Комитет всемогущий: что стоит за задержаниями КГБ |
Мнения

Комитет всемогущий: что стоит за задержаниями КГБ

О Комитете государственной безопасности Беларуси ходят легенды. Одни полагают, что эта организация знает всё обо всех, другие считают, что она действует только по отмашке «сверху» и без санкции не тронет ни одного чиновника и другое публичное лицо. Пришло время приоткрыть завесу тайны над самой секретной организацией страны.

КГБ наступает

О пределах полномочий КГБ Беларуси обыватели судят весьма приблизительно. Основная задача комитета — защита конституционного строя и суверенитета белорусского государства, его экономических и политических интересов. Переводя на человеческий и читая полный перечень полномочий, понимаешь — КГБ в Беларуси действительно может если не всё, то очень многое.

Здание КГБ Беларуси. Изображение: life.ru

Задержания 2018 года — это лишь малая часть обширного послужного списка КГБ. Приведём очень краткую хронологию громких операций Комитета последних лет:

  • 2006 год — раскрытие заговора с целью силового захвата власти в стране после президентских выборов. Одним из фигурантов выступала незарегистрированная неправительственная организация «Партнёрство». По оперативной информации, они планировали предъявить фальшивые данные экзит-полов и привести в действие взрывные устройства в разгар протестного митинга;
  • 2007 год — выявлено свыше 270 коррупционеров среди должностных лиц, включая директора Оршанского авиаремонтного завода;
  • 2008 год — в результате взрыва у стелы «Минск — город герой» пострадали 50 человек. КГБ подключилось к расследованию и регулярно задерживало подозреваемых, в основном из числа «оппозиционеров». Исполнителей взрыва не могли найти в течение трёх лет;
  • 2009 год — велось производство по 150 уголовным делам, осуждено 20 лиц, причастных к совершению преступлений. Из незаконного оборота выведено 5 тыс. единиц огнестрельного оружия и боеприпасов, свыше 6 кг особо опасных психотропов. И это только по г. Минску и Минской области;
  • 2010 год — после событий 19 декабря 2010 года по делу о массовых беспорядках осудили свыше 40 человек, из них пятеро — кандидаты в президенты Беларуси. Задержаны 600 человек, прокатилась волна обысков (более 150), в том числе в офисах организаций, журналистов и правозащитников. Значимую роль в задержаниях и обысках играли сотрудники КГБ;
  • 2011 год — после теракта в минском метро в течение суток были задержаны двое подозреваемых — Ковалёв и Коновалов. КГБ подтвердил их участие во взрывах 2005 года в Витебске и 2008 года в Минске. Обоих расстреляли. В том же году КГБ пресёк деятельность 23 агентов иностранных спецслужб. Возбуждено 50 уголовных дел, 44 человека осуждены, из них 33 — должностные лица;
  • 2012 год — 11 ноября 2012 года у здания КГБ в Витебске прогремел взрыв. По делу осудили чемпионку Беларуси по мотокроссу. Также было заведено уголовное дело на организаторов финансовой пирамиды «МММ-2011»;
  • 2013 год — задержан ксёндз В. Лазарь, якобы передававший денежные средства лицу, обвинявшемуся в шпионаже в пользу другой страны (впоследствии отпущен на свободу). Чуть ранее на полтора года осудили 23-летнего на тот момент А. Гайдукова, лидера незарегистрированного ОО «Союз молодых интеллектуалов». Освобождён в мае 2014 года;
  • 2014 год — задержан обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» А. Алесин. Обвинялся в измене государству и сотрудничестве с органами иностранного государства. Не осуждён;
  • 2017 год — арестован украинский журналист П. Шаройко. Впоследствии он признался, что является сотрудником кадрового аппарата военной разведки Украины. Накануне Дня Воли 25 марта задержали 26 человек за принадлежность к организации «Белый легион» и подготовку к массовым беспорядкам. В мае 2017 года задержали более десятка функционеров системы здравоохранения, ЖКХ, а также бизнесмена А. Кныровича.

 

Сотрудники КГБ Беларуси проводят учения по задержанию «диверсантов». Изображение: news2world.net

«Дело врачей» и не только

Когда-то давно в университете мне рассказывали: самые коррумпированные отрасли — это ЖКХ, образование и здравоохранение. Белорусский КГБ на протяжении многих лет подтверждает эту мысль. Особенно ярко она выразилась в 2018 году.

Читайте также : Воруют все!

 

Следует отметить, что «чистки» Комитет устраивает регулярно. И происходят они, скорее всего, по указке сверху (поскольку в своей деятельности КГБ подчиняется напрямую президенту). Логика властей простая: чем ловить пролетариат за распитие спиртных напитков на улице или превышение скорости, лучше сразу найти матёрых коррупционеров. В бюджет в результате поступают крупные суммы, миллионы долларов. Ибо у нас можно откупиться, искупить «грязными зелёными бумажками» вину за содеянное и спокойно находиться на свободе, пусть и в забытом богом колхозе.

Летняя активность КГБ скорее всего связана с подготовкой к президентским выборам-2020. Лукашенко, будучи уверенным в себе политиком, решил особо не заморачиваться с лозунгами и взял на вооружение проверенную борьбу с коррупцией. К тому же подвернулся хороший повод — сигналы от граждан по поводу «космических» цен на лекарства. В конце января президент побывал на предприятии-производителе лекарств и поручил создать полностью «прозрачную и подконтрольную систему». Поэтому и КГБ перешёл в режим высокой активности, ежемесячно давая инфоповоды с очередными громкими арестами.

Тогда же Лукашенко нашел главный источник коррупции в стране. Он предложил работать исключительно с производителями и поставщиками без участия посредников:

«Это касается всей страны. Посредники нас обдирают наголо. Давайте разбираться с этой проблемой… Проблемы в посредниках. Покупают за рубль — продают за десять… Если мы разрешаем какое-то посредничество, пусть министр или губернатор поставит свою подпись. Мы огромные деньги теряем. Здесь (при посредничестве. — Ред.) самая коррупция. Отсюда берут деньги на взятки и прочее».

По нынешнему «делу врачей» задержали около 60 человек. Из них более половины — должностные лица Минздрава. Видеозаписи демонстрируют пачки долларов, розовых купюр номиналом в 500 евро и уж совсем экзотических для белорусов фунтов стерлингов. Объёмы воровства потрясают. Берут буквально все — по «тарифам» от 10 до 360 тыс. долларов за «решение вопроса».

Вопросы бывают разные. Кто-то лоббирует закупку лекарств, другие — оборудования. Третьи частники выигрывают тендеры за «откаты». В итоге стоимость товаров и услуг для конечного потребителя повышается на 5-10-25-100%.

Большинство задержанных активно сотрудничают со следствием. В казну уже поступило свыше 15 млн долларов. Чтобы было понятнее — это примерно один дворец игровых видов спорта в райцентре. Вот так строится одна из расходных частей бюджета — поскребли по сусекам в коттеджах и насобирали на дворец спорта.

Метаморфозы с коррупцией в Беларуси происходят постоянно. После избрания действующего президента в 1994 году, им была сформирована вертикаль власти. Однако первые задержания, связанные с коррупционной деятельностью, начали происходить спустя всего несколько лет. Постепенно выяснилось, что в начале 90-х коррупции в Беларуси как раз-таки не было! Например, в 1992 году по статье «Взяточничество» завели 265 дел, а уже в 2013 году выявили 1 319 фактов взяточничества. При этом год назад Генпрокуратура отмечала, что на коррупционные преступления приходится 1,5-2% от общего числа преступлений и за 10 лет их число уменьшилось наполовину. Однако это по-прежнему свыше полутора тысяч дел и ущерб в миллионы долларов.

А это означает, что «выжечь калёным железом» коррупцию пока не получается.

Что мешает КГБ?

В обществе спорят о том, нужен ли в Беларуси КГБ в том виде, в котором он существует сейчас. Одна часть общества указывает на то, что подобные спецслужбы есть практически в любой стране мира, они работают с самыми серьёзными преступлениями, затрагивающими основы власти, управления и порой даже самого существования государства. Другие уверены: в Беларуси КГБ создан исключительно для слежки за своими гражданами и устранения неугодных. Организация якобы собирает компромат на граждан «на всякий случай» с тем, чтобы в будущем иметь рычаги влияния на любое лицо.

Истина, как всегда, где-то посередине. Согласно закону о КГБ организация подчиняется непосредственно президенту Беларуси, он же осуществляет общее руководство ею. Это — его оперативный орган реагирования на происходящее. Скажем так, деятельность Комитета усиливается в периоды до выборов, оппозиционных мероприятий и при напряжении обстановки в мире. В нынешнем «деле врачей» произошло иное — граждане пожаловались на стоимость лекарств, начались проверки КГК, а затем, после обнаружения коррупционных составляющих, подключилось КГБ.

Но «дело врачей» — далеко не единственное. По утверждению той же Гепрокуратуры, коррупция распространена практически во всех сферах экономической деятельности. Больше всего её в госуправлении, здравоохранении, сельском хозяйстве. Значит, коррупционный элемент заложен в самой системе власти и управления, сложившейся в стране. На это указывают и следующие признаки:

  • законы за совершение экономических преступлений смягчены, президент может лично помиловать осуждённого, особенно если тот «рассчитался», а затем ещё и вернуть на руководящую должность;
  • отсутствуют чёткие определения коррупционных составов, включая служебный подлог;
  • чиновники на многие должности (министры, судьи, руководители облисполкомов) назначаются лично Лукашенко и никем более;
  • нет сведений о доходах лиц, занимающих государственные должности;
  • спецслужбы во многом «работают» лишь по сигналам от высших должностных лиц и очень редко  — по заявлениям граждан;
  • риск ареста коррупционеров с поличным минимален, кадровое и техническое оснащение правоохранительных органов по противодействию коррупционным структурам оставляет желать лучшего;
  • привилегии и единоличное право принимать ничем не обоснованное решение, закреплённое за чиновниками «на местах»;
  • неравные условия государственных предприятий и частного бизнеса. Последние находятся в состоянии просящих.
  • несовершенство законодательства, наличие тендеров, госзакупок, согласований, ограниченных бюджетных мест в ВУЗах, палат в лечебницах и т. д.

Хотя КГБ и является одной из антикоррупционных структур, он также является частью уже сформированной системы и не в силах выйти даже на уровень законодательной инициативы, чтобы попытаться изменить сложившийся порядок не только задержаниями.   

Изображение: rusdialog.ru

Также руководство страны действует по принципу «разделяй и властвуй». Для этого (что тоже длится с советских времен) поддерживается соперничество между МВД, КГБ, а теперь ещё и Следственным комитетом. Наличие «крыши» в одном из органов не гарантирует безопасности в целом. И это тоже один из месседжей лично от А. Лукашенко — неприкасаемых нет, придти могут за всеми. Благодаря напряжённой атмосфере поддерживается стабильность и существующий баланс сил.

Защита от внешних угроз

А как обстоят дела с противодействием внешним угрозам? Как стало ясно недавно, к литовско-польско-украинским шпионам добавились новые потенциальные опасности. Приведём в качестве иллюстрации недавнюю цитату А. Лукашенко:

«Но нам нельзя уподобляться россиянам. Они сами не понимают, чего хотят и что они делают на белорусско-российской границе. Пусть определяются. Определятся — нам не проблема ответить. Мы готовы в любой момент адекватно дать ответ. Если они хотят закрыть границу — пожалуйста. Закроют — мы в ответ также должны ввести контроль на границе… А границы — это пережиток прошлого, они пользы мало дают для общения людей, тем более между русскими и белорусами. Но это их (российской стороны. — прим. ред.) право, это их дело… Поэтому нам не надо торопиться. Мы должны видеть, что они хотят. Мы знаем, где они навыводили свои войска, создали комендатуры и прочую инфраструктуру».

Многие увидели в этом послании чёткую установку — «зелёные человечки» без опознавательных знаков из подразделений «ихтамнет» не пройдут. А значит Россия, будучи ближайшим союзником и в условиях формального отсутствия границы, тоже может вести разведывательную (или даже подрывную) работу. КГБ ответил учениями, направленными на ликвидацию условного незаконного вооружённого формирования. Что интересно, проводили его в Могилёвской области и приурочили ко II Европейским играм, которые пройдут в 2019 году.

Изображение: asfera.info

Кстати, военная доктрина Беларуси претерпела ряд изменений, особенно после 2014 года. Из документов исчезло NATO, как субъект, представляющий потенциальную угрозу. Теперь упоминаются лишь «отдельные государства (коалиции государств)». Получается, во внешней политике нет своих и чужих в долгосрочной перспективе. Есть те, кто угрожает в данный момент и кто условно не угрожает. И КГБ обязан следить за сигналами и намёками на дестабилизацию по всем направлениям.

Напомним, что именно российская сторона начала реанимацию пограничной зоны с Беларусью. Это стало реакцией на введение Беларусью в одностороннем порядке пятидневного безвизового режима для граждан 80 стран мира.

Невозможное возможно

Возможны ли такие реформы, которые оставят за КГБ функцию исключительно обеспечения защиты от внешних угроз и подрывных сил внутри страны? Многие страны по-разному пытаются решить эту задачу. В Сингапуре, к примеру, у чиновников высокие зарплаты и солидный статус в обществе, а за взятку можно поплатиться жизнью. Поэтому там практически не берут — на жизнь хватает, да и сама она подороже будет. В Гонконге введена «презумпция коррумпированности» — госслужащему вначале нужно доказать, что он не причастен ко взяткам. Это отличная альтернатива «презумпции невиновности».

Глава белорусского КГБ В. Вакульчик. Изображение: sb.by

Можно проверять доходы госслужащих после выхода на пенсию или отстранения. Если они явно превышают обычную зарплату чиновника — всё конфискуется в доход государства. Для Беларуси неплохо бы вначале просто открыть сведения о доходах и имуществе должностных лиц, которые сейчас скрыты за семью печатями.

В Грузии поступили более радикально — после ухода М. Саакашвили полностью обновили состав МВД, взяли абсолютно новых молодых сотрудников, прошедших конкурс и жёсткий отбор. Аналогично поступили в Украине при реформировании нацполиции.

Однако на мой взгляд при существующем положении дел желание примкнуть к стройным рядам госслужащих будет возникать не только у честных «людей государевых». На примерах задержаний и правовых норм они видят, насколько неистощим бюджетный источник прежде всего для личного обогащения. А если занять пост, на котором от тебя будут зависеть решения тех или иных вопросов — то всё, Клондайк найден, здесь можно и спокойно пенсию встречать.

И остановить этих жадных до наживы людей не может даже всемогущий КГБ.  

КГБ: Наследие

Белорусский Комитет государственной безопасности унаследовал от своего предка большую часть методов и полномочий. Их истинные размеры покрыты туманом гостайны и доступны далеко не всем даже внутри Комитета. По действиям сотрудников видно, что КГБ интересует всё: от публикаций в соцсетях до передачи сведений зарубежным контрагентам. Охоту за любой распространяемой в стране информацией можно подвести под защиту национальной безопасности и суверенитета.

В Беларуси месседж о всемогуществе КГБ сознательно доносится до простых граждан, бизнеса, чиновников. Концепция «всевидящего ока» на данном этапе реализуется весьма успешно, но, как мы видим по многочисленным задержаниям, успеха не приносит. Она генерирует атмосферу страха и препятствует «дестабилизации обстановки». Однако конструктивных перемен не несёт, поскольку направлена на борьбу со следствием, а не причиной — выстроенной вертикалью лиц, принимающих решения и огромного количества этих самых решений. Ведь согласование нужно буквально на всё — и госзакупки с тендерами являются лишь частью этого согласовательного механизма. Поэтому нужно изменение законодательства в пользу прозрачности и постепенного выхода государства из всех сфер. Не должен условный Юрий Венедиктович, зачастую далёкий от той же медицины, решать, сколько и каких ампул закупит больница в райцентре. Пусть проводится открытый тендер с публикацией всех результатов и экономическим обоснованием, почему выбран конкретный поставщик. И не чиновник должен решать, выделять участок земли или нет. Это должно быть чётко прописано в законе, с открытым перечнем требований к просителю. Примеров можно привести ещё очень много.

Изображение: severpost.ru

Разумеется, главный аргумент КГБ — «не воруй». Но подобная система власти и подчинения, десятиэтажной горы нормативных правовых актов сама порождает «лиц, в действиях которых усматривается коррупционная составляющая». Существование бесконечных разрешений на снос/перенос/строительство, армии чиновников, местных божков и царьков подпитывает коррупционную гидру. При этом можно действовать и по закону, но тогда возникает эффект «итальянской забастовки». Тендеры рассматриваются в последний день отведённого на них месяца. В итоге страдают все: поставщики теряют оборотные средства, пациенты не получают вовремя нужные лекарства и пишут жалобы на главврачей, которым лишнее внимание ни к чему. А вот если слегка «подмазать», то и заявку рассмотрят за три дня, и лекарства в больницу поступят (не важно, что дорогие, здоровье дороже), и все довольны.

Вот и получается, что менять нужно законы, а потом уже под них набирать служащих.

Леонид Мережковский

 

 

Метки (тэги)
Показать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.