Мнения

«Я помню, кто я»: как Польша тихой сапой заселяет Беларусь «поляками»

С 4 по 30 октября в Беларуси пройдет третья в истории перепись населения. Предыдущая перепись в 2009-м году определила, что самыми многочисленными в стране нацменьшинствами являются русские, поляки и украинцы.  Причем русские повсеместно преобладают, за исключением Гродненской области, где поляков оказалось почти в три раза больше. Очевидно, что в Варшаве в этот раз хотели бы увидеть совсем иные результаты.

Так, некий зарегистрированный в Польше фонд Młode Kresy, призывает граждан Беларуси польского происхождения выбрать во время переписи населения национальность «поляк». В Интернете кампания проходит под хештегами #JestemPolakiem, #ЯПоляк, #ЯПаляк.

Название фонда, кстати, переводится, как «Молодые окраины». Хочу напомнить, что «Восточными кресами» в Польше называют территории нынешних западной УкраиныБеларуси и Литвы, некогда бывшие частью межвоенной Польши, вошедшие в состав соответствующих республик СССР в 1939 году. В Беларуси это целиком Брестская, Гродненская, частично Витебская, Минская и кусочек Гомельской областей – почти половина страны. Как бы ни на что не намекает?

Нет, конечно, официальная Варшава все годы после распада СССР ни разу не намекала на возможность возврата «кресов», а вот националистическая общественность об этом говорит постоянно. И если на официально-политическом уровне даже разговоры об этом табуированы, то в фактической реальности все эти годы в Беларуси продолжается переоценка истории страны – как раз в интересах Варшавы. Понятно, что это делается, скорее, в пику Москве, но результат может оказаться отнюдь не таким, каким его видят те, кто сегодня готов считать себя хоть «поляком», хоть «литвином» — лишь бы не русским.

Беда в том, что Беларусь за все годы независимости так и не обрела полноценной национальной идентичности. Попытки переосмысливать советскую историографию приводят зачастую к извращению массового сознания, когда молодые белорусы, никогда не жившие в СССР, вдруг начинают именовать себя «литвинами», веря в то, что именно в ВКЛ и Речи Посполитой находятся их настоящие корни, а весь период нахождения белорусских земель в составе Российской империи и Советского Союза был оккупацией.

Взять хотя бы вопрос войны 1812 года, которую во время отмечания столетия в Беларуси внезапно назвали гражданской, дескать, белорусы воевали по обе стороны фронта. На стороне Наполеона воевали поляки, мечтавшие вовсе не об «освобождении» Беларуси от «имперского ига», а о возрождении Польши от «можа до можа», однако свядомые оппозиционеры пытались представить все по-другому, мол, это настоящие «белорусские герои». И с ними в унисон «пели» и провластные пропагандисты. И еще самое «адекватное» мнение в этом хоре: что война 1812 года не была Отечественной для белорусов, которые попали между двумя империями, как между молотом и наковальней.

Что уж говорить о событиях недавнего времени — о той же Второй мировой, историю которой сейчас пытаются переписать по всему миру. О ней тоже ведутся ожесточенные споры, и это в стране, чей народ заплатил, пожалуй, самую страшную цену за Победу, даже в сравнении с другими народами СССР, и где вообще по идее не должно быть никаких полярных взглядов!

Парадокс, но в нашей стране на официальном уровне отмечается 9 мая, и в то же время официально насаждается трактовка многих исторических событий, которая, мягко говоря, не соответствует оной в России, с которой у нас, напомню, Союзное государство, вековая дружба и общая история, о чем постоянно напоминают власти.

Взять хотя бы таких исторических деятелей, как Тадеуш Костюшко и Кастусь Калиновский — оба почитаются в Беларуси в качестве национальных героев, в то время, как в России к ним совершенно иное отношение. Надо отметить, что оба — личности, действительно, неоднозначные, и их почитание уходит корнями еще в СССР. Советская историография очень любила подобных «национальных героев», которые якобы боролись против царизма и деспотии — за свободу народов. Их называли демократами, едва ли не социалистами.

Хотя в реальной истории все было проще. Оба боролись не с царизмом, а с Россией. Оба себя считали никакими не белорусами, а поляками.

И боролись вовсе не за «освобождение» белорусского народа, а за Польшу. И если Костюшко с оговорками еще можно назвать прогрессивным для того времени революционером, то Калиновский — оголтелый русофоб, польский шовинист. Характерно, что деятели белорусского национального движения на рубеже XIX-XX веков «своим» его никогда не считали. Не потому, что он призывал убивать «москалей», а потому, что он точно также убивал и белорусов, не поддерживавших его.

По сути, Калиновский это что-то вроде Бандеры. Только Бандера пытался хотя бы выглядеть украинским «патриотом», во то время, как Калиновский не скрывал, что является «патриотом» польским. Но из него упорно продолжают делать «героя» в современной Беларуси, что не может не радовать Варшаву.

Если и дальше так переписывать историю, то завтра выяснится, что никакой Беларуси и нет, а есть оккупированная двести с лишним лет назад территория Польши, а белорусы «одураченные российской пропагандой поляки».

Потому-то в Варшаве с таким интересом относятся к нашей переписи населения и активно пользуются плодами деятельности наших псевдоисториков, пытающихся навязать нам их героев.

Волонтеры Młode Kresy активно начали кампанию: расклеивают агитационные плакаты и наклейки в городах и поселках с наибольшим количеством этнических поляков. На них, в частности, переделанный американский агитплакат We can do it, на котором в новой версии значится: Pamiętam, Kim Jestem! («Я помню, кто я»). Ну, и, конечно, активно используются образы Костюшко и Калиновского, чьи «фотографии» изображены на «картах поляка», которые они активно раздают и у нас. Кстати, напомню, что белорусский конституционный суд счел ряд норм польского закона «О карте поляка» «противоречащими нормам международного права.

Интересно, как бы белорусские власти отнеслись, если бы нечто подобное проделывал бы какой-нибудь фонд «Русский мир»? Уверен, что его деятельность быстренько свернули бы. Со скандалом, мол, опять Россия посягает на нашу независимость. А возможно, с посадками активистов. Чтоб не повадно было. России нельзя посягать на нашу независимость, которая, как говорит наш президент, священна. Нельзя навязывать свою трактовку истории.

А Польше, выходит, можно.

Конечно, нынешняя перепись вряд ли даст сильно отличающиеся от прошлой результаты, но вот в будущем мы и впрямь, рискуем прийти к тому, что в нашей стране сначала не останется русских, а потом и белорусов. И это уже не выглядит совершенно фантастическим сценарием…

Олег Коваленок

Читайте также:

Источник
ТАСС
Метки (тэги)