Кто должен решать проблемы граждан? |
Мнения

Кто должен решать проблемы граждан?

24 октября во время совещания с руководством Администрации Президента Александр Лукашенко сделал ряд заявлений, касающихся проблемных моментов в вопросе работы с обращениями граждан:

«Всё тянется с советских времен: кто-то написал в Администрацию Президента или на имя Президента, кто-то жалуется на местные органы власти, а мы туда отправляем для рассмотрения эти жалобы и заявления. Поток ненужный информации, платим за это деньги, почта несёт туда эти письма, потом они вам присылают обратно. А ещё и фельдъегерскую связь используем недешёвую. Пора этому положить конец».

И не поспоришь: любит наш народ решать свои проблемы с помощью высшего руководства. Наверняка каждый из нас слышал из уст своих соседей или дедушек-бабушек заявления а-ля

«дорогу на нашей улице всё никак не доделают — достали, буду писать Президенту» или «крыша протекает — пора в Администрацию писать!»

Схожая ситуация и в России. Довольно любопытно послушать вопросы от простых россиян во время прямой линии с Президентом Путиным. Жители нашей восточной соседки зачастую делятся проблемами, которые должен решать уж точно не Президент, а руководство города или района либо региональные суды первой инстанции. К примеру, для последней на данный момент «Прямой линии» водитель из Владикавказа прислал видеовопрос Путину, в котором жаловался, что его работодатель недобросовестно платит зарплату, а резина на рабочих транспортных средствах лысая, мамочки из Свердловской области рассказали Президенту, что их не устраивает здание детской больницы в их городке:

А некоторые даже преодолевают тысячи километров от Алтая до Москвы на стареньком «Запорожце», чтобы поведать лично Путину о местных проблемах:

Почему так происходит? Во-первых, это является признаком слабой работы некоторых представителей госорганов на местах. Слабой до поры до времени, пока об этом не узнают «наверху» и не накажут жесточайшим образом.

Во-вторых, многие могут жаловаться сразу в Администрацию Президента, минуя суды, прокуратуру и вышестоящие государственные структуры. В данном вопросе большую роль играет правовая грамотность (а точнее, безграмотность) жалующихся людей.

Если ваши права нарушены, не стоит сразу садиться в «Запорожец» и ехать к Президенту через полстраны. Законы предоставляют вам как минимум три выхода добиться справедливости без потери большого количества времени, сил и бензина.

Вариант первый. Смело пишите жалобу в прокуратуру по месту регистрации госоргана. В сознании большинства прокуратура зачастую ассоциируется с некой карательной функцией, но на самом деле этот орган создан для того, чтобы осуществлять надзор за законностью, в том числе и решений, принимаемых работниками органов внутренних дел. Работники прокуратуры имеют в этой сфере довольно широкие полномочия. Так, согласно статье 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», прокуратура надзирает за

«точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями».

Образец заявления можно посмотреть здесь. Ваше обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня подачи, а если оно не требует дополнительной проверки — и вовсе в течение 15 дней.

Вариант второй. Если в решении какого-либо местного чиновника узрели нарушение своих прав, стоит написать административную жалобу в вышестоящий орган власти, например, пожаловаться на действия сотрудников районного исполкома в областной исполком и т. д.

Чтобы административную жалобу у вас приняли и рассмотрели, она должна соответствовать установленным законодательством требованиям, а именно должна содержать:

  • наименование органа, рассматривающего жалобу;
  • сведения о заинтересованном лице (фамилию, собственное имя, отчество, место жительства (место пребывания) для граждан; наименование и место нахождения для юридических лиц);
  • наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое административное решение;
  • содержание обжалуемого административного решения;
  • основания, по которым заинтересованное лицо считает обжалуемое административное решение неправомерным;
  • требования заинтересованного лица;
  • представляемые вместе с административной жалобой документы и (или) сведения (при их наличии);
  • подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).

Но есть «но». Обжаловать действия местного чиновника можно лишь в течение года после факта нарушения ваших прав. Вышестоящий орган рассмотрит жалобу в течение одного месяца со дня подачи.

Вариант третий. Если вышестоящий орган не удовлетворил Вашу жалобу, Президенту всё ещё писать не стоит. Необходимо в течение одного месяца (запомните этот срок, он часто встречается в законодательстве) после отказа жаловаться в районный суд по месту регистрации государственного органа, к сотрудникам которого имеете претензии.

Жалоба в суд должна содержать:

  • наименование суда, в который оно подается;
  • наименование и место жительства (место нахождения) заявителя, а также его представителя, если процессуальный документ подаётся представителем;
  • наименование и место жительства (место нахождения) государственного органа, организации, должностного лица;
  • наименование документа (жалоба);
  • указание на обжалуемые действия (бездействие), на мотивы (основания) жалобы, то есть юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия);
  • указание на то, какие конкретно права нарушены или какие обязанности неправомерно возложены на заявителя;
  • информация о соблюдении досудебного порядка рассмотрения жалобы (о подаче аналогичной жалобы в вышестоящий государственный орган, организацию, должностному лицу и результатах рассмотрения этой жалобы);
  • конкретное требование заявителя в отношении неправомерного действия (бездействия), решения;
  • перечень приложений;
  • подпись заявителя или его представителя и дату подачи.

Суд рассмотрит её в течение, как вы уже наверняка догадались, одного месяца со дня подачи, и если ваши права были действительно попраны, привлечёт правонарушителей к ответственности.

Как видно, варианты разрешения споров с местными властями существуют. Но для того, чтобы люди в случае чего использовали именно их, а не писали письма Президенту, необходимо повышать правовую грамотность населения — каждый должен знать, что делать в той или иной ситуации, когда кто-либо покушается на его права. В школах этому практически не учат, а юридические факультеты заканчивают далеко не все.

Для более эффективного разрешения бытовых вопросов в регионах страны и для экономии бюджетных денежных средств необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия граждан и местных властей, и в ближайшее время мы наверняка станем свидетелями, как именно это будет происходить.

На наш взгляд, необходимо создать определённые условия, которые будут стимулировать сотрудников местных органов лучше работать в сфере обращений граждан дабы минимизировать жалобы с их стороны. Для этого стоило бы ввести новый элемент во взаимодействии граждан и власти, который будет заключаться в том, что обратившийся в госорган человек может оценить работу того или иного госслужащего по определённой шкале оценок. Оценки могли бы заноситься в общую базу, которая регулярно будет проверяться вышестоящими органами власти, и если какой-либо чиновник вдруг станет «двоечником», с него будет спрос наверху.

Безусловно, возникает вопрос, как уберечь чиновников от некоторых зловредных граждан, которые могут необъективно ставить оценки. Во избежание таких ситуаций, каждое действие сотрудников госорганов при взаимодействии с гражданами стоит фиксировать, дабы потом была возможность обжаловать несправедливую оценку, доказав, что на самом деле работа проведена на высоком уровне и все права гражданина были вовремя соблюдены.

Кроме того, эффективность работы с населением могла бы влиять на зарплаты местных чиновников, занимающихся обращениями граждан. Для этого надо бы ввести определённые понижающие или повышающие коэффициенты, премии и штрафы, применение которых будет зависеть напрямую от качества работы в деле обращения граждан.

Златан Митрич

Метки (тэги)
Показать больше

3 Comments

  1. Хватит кивать на советское время. За четверть века перевалило вашей власти. Это ваши родимые пятна капитализма,гнилое воровское буржуазное общество.

  2. где мой коммент, можно мне его на почту!

  3. Кирилл, Вашего сообщения нет ни в спаме ни в удалённых сообщениях. Оно было?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.