские санкции. И поэтому вызывает недоумение непонимание белорусскими официальными лицами всей судьбоносности для безопасного будущего Республики Беларусь «крымской весны» 2014 года.

    Смотрите также:
    Николай Сергеев: Разговор о западных ценностях

    — А с чем все-таки связано подобное непонимание?

    — Проблема в том, что у белорусского исторического официоза, а вслед за ним и у официальных лиц, отсутствует понимание такой духовно-исторической категории как цивилизация. Их восприятие ограничивается лишь таким политическим институтом как государство. Но для того, чтобы в полной мере понимать происходящие в мире процессы, этого явно недостаточно. Необходим цивилизационный подход при оценке исторических событий и выборе пути в современном мире.

    — А что понимать в данном случае под цивилизацией?

    — В начале необходимо отметить, что в конце XIX века выдающийся русский ученый Николай Данилевский в своей знаменитой работе «Россия и Европа» впервые предложил взять за исходную единицу исторического процесса не материальную (государство), а духовную данность, получившую название — цивилизация. В последующем идеи Данилевского получили развитие в трудах таких западных ученых как Макс Вебер, Освальд Шпенглер и Арнольда Тойнби.

    Под цивилизацией понимается крупное людское сообщество, которое объединено общими нравственными нормами, общей культурой и общепринятым укладом жизни. При этом представители данного сообщества воспринимают друг друга своими, а членов иных цивилизаций – чужими.

    — А какие в мире существуют цивилизации?

    — В настоящее время на планете сформировалось несколько локальных цивилизаций, которые образовались примерно от тысячи до полутора тысяч лет назад. Во-первых, это наш Русский мир (к нему принадлежат Россия, Белоруссия и Украина), колыбелью которого была старая киевская Русь. Во-вторых, это англосаксонский мир, включающий в себя Великобританию (родоначальница), США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и ряд стран помельче, в которых преобладает английский язык.

    Англосаксонская цивилизация в настоящее время доминирует в западном мире  и, кроме того, нацелилась на планетарное господство. К западному миру относится еще романо-германское сообщество (Германия, Франция, Италия, Испания и некоторые другие родственные им страны), а также второразрядные попутчики в лице прибалтов, румын, а также, к сожалению, родственных нам западных и южных (кроме сербов) славян. Локальными цивилизациями являются также арабский мир; Китай с Тайванем (ханьская цивилизация); Индия и соседние ее страны, где распространен индуизм; тюрко-мусульманский мир и некоторые другие.

    Каждый из этих миров имеет присущие только ему особенности, и все они отличаются друг от друга. Таким образом, человеческая цивилизация — это мир миров, а не нечто однообразное. Множественность миров человеческой цивилизации является той основой, на которой и должна выстраиваться многополярность в международных отношениях.  Именно за это и выступает Российская Федерация, т.к. многополярность — это залог справедливого мироустройства. Однако лидерам западного мира будущее человеческой цивилизации видится в ином свете.

    — Что вы имеете ввиду?

    — Дело в том, англосаксонский мир по сути своей построен на основе расизма. Но если не так давно это был биологический расизм, когда негры и цветные считались людьми низшего сорта, то теперь ему на смену пришел расизм — культурно-цивилизационный. Когда высшим достижением человечества считается англосаксонская культура и только представители этой культуры имеют право на господство в мире.  Отсюда неоднократные заявления президента США Обамы об исключительности американской нации и ее праве на всемирное мессианство. Еще полвека назад в США человека с цветом кожи Обамы не пустили бы в автобус для белых, а сейчас он разглагольствует о праве США на господство в мире. Обама — это яркий показатель смены биологического расизма на культурно-цивилизационный в англосаксонском мире.

    А что лежит в основе Русского мира?

    — Вообще-то истоки Русского мира лежат значительно глубже, чем старая киевская Русь. Ко времени первых великих русских князей Олега, Игоря и Святослава Русь как страна-цивилизация уже была в расцвете, корни которой  уходили во времена древней арийской общности. А это не одно тысячелетие назад. Свидетельства той уже очень далекой арийской Руси присутствуют как на Русской (Восточноевропейской) равнине, так и за Уральскими горами. В первую очередь — это географические названия: реки, озера, горы и т.д.  Причем, мы до того к ним привыкли, что даже не задумываемся об их седой древности. За тысячелетия, прошедшие с той поры как появились эти названия, наш язык довольно сильно изменился  и современному человеку нередко не понятен их смысл. Но давали их наши прямые арийские предки и об этом говорят последние достижения истории, археологии, языкознания и генетики. Думаю, что каждому образованному человеку необходимо познакомиться с трудами таких выдающихся ученых, исследователей славянской старины как Борис Рыбаков, Наталья Гусева, Светлана Жарникова, Михаил Серяков.

    — Не могли бы привести хотя бы несколько примеров таких названий?

    — В первую очередь это, конечно, реки — Днепр, Двина (Северная и Западная), Волга (в древности она еще называлась Раса или Ра), Кама и т.д. Конечно, с точки зрения современного русского языка их истолковать сложно, но с помощью санскрита (литературной формы языка древних ариев) это представляется вполне возможным. Особенно много таких названий рек и озер в современной Центральной России (в междуречье Волги и Оки), на Русском Севере и на Урале. Достаточно назвать знаменитую на весь мир гору Аркаим (Челябинская обл.), недалеко от которой на рубеже 80-х—90-х годов XX веков была открыта целая система древнеарийских городищ (первое из них археологи назвали Аркаимом), получившая наименование «страна городов».  Эта самая страна существовала примерно четыре тысячи лет назад и, как показали археологические, этнографические и генетические исследования, в Аркаиме жили  прямые предки русских (восточных) славян.  Жители «страны городов»  в религиозном отношении чтили Солнце, Огонь и Свет, и элементы солнечного мировоззрения спустя тысячелетия(!) дошли в восточнославянской народной культуре до наших дней.  

    Очень яркий пример – это узорочье (орнамент), присутствующий на государственном флаге Республики Беларусь. В его основе лежит узор «Восходящее солнце», вытканный в 1917 году крестьянкой из деревни Костелище современного Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. Почему он так назван? Дело в том, что базовый элемент узора т.н. «ромб с крюками» есть ни что иное как рунический знак Даждьбога — славянского бога солнечного света, который в то же время считается и легендарным прародителем нашего народа. «Русичи — Даждьбожьи внуки»,— так сказано в «Слове о полку Игореве».

    Теперь затронем такую важную для понимания сущности Русского мира тему как значение слова Русь. Вокруг этого вопроса много всякого накручено, а ответ на поверку оказался, как все гениальное, довольно прост.  На санскрите «русья» означает светлый (ср. русые волосы), а на севернорусских говорах «русью» называется светлое место. Таким образом, Русь — это страна света, страна Солнца-Даждьбога, который по представлениям наших предков выступал хранителем правды и справедливости. Последний был Дедом всех русских (восточных) славян и поэтому в русском народе (восточных славянах) живет Дажбожья искра, т.е. непреодолимое стремление к справедливому миропорядку.

    Конечно, солнечное мировоззрение русских славян сформировалось в те далекие времена, когда родство с Солнцем-Даждьбогом воспринималось нашими предками буквально, но оно так глубоко вошло в душу нашего народа, что стало основой его самосознания и является таковым до сих пор. Отсюда следует историческое предназначение Русского мира — справедливый миропорядок, когда отношения между народами будут строиться на основе старинного русского понятия — ЛАД (согласие, взаимопонимание), а не господства одних над другими. Первым же этапом на пути ко всемирному Ладу призвано стать многополярное мироустройство, за которое последовательно выступает Российская Федерация.

    — А  какой линии стоит  придерживаться Республике Беларусь в нынешней  непростой обстановке в мире?

    — Главной угрозой для современного белорусского государства являются не какие-то внешние факторы (они как раз-то без труда блокируются), а узость, местечковость мышления  кругов относящих себя к политической элите. Для белорусских власть имущих чрезвычайно важно, наконец, осознать принадлежность Республики Беларусь к Русскому миру и то, что полноценная белорусская государственность возможна только в рамках Русской цивилизации.  И  строить свою внешнюю и внутреннюю политику необходимо, исходя именно из этого посыла. А в стратегических вопросах необходимо быть достойным союзником России, не размениваться на сиюминутный интерес и не позорить имя белорусского народа каким-то местечковым юлением в вопросах требующих ясной и четкой позиции.

    — Спасибо большое.

    [1] http://evreimir.com/108131/prezident-polshi-ukraina-dolzhna-dobrovolno-vernut-polskie-zemli/

    [2] http://baltnews.lt/vilnius/20151031/1014367766.html

    Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Теги: Политика
    Loading...