Чувство меры для чайников |
Мнения

Чувство меры для чайников

Слово “мера” не так чтобы очень распространено в нашем лексиконе. Ну какие там ассоциации: Палата мер и весов и что-то с уроков физики, грозное повеление директора “примите меры!”, может, что-нибудь из портновско-шитейной тематики: “давайте снимем мерку”. Особо эрудированные вспомнят что-нибудь из Библии про то, кому какой мерой отмерять. Однако всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд, просто поверьте.

Те, кто по-настоящему любит и умеет готовить, часто сталкивались с таким конфузом. Рассказываешь кому-нибудь рецепт и натыкаешься на, в принципе, вполне закономерный вопрос: “А этого сколько нужно? А того?” И впадаешь в ступор. Потому что и того, и этого нужно взять столько, сколько нужно. И это зависит от большого количества факторов, но в первую очередь — от внутреннего ощущения самого процесса приготовления конкретного блюда. И ощущения этого не будет, если нет любви. К готовке, разумеется.

Фото: cdn1.imgbb.ru

Или вот известнейший пример с так называемой “врождённой грамотностью”. Это когда человек вообще никаких правил не знает, а пишет, подлец, как Коля Сулима. Ну просто чувствует, что вот здесь нужно поставить запятую, а вот тут — написать вдруг “а”, а не “о”. А если напишет что-то неправильно (всякое ведь бывает!), то в глазу прям как будто колет что-то: некрасиво получилось, неправильно, срочно нужно принять меры.

Когда мне нужно всерьёз говорить о мере, я обычно начинаю с немножко антирусского анекдота о том, как русский Ваня принимал участие в конкурсе, кто больше выпьет. Там все начинали с напёрстка, пытаясь постепенно увеличивать дозу, а Ваня, наоборот, начал с самой большой тары, постепенно уменьшая: ведро, банка, стакан, рюмка… И вот остаётся один тот самый напёрсток, и все трибуны дружно скандируют “Ваня! Ваня!”, но Иван неприступен. Он отставляет напёрсток с золотыми словами: “Русский Ваня свою меру знает”. (На всякий случай поясню, что антирусский анекдот, потому что эксплуатирует стереотип, что русские много пьют, что, конечно, не соответствует действительности)

Фото: igor-art.ucoz.ru

Уже можно обобщать. Мера — это край, отделяющий то, что можно (правильно, красиво, хорошо и т.д.) от того, что нельзя. Мера — это форма, описывающаяся (три раза пытался это слово правильно написать!) этими самыми краями. А поскольку весь мир постоянно движется и изменяется, то и форма эта подвижная, текучая. Но что самое интересное, сама эта подвижность и текучесть не случайна, а… правильно, закономерна — на какое хорошее слово мы вышли! И вот это “примите меры” как раз про такое движение, когда мы, выражаясь научно, одними процессами корректируем течение других процессов (как там у Хауса — когда развитие одной болезни сдерживается другой).

А теперь самое интересное. Внимательно вглядевшись в этот мир, мы, каждый со своим чувством, обнаруживаем, что он абсолютно конкретен в своих формах и их развитии. То есть, он весь состоит из мириадов мер самого разного размера и порядка. И они все накладываются друг на друга, влияют, образуют новые меры, просто голова кругом! Получается узор. Живой, невероятно сложный (сложенный), который очень легко на первый взгляд принять за хаос и бардак, но стоит чуть-чуть успокоиться, вглядеться, и вот оно, волшебство текущего момента предстаёт перед нами во всей своей красе.

Моя любимая метафора такого закономерного узора — это игра Го. Всё очень просто. Есть поле-матрица, каждый из элементов которого может быть в трёх состояниях — может быть занят чёрным камнем, может белым, а может быть пустым. То, каким оказывается конкретный элемент, определённым образом влияет на возможности других элементов по всему полю изменить своё состояние. Каждый из игроков вносит свои изменения в общую для обоих матрицу, но предсказать последствия бывает не так просто: количество игровых ситуаций примерно равно количеству атомов во Вселенной. Поэтому играть только головой в эту игру не получится, нужно обязательно подключать сердце. В смысле, интуицию.

Ведь интуиция как работает. Где-то там, вне пределов нашего сознания (и очень может быть, за пределами нашей психики вообще), происходят какие-то вычисления, которые нам не под силу, а к нам уже приходит просто готовый ответ, в обход какой-либо логики. Тут сразу стоит оговориться, что вполне возможно, сам этот ответ потребует обязательной расшифровки, для чего нужны будут и логика, и эрудиция, и жизненный опыт. Это как с оракулом. Пифии, конечно, красотки, но их полубессвязный бред так и остался бы бредом, если бы не серьёзные бородатые мужики, крепко удерживающие их на своих барных стульях. Но и без пифий, как показала практика, мужики обойтись никак не могли.

Чувство меры, пожалуй, не просто интуиция, а интуиция extra virgin (уже без всякой отсылки к пифиям). Это не чьи-нибудь голоса, которые мы можем ненароком поймать в свои локаторы, это дыхание самого Узора, который течёт и изменяется в соответствии с ходами всех, у кого есть возможность делать ходы (а это не только игроки, но и самые разные боты, которых, поверьте, гораздо больше, чем вы можете себе представить). И у этого Узора, несмотря на астрономическую вариативность, всегда есть абсолютно закономерное развитие. Даже если в некоторые моменты происходит настоящее чудо, задним числом мы всегда сможем понять его механизм (но не факт, что сможем воспроизвести).

Фото: st.gde-fon.com

И когда легендарный скульптор (в смысле, герой легенды) говорил, что он просто берёт кусок мрамора и отсекает всё лишнее, он говорил нам про чувство меры. Потому что именно оно позволяет нам прочувствовать, что лишнее, а что нет. Когда музыкант-импровизатор, повинуясь своим чувствам, замолкает, чтобы дать музыке необходимое дыхание, но повинуется чувству меры. Когда кулинар красивым движением плещет каплю уксуса в соус, его ведёт то же самое чувство. Именно чувство, не знание, не рецептура, не традиции предков.

Напоследок ещё одно выражение чувства меры в нашей и без того непростой жизни. Когда-то, под занавес Советского Союза, тандем русских психологов-философов придумали любопытную концепцию природы таланта. Один из главных постулатов там такой: талант есть норма. Как раз не только в том смысле, что быть талантливым нормально для любого человека (хотя это, безусловно, так), но и в том, что талант как раз и обусловлен тем самым чувством меры, чувством нормы. Талант интуитивно чувствует, что нужно, для того чтобы “процесс пошёл”. И да, не будет делать ничего, пока этих условий нет (вечная истина — писатель отличается от графомана тем, что может не писать).

Фото: favorite001.more-flowers.ru

Так вот, для того, чтобы каждый мог проверить, насколько он талантлив, эти два хороших человека придумали любопытное испытание. Вы вполне можете его повторить. Для этого найдите свободное и ровное пространство, на котором вам нужно отметить ровно 7 метров. Это будет вашей мерой. Встаньте носками на одну черту и пройдите своей свободной походкой ровно эти семь метров так, чтобы в конце встать носками на вторую черту. Не считайте шаги, это вас только отвлечёт от кинетической мелодии вашего тела. Последний шаг наверняка будет неполным, но что ж поделать — какой есть. А теперь постарайтесь пройти ровно те же 7 метров, но с закрытыми глазами. Не получилось с первого раза? Не беда. У вас есть 10 попыток. Каждый результат необходимо записать, а потом желательно построить график, где взять результаты по модулю (то есть, неважно, недошли вы 10 сантиметров или перешли — на графике вы всё равно ставите точку на отметке 10). Идеально будет, если все ваши попытки попадут в зону 15 см от ровного результата. Но самое главное, чтобы ваш график представлял собой постепенное приближение к нулю. Это и будет свидетельством того, что в вас есть механизм, способный регулироваться, подстраиваться под ту меру, что вы ему задаёте.

И опыт этот ещё раз наглядно показывает, что одно из главных наших качеств — отмерять наши действия в соответствии с той объективно существующей нормой, которая досталась нам просто по факту того, что мы живём в этом мире и являемся частью этого узора, переливающегося и пульсирующего вечно. Берегите это чувство, без него и все остальные быстро притупятся.

Глеб Деев

Метки (тэги)
Показать больше