Мнения

Бранда-спойлер

Голосуй — не голосуй, всё равно получишь рекламу Netflix

Мы так ждали нового сезона «Чёрного зеркала»! В последние годы была традиция, что он выходит прямо после новогодних праздников (или даже во время). А тут какой-то Bandersnatch, по предварительному описанию жутко похожий на только что просиявшего «Маньяка»: опять неустойчивая психика, наркотики, множащаяся и мерцающая реальность. Чего из этого мы не видели?

Однако кредит доверия у Чарли Брукера, создателя «Чёрного зеркала», практически бесконечный, поэтому вопроса смотреть или не смотреть, конечно, не возникало. Возник другой вопрос: как смотреть? Потому что Netflix сделали очень крутую штуку: они сделали фильм интерактивным, и подсуетившиеся пираты тупо выкладывали 5-часовой файл, в котором друг за другом шли все возможные эпизоды фильма, и понятно, что разбираться в этом лабиринте ни желания, ни времени не было.

И тут произошло, пожалуй, самое главное для меня открытие этого года. Легальная подписка на ресурс — это не страшно, не сложно, не дорого (в районе 10 баксов в месяц) и очень удобно. Оказалось, что Netflix предоставляет первый месяц пользования своим ресурсом совершенно бесплатно (и даже благородно обещает предупредить за несколько дней до окончания этого месяца о том, что можно отписаться), а за этот месяц можно не только просмотреть все возможные варианты развития событий «Брандашмыга» (хотя, честно, не знаю, кому такое может прийти в голову, но об этом позже), но и все сезоны самого «Чёрного зеркала», «Лемони Сникета» и облобызанную фестивалями «Рому» Куарона. Ну и всякие приятные мелочи: платформой очень удобно пользоваться на планшете, можно скачать всё, что собираешься посмотреть, предварительно на устройство, а потом уже в дороге или просто там, где нет безлимитного интернета, наслаждаться любимыми фильмами. Вдобавок сервис предоставляет возможность смотреть всё не только в дубляже, но и в оригинальной озвучке с русскими субтитрами, а лично для меня поиск нормальных субтитров к некоторым неочевидным фильмам, которые мне нравятся, всегда был в некотором смысле челленджем.

Короче, в сложившихся обстоятельствах самым простым и логичным было пойти по легальному пути, что с одной стороны немного покоробило мою пиратскую сущность, а с другой совершенно ясно дало прочувствовать, что крупнейшие игроки мультимедиа-индустрии держат нос поветру и способны сделать такое предложение, которое рядовому обывателю покажется по-настоящему справедливым (я, по крайней мере, отписываться от «Нетфликса» не собираюсь, да и в том, чтобы покупать музыку в «Айтьюнсе» тоже уже большой беды не вижу).

И вот подписка оформлена, краткий тренинг о том, как выбирать нужный ответ, пройден. Приступаем к просмотру! Первый же эпизод выбора воспринимается как очень едкая и остроумная шутка, потому что на предлагают выбрать, какие мюсли будет есть главный герой, а после нашего выбора, папа, задававший этот вопрос, признаётся, что понимает, что для героя это не имеет никакого значения, и он просто соблюдает приличия. Зато следующая ситуация выбора привела меня в восторг, когда выбрав в качестве музыкального сопровождения кота в мешке в виде неизвестного сборника, я услышал мой любимый Eurythmics. Понятно, что это пустяки, но также стало понятно, что я — точно целевая аудитория компании.

Кадр из фильма "Черное зеркало: брандашмыг"

Совершенно понятно, что выпуск «Брандашмыга» — большая удача для «Нетфликса». Компания никогда толком не обнародует статистику своих просмотров, но в целом понятно, что количество подписчиков, особенно в таких пиратских странах, как РБ и РФ, вырастет (выросло) очень значительно. Но вот выиграл ли от этого фильм? Увы и ах.

Во-первых, самый главный спойлер Netflix сделал ещё в анонсе, когда написал, что хронометраж фильма 1 час 30 минут. Вот так, не какой-то диапазон, не бесконечность, а уже морально устаревшие полтора часа. То есть, куда бы вы ни пошли, стали бы вы адептом ЗОЖ или обжирались бы каждый день гамбургерами, запивая кровью младенцев, всё равно умрёте в возрасте 65 (и пенсия вам не светит). Очень мило.

Ну и дальше. Третий выбор в фильме наконец похож на выбор, потому что герою предлагают принять предложение работать в крупной фирме по разработке компьютерных игр. Но отказаться от такого предложения по логике характера персонажа, который специально едет через весь город, чтобы наконец эту работу получить, да ещё и встретившись в офисе со своим кумиром, который работает за соседним столом, можно только и исключительно из духа противоречия, чтобы посмотреть, «а что там в этом случае будет». То есть, нас опять ловят в ловушку выбора без выбора. Да ещё и нагло издеваются, показывая, что выбрать вариант согласия на приглашение работать в компании оказывается неправильным вариантом, у которого нет последствий, кроме как вернуться непостижимым образом в будущее и выбрать всё-таки отказ.

Кадр из фильма "Черное зеркало: брандашмыг"

Ну а дальше всё становится и того печальнее. Вообще, прикрывать сновидениями, наркотическими галлюцинациями или сумасшествием плохой сценарий или вообще его отсутствие — дурной тон. И очень жаль, что здесь мы видим практически это самое. Чем дальше я смотрел этот фильм, тем больше напоминал сам себе обезьяну, которая бьёт по клавишам пишущей машинки, а кто-то ожидает, что в результате получится «Война и мир». Вы не можете ни сделать так, чтобы мама главного героя не погибла в катастрофе, ни не убить своего отца, ни даже увидеть сцену, когда герой неожиданно для себя оказывается на съёмочной площадке (ну надо же, какой сюрприз!), действительно последней в фильме, что придало бы ему ну хоть какое-то подобие сюжета. А так — бред в его медицинском или наркологическом смысле.

Кстати, о наркотиках. Спасибо создателям фильма хочется сказать, пожалуй лишь за бессмертную песню Love On A Real Train группы Tangerine Dream. Я не большой любитель старой музыки, поэтому пользуясь случаем хочу познакомить вас с не менее знаменательной переработкой этой песни шведским дуэтом Studio времён расцвета балеарик-музыки. Слушать, как говорится, до конца:

Ну и, конечно, больше всего выводит из себя, когда нас под видом общения с пациентом главным героем заставляют рассказывать ему о «Нетфликсе», а на самом деле, вдалбливать всю эту информацию в свои мозги. Нет, товарищи продюсеры. Не смешно, и не сатирично, и не глубокомысленно. Просто тупо. Тем более, что, опять же, это ничего не меняет и ничего не значит.

Примечательно, что первый подобный интерактивный фильм вышел ещё в 1967 году в Чехословакии! Но там был именно нужный посыл: что бы зрители ни выбирали в качестве действий главного героя (пустить к себе роковую красотку, выстрелить в грабителя или нет), результат был одним и тем же: в доме героя случался пожар. Нужно сказать, что чехи вообще произвели целый особый вид киноюмора, по сравнению с которым английские «Монти Пайтон» просто скучные зануды.

Все другие эксперименты, включая относительно недавние «Мир Дикого Запада», «Ночную игру» и Содерберговскую «Мозаику», мы знаем, и все они ну совсем не про настоящую матрицу или русское народное «налево пойдёшь — разведёшься». У Содерберга эксперимент очень интересный, но он не про влияние на события, а про разный взгляд на историю, что позволяет сохранять крепкий сценарий и вообще осмысленность на экране. В случае же с «Нетфликсом» мы видим эффектный интерактивный пшик, к сожалению. Что, конечно, не мешает нам ждать полноценного нового сезона.

Напоследок предлагаю вспомнить пяток неожиданных лабиринтов в кино и литературе.

Хулио Кортасар «Игра в классики». «Антироман», написанный гениальным аргентинским писателем как раз в те же экспериментальные шестидесятые (в 1963), представляет собой набор глав, которые можно читать в различном порядке. Можно традиционно, можно в порядке, предложенном автором, а можно в собственном произвольном. Таким образом некоторые события становятся воспоминаниями, некоторые — бредом (да, главный герой здесь тоже сходит с ума), а некоторые — просто поэтическими отступлениями от основного повествования. Главное в романе, конечно, не сюжет, а пряное настроение аргентинских мигрантов в Париже и вообще «интеллигентские страдания», но выбрать, окончит ли главный герой жизнь самоубийством, читатель всё же может. А ещё вы навсегда полюбите мате.

Обложка книги Хулио Кортасара "Игра в классики"

«Беги, Лола, беги» (1998, Германия, реж. Том Тыквер). Красноволосая Франка Потенте-Лола это вам не красноволосая Мила Йовович-Лилу из «5 элемента» примерно того же времени. Отличный аттракцион, когда авторы отсылают нас к одному и тому же моменту времени, чтобы увидеть, как по-другому могли развернуться события. Одним словом, лучше, чем «Матрица».

«Забавные игры» (1997, Австрия, реж. Михаэль Ханеке). Фильм, которым Ханеке заявил о себе и который в своё время воспринимался чуть ли не как самый страшный фильм в мире (сразу после «Обыкновенного фашизма» Ромма). Особого ужаса нагнетал эпизод, когда главный герой-подонок берёт пульт от видеомагнитофона и отматывает действие фильма, который смотрим мы, назад, чтобы предотвратить сопротивление несчастных жертв. Гениальный ход, почище каких-нибудь вылязящих из экрана кровавых рук. И идеальная иллюстрация выбора без выбора. Здесь, кстати, будет отрывок не из оригинального фильма, а из американского ремейка, который сам режиссёр сделал через десять лет.

Милорад Павич «Хазарский словарь» (1984). Один из ярчайших примеров забалтывания темы. Идея крутейшая: подать историю принятия иудаизма хазарами не в виде истории, а в виде статей в словаре (точнее, в трёх словарях — иудейском, христианском и мусульманском), когда один и тот же сюжет рассказывается не только с разной степенью подробности, но и вообще с совершенно иной трактовкой. Однако всё это тонет в намеренно «магически-реалистичном» языке, который не оставляет ни малейшего шанса добраться до хоть какого-то логического разрешения. Путешествовать по статьям словарей можно в произвольном порядке или следуя по словарным ссылкам, более ясным ничего от этого не становится. Вдобавок ко всему Павич выпустил сразу две версии своего «Словаря» — мужскую и женскую. Различаются они одним абзацем. Короче, интеллектуальный онанизм, как он есть.

Обложка книги - Милорад Павич «Хазарский словарь»

Пятым номером будет не фильм, и не книга, а анекдот. В Одессе открыли первый интерактивный публичный дом. Заходишь, там две двери: «Брюнетки» и «Блондинки». Заходишь в «Блондинки», там ещё две двери: «Высокие» и «Маленькие». Заходишь в «Высокие». Там опять две двери: «Молодые» и «Опытные». Заходишь в «Опытные», и… выходишь на Дерибасовскую!

Глеб Деев

Метки (тэги)
Показать больше