Мнения

Меритократия. KZ в чём секрет «казахстанского чуда»?

Беркут расправил крылья или взлет среднеазиатской республики

Государственный флаг Республики Казахстан неспроста украшает парящий беркут, именно эта республика демонстрирует ощутимый экономический взлет на фоне как соседних среднеазиатских республик, так и на фоне стран СНГ.

photo_67692

Такой успех во многом обеспечен притоком прямых иностранных инвестиций, не секрет, что многие развивающиеся страны конкурируют между собой за приток иностранных инвестиций. С недавнего времени именно  Казахстан является лидером среди развивающихся стран по притоку прямых иностранных инвестиций [1]. Если брать только китайские инвестиции, то, несмотря на все разговоры об особых отношениях Китая с Россию или Беларусью, Казахстан является куда более привлекательной страной для китайских инвесторов, но не только китайцы стремятся инвестировать в эту среднеазиатскую республику:

2
Источник- http://kazvesti.kz/infografika/75-pritok-pryamyh-inostrannyh-investiciy-v-kazahstan.html

Наверное, во многом благодаря инвестициям Казахстану удалось сделать существенный экономический прорыв. Достаточно взглянуть на то, как выглядит новая столица республики:

3
Источник- http://zakon.nur.kz/zakony-rk/astana-stolica-respubliki-kazahstan

В чем же секрет привлекательности Казахстана? Думается, что одним из слагаемых казахстанского очарования является инициативный Глава государства. Елбасы (каз. «отец нации»), несмотря на прожитые 75 лет поражает  поистине юношеским энтузиазмом и готовностью стать инициатором различного рода реформ, например, таких кардинальных как переименование страны из Казахстана в Қазақ елі [2]. Также Нурсултан Абишевич является пионером на постсоветском пространстве по внедрению принципов меритократии. Интересным образом рост интереса зарубежных инвесторов к Казахстану почти совпал со стартом меритократического эксперимента в этой республике.  Но насколько реализация принципов меритократии возможна в существующих казахстанских условиях?

Народ достоин власти достойных

  «Простолюдин, прославившийся умом — выше царя, вознесенного удачливой судьбой»

Абай Кунанбаев

 Народ заслуживает того правительства, которое имеет- эта аксиома в бурные годы кризиса все чаще подвергается сомнению со стороны населения. Ведь так легко обвинить в том, что страна переживает не лучшие дни, некомптентных чиновников, бюрократов, попавших на начальственное кресло по родственным связям или в результате дачи взятки. При всей несправедливости этих обвинений, именно кризисный период заставляет задуматься, а действительно ли в государственном управлении налажена объективная система отбора действительно лучших кадров?

Можно сказать, что сам термин «меритократия» появился спустя сотни лет после появления меритократической системы отбора чиновничества. Уже в древнем Китае для будущих чиновников существовала система отбора чиновников на основании системы экзаменов. По сути, старый Китай можно назвать некой «империей интеллектуалов», той утопией, о которой грезил Платон в «Государстве». И только в 1958 году в антиутопии английского писателя Майкла Янга было описано меритократическое общество, которое по сути являлось диктатурой тех, кого в англоязычном слэнге принято называть «яйцеголовыми». Суть меритократии состоит в том, что властвовать должны наиболее талантливые люди, невзирая на их социальную, половую, этническую принадлежность. И этих талантливых людей во властные органы необходимо привлекать на основе справедливой системы отбора.

Президент Казахстана заинтересовался меритократической системой отбора во время визита сингапурского визита в 2008 году. По сути, сам Елбасы являет собой пример меритократии в действии- родившись в простой семье, свой трудовой путь он начинал рабочим и благодаря способностям и такому социальному лифту как КПСС смог дойти до поста Главы государства.

В возрасте 21 года Нурсултан Назарбаев встал к доменной печи и начал карьеру металлурга Источник- http://yvision.kz/post/308365
В возрасте 21 года Нурсултан Назарбаев встал к доменной печи и начал карьеру металлурга Источник- http://yvision.kz/post/308365

По данным социологического исследования КИСИ (Казахстанского института стратегических исследований) одним из основных механизмов отбора кадров для органов власти Казахстана являются родственные или дружеские отношения (54,2%). По мнению общественности, место в госслужбе можно получить благодаря профессионализму (47,6%), а также, «купив» должность (41,1%) [3].
Таким образом, проблема справедливого отбора на государственную службу в Казахстане существовала. Для сравнения, в России, когда проводили опрос среди чиновников, более трети (34%) признались, что устроились на работу по рекомендации друзей, знакомых, родственников или были приглашены будущим руководителем [4].  Каков этот показатель для Беларуси, увы, судить сложно, так как в открытом доступе отсутствуют данные подобные российским и казахстанским.

После изучения международного опыта, как отмечает Г. Мухатаева, научный сотрудник ОСПИ КИСИ при Президенте РК, «была выстроена казахстанская структура государственной службы, сочетающая черты позиционной и карьерной моделей. Карьерная модель характерна для таких стран, как Германия, Япония, Франция, где идет карьерный рост с низшей должности. Поступление на государственную службу происходит по конкурсному экзамену на основании принципа равенства всех кандидатов».

«Экзамен на чин» Байменова

«Важный аспект модернизации – создание в Казахстане эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти.

Нурсултан Назарбаев[5]

 По примеру Сингапура казахстанская государственная служба была разграничена на политическую и административную. Политические служащие ответственны за формирование политики. Профессиональные административные государственные служащие — за ее реализацию. При этом, административная государственная служба состоит из двух корпусов. Корпус «А» — профессиональные государственные менеджеры: ответственный секретарь госорганов, председатели комитета, городские, сельские и районные акимы. Акимом в Казахстане называют руководителей местной исполнительной власти [6], то есть, аким примерно соответствует председателю районных, областных и городских исполкомов в Беларуси.  Этот корпус является активным звеном между принятием стратегических решений и их непосредственным исполнением. Корпус «Б» — остальные государственные служащие, осуществляющие деятельность на постоянной профессиональной основе»[7].

Согласно утвержденной в 2011 году Концепции новой  модели государственной службы был предпринят эксперимент по созданию двухступенчатой меритократической  системы отбора на госслужбу.
Новая схема предусматривала двухэтапный конкурсный отбор. По результатам первого этапа, на котором проводилось тестирование,  претендент включался в кадровый резерв административной государственной службы. Включенный в кадровый резерв кандидат получал подтверждающий сертификат.
Второй этап использовался для отбора на конкретную должность тех, кто прошел сито тестирования и был включен в кадровый резерв. Отбор второго этапа предусматривал уже отраслевую специфику и мог включать в себя профильное тестирование, собеседование, написание эссе и экзамен.

 Предполагалось, что процедура отбора может стать своего рода реалити-шоу, включая возможность участия зрителей, аудио и видеоблюдение [8]. Чем-то это напоминало бы популярное некогда шоу «кто хочет стать миллионером?» и, если бы казахстанское телевидение запустило бы такой проект, возможно, он назывался бы «кто хочет стать чиновником».

В качестве одного из результатов реформы председатель Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов отметил снижение количество переводов между госорганами в 30 раз [9]. Также Байменов неоднократно заявлял, что меритократия открывает каждому казахстанцу возможности для карьерного роста [10].  Желающих стать чиновниками нашлось довольно много- по состоянию на первое января 2013 года, конкурс на государственную службу по республике составил более пяти человек на место [11]. Но действительно при такой системе отбора и высоком конкурсе удалось отобрать действительно достойных управленцев?

 «Спартанские выборы» Кожамжарова

В 2014 году плоды реформы подверглись критике как со стороны Президента Республики Казахстан, так и со стороны нового председателя агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействия коррупции Кайрата Кожамжарова:

«Что касается граждан, которые вошли в корпус «А», сегодня 50% действительно без работы, им нет предложений. Дело в том, что есть ограниченный срок. Те кандидаты, которые не получили работу, все тестирования, всю аттестацию, что они прошли, они теряют все это через определенное время.

 Сегодня, я так думаю, анализирую всю эту систему, чтобы поступить в корпус «А» надо сначала подготовить сотрудников. На региональном, областном, республиканском уровне. Только после этого они могут поступать в корпус «А». Пройдя такую подготовку, они могут с закрытыми глазами находить нужные ответы. Вместе с тем, перед тем, как войти в корпус «А», нужно мнение народа по этой кандидатуре. Народ должен дать активную оценку их деятельности. Мы должны знать, что эти люди могут работать с народом. Народ доверяет этому кандидату? Вот будет реальная оценка этому человеку. Мы должны все эти барьеры убрать, потому что много достойных людей, не смогли пройти этот тест. Вы же знаете, что, чтобы пройти тест люди уже ищут своих людей. Это явная коррупция. Честно говоря, мы сами не удовлетворены проведением этого тестирования. Потому что я считаю, что тест этот вообще надо убрать, потому что само тестирование вызывает уже коррупцию. Я считаю, самое главное — уделить внимание оценке народа» [12].

Вопрос в том, как народ будет это мнение высказывать по каждому кандидату? Это будет «голосование криком» как в античной Спарте? Человек, претендующий на определенную должность, должен будет собрать энное количество подписей? Или же по каждому госслужащему будут проводиться выборы по всем правилам? Последний вариант выглядит привлекательнее «спартанской модели» и модели сбора подписей, так как не секрет, что подписи можно и купить. Однако, по поводу того, насколько компетентно большинство в выборе лидеров, есть некоторые сомнения. К одним из тех, кто скептически высказывался о возможности демократии в недостаточно развитом обществе, относился покойный архитектор сингапурского чуда Ли Куан Ю:
«В вопросах демократии важно помнить, что для создания открытой политической конкуренции и свободных СМИ нужно, чтобы 40-50% населения принадлежали к среднему классу, т. е. имели доход выше $5000 в месяц и были хорошо образованны.

— Почему 50%, а не 30% или 80%?

— Я изучал те страны, которые достигли успеха. Это минимальный уровень. Взять, например, Филиппины. Там не было среднего класса. Образованные люди с нормальным доходом составляли около 15% населения, может быть, 20%. Свободная пресса? Да! Полный беспорядок и скандалы. Кого они выбирают? Жуликов. Актеров. Герои киноэкрана становятся президентами. И ведут себя так, будто все еще находятся на экране. Полная катастрофа! Американцы молчат, когда я им говорю об этом» [13].
Очевидно, что раскритиковав попытки Байменова, Кожамжаров все же не предложил чего-либо более стоящего, чем меритократическая система. И, в последствии,  было принято возобновить эксперимент.

 И снова- меритократия?

 В апреле 2015 года Президентом Назарбаевым были предложены пять институциональных реформ, в числе которых и реформа госслужбы, причем было внесено предложение распространить принципы меритократии на весь государственный сектор:

 «Должны быть ужесточены квалификационные требования для приема на государственную службу. Надо провести полную аттестацию государственных служащих всех уровней. Важно наладить системную работу по защите принципов меритократии и недопущению коррупции. Для этого следует выделить в структуре Агентства по делам государственной службы отдельное самостоятельное подразделение по борьбе с коррупцией. Меритократия должна стать всеобщим принципом не только для государственного аппарата, но и для всего государственного сектора, включая суды, правоохранительные органы, национальные компании и холдинги» [14].

Пошаговая стратегия административной реформы, предложенная Президентом Республики Казахстан в рамках пяти реформ:

4
Источник- http://bnews.kz/ru/news/post/268497/

Меритократия также была признана одним из условий борьбы с коррупцией в новой антикоррупционной стратегии РК:

«Вместе с тем, главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции признаются подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, независимость и справедливость правосудия, четкие в изложении и несложные в применении законы, меритократия в кадровой политике государства, прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе» [15].

На новом этапе меритократического эксперимента не обошлось без нововведений, так, запланировано введение карьерных карт для госслужащих:

 «Мы планируем для каждого госслужащего, который включен в пул талантов, разрабатывать карьерные карты, в которых будут указываться 2-3 должности, которые он хочет занять в ближайшие 3-5 лет и затем перечень тех навыков, умений, которые ему нужно для этого развивать. Соответственно, с учетом этого мы будем разрабатывать конкретные индивидуальные программы стажировок, ротаций» [16].

 Также запланировано активнее использование потенциала участников молодежной программы «Болашак» [17]. Чтобы понять, куда может завести казахов меритократический эксперимент, необходимо обратиться к учителю Казахстана по вопросам меритократии, то есть- рассмотреть опыт Сингапура.

Сингапур- формула успеха из трех букв

Сингапур иногда называют самым успешным обществом, какое знало человечества. Достаточно обратиться к такому показателю, как ВВП на душу населения и сравнить этот город-государство с другими странами:

Сравнение показателей ВВП (долл. США) на душу населения [18]
2

А можно просто посмотреть на фотографии:

Вот так Сингапур выглядел в 60-ые:3

А так Сингапур выглядит сейчас:

5

Формула успеха Сингапура иногда формулируется в трех буквах-  MPH

М— Meritocracy, меритократия (страна отбирает лучших из граждан для управления)

Р-Pragmatism, прагматизм, (страна не стремится изобретать колесо, доктор Го Кен Сви, архитектор сингапурского экономического чуда, характеризовал прагматизм как способность копировать лучшие решения встающих перед страной проблем)

Н— Honesty, честность (подразумевает бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Ли Куан Ю, как то сказал, что начал реформы с того, что отправил за решётку трёх своих друзей)[19].

Не обходится и без историй успеха, достигнутого благодаря меритократической модели. Например, Тан Тун Хай, глава сингапурской компании StarHub вспоминает, что вырос в бедной семье, где питались в основном рисом и соевым соусом, но, благодаря сингапурской системе образования, господин Тан Тун Хай взлетел на «социальном лифте» к вершинам корпоративной власти[20].

Нет числа и зарубежным авторам на все лады восхваляющим сингапурское чудо и меритократическую систему отбора. Однако, когда что-то так часто и много расхваливают, поневоле приходится задуматься, а что реально скрывается за парадным фасадом? Действительно ли Сингапуру удалось построить общество равных возможностей, в котором способности человека будут справедливо вознаграждены попаданием на вершину социальной пирамиды? Для этого будет полезным обратиться к мнению самих сингапурцев о сингапурском меритократическом чуде.

Железный закон стеклянного потолка

Как ни странно, в самом Сингапуре все чаще раздаются критические отзывы о существующей меритократической системе. Сингапурский профессор Хо Квон Пин прочитал в апреле этого года лекцию, на которой привел довольно пессимистичную для сторонников меритократии статистику: оказывается, что у 63% родителей с высшим образованием дети также получали высшее образование, но, только 12 % родителей не имеющих высшего образования, могли похвастаться наличием в семье студента. Как резюмировал профессор Хо Квон Пин, «сингапурская модель рискует стать статичной меритократией, которая создает самоувековечивающийся класс элиты» [21]. Иными словами, ребенок из бедной семьи, будь он сколь угодно талантлив, даже в Сингапуре имеет более низкие стартовые возможности, чем отпрыск богатого и влиятельного семейства. Меритократия мало-помалу рискует переродиться в новую аристократию.

6
Карикатура на сингапурскую модель меритократии, автор- Джошуа Чианг (Joshua Chiang) Источник- http://www.theonlinecitizen.com/2015/07/natural-aristocracy-the-myth-of-meritocracy/

Как отмечает другой сингапурский исследователь, Со Йи Да, «большинство членов сингапурского Кабинета министров- выпускники трех элитных учебных заведений: колледжа Раффлза, англо-китайской школы и высшей католической школы [22].

В 2011 году факт социальной стратификации и то, что дети из богатых семей достигают большего успеха признал и Ли Сянь Лун, ставший, вслед за отцом, премьер-министром Сингапура[23].

В идеале меритократическая система действует подобно лифту, поднимая на поверхность самое ценное из всего многослойного «пирога» общества. Если эта мобильность нарушается, то есть, прекращается или снижается возможность поднять наверх наиболее способных граждан, без оглядки на их происхождение  и социальное положение, можно говорить, что «меритократический лифт» дал сбой или скоро вовсе перестанет работать. Такой отказ меритократических лифтов получил название «железного закона меритократии».

Более высокие доходы семьи и высокое социальное положение родителей означает- более престижное образование, дорогостоящие репетиторы, возможность учиться за границей и так далее. На пути способного сингапурца из «низов» появляется так называемый «стеклянный потолок», выше которого, увы, не прыгнешь, хотя на официальном уровне говорят о равных стартовых возможностях и принципе меритократии. Сама же сингапурская элита, повинуясь открытому Михельсом «железному закону олигархии» (неизбежная концентрация власти в руках элитарного меньшинства), вряд ли захочет того, чтобы меритократическая система реально заработала в их стране. Ведь это будет восприниматься представителями элиты как потеря части власти.

Чему может научить Казахстан опыт Сингапура?

 Хочется пожелать успехов авторам и исполнителям казахстанского меритократического эксперимента, однако, одного энтузиазма и политической воли для реализации такой затеи все же мало. Надо учитывать следующие моменты:

Во-первых, «пересаживая» иностранные институты, будь то институт парламентской демократии или меритократии, на родную почву, надо учитывать и качество своей почвы, насколько она готова принять чужой саженец. Иными словами, если пытаться внедрять передовые институты в недостаточно развитой стране, вряд ли можно надеяться на успех. Перепрыгивать ступени или строить здание без фундамента, увы, не всегда можно и начинать Казахстану, если уж брать пример передовых стран, надо учитывать разницу в уровне развития и, брать за основу не то, что существует в современном Сингапуре, а то, что было в Сингапуре в то время, когда он находился на аналогичной стадии институционального, культурного и технологического развития со страной перенимающей опыт.

Во-вторых, надо учитывать конфликт между формальными и неформальными институтами. Можно на законодательном уровне строжайшим образом запрещать взяточничество, но, как показывает практика, неформальный институт коррупции оказывается поразительно живучим. Точно также и с отбором на государственную службу. Можно сколь угодно долго говорить о важности меритократии, но надо понимать, что среди действующих руководителей будет много и тех, кто желает пристроить на госслужбу родственника, знакомого или просто хорошего человека, давшего взятку. Игнорировать эту тенденцию нельзя. Необходимо мотивировать существующую бюрократию или стать меритократами, или дать дорогу меритократам. Как это сделать? Для ответа на этот вопрос надо провести водораздел между меритократом и тем, кого принято называть бюрократом. С бюрократами многие знакомы, если не лично, то по сатирическим материалам: бюрократ занимает должность, высиживает в кресле с восьми до пяти с перерывом на обед и имитирует бурную деятельность попутно демонстрируя лояльность начальству. Меритократ же – это тот, кто способен решать конкретные задачи и решает их в установленные сроки. Давно замечено, что работа строит орган, так, если человек мечтает о фигуре атлета, он должен методично повышать рабочие веса на штанге, если человек хочет развиться интеллектуально, он дает себе с каждым днем все более и более сложные умственные задачи, например, изучает иностранные языки. То же можно применить и к государственным органам- если давать государственным органам конкретные и четкие задачи, осуществляя контроль за их неукоснительным выполнением, а также избавляясь от тех, кто показал неспособность к решению задач, то мало-помалу, облик госоргана изменится. Даже если среди руководства и есть те, кто попал туда по протекции или родству, они, дабы обеспечить решение задачи, будут просто вынуждены приглашать на работу людей способных эту задачу решить. Так постепенно будет формироваться слой меритократов при постепенном отмирании тех, кого в народе принято называть бюрократами.

В-третьих, принимая во внимание опыт Сингапура, надо заранее продумать перечень мер по предупреждению перерождения меритократической модели в олигархию. Трудно дать готовый рецепт преодоления железных законов меритократии и олигархии, возможно, выход состоит, в том числе и в повышении доступности престижного высшего образования. Однако сделать это довольно сложно, так как, даже если применить позитивную дискриминацию и предусмотреть квоты в самых престижных ВУЗах для способных детей из малообеспеченных семей, они в этой среде рискуют оказаться своего рода «белыми воронами», попасть в изоляцию и не суметь завести столь важных горизонтальных связей. Возможно, развитие онлайн-образование и электронных социальных сетей поможет преодолеть отчасти барьер образования- ведь уже существуют онлайн-платформы, на которых можно пройти заочный курс в одном из престижнейших мировых университетов и получить сертификат о пройденном обучении.

В-четвертых, необходимо совершенствовать механизм оценки уровня кандидатов. Одних тестов и экзаменов явно недостаточно, ведь помимо теоретических знаний, нужны и практические умения по решению конкретных задач. Поэтому крайне полезным видится функционирование программы по отбору молодых и перспективных управленцев, организованная «Жас Отан», молодежным крылом партии правящей партии «Нур Отан». В рамках этого проекта будущие управленцы не только отбираются из числа наиболее способных молодых казахстанцев, но также проходят обучение и обязательную стажировку в государственных органах и национальных компаниях [24].

Если эти задачи будут успешно решены, то именно Казахстан, а не Сингапур может стать образцом меритократического общества для всего человечества. Другого выбора у Казахстана, если он хочет и дальше лидировать по привлечению иностранных инвестиций среди развивающихся стран, наверное, нет.

Источники:

  1. Казахстан лидирует по иностранным инвестициям http://kazfin.info/news/2015/09/16/investment/
  2. Назарбаев: Вопрос переименования Казахстана надо обсудить с народом http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-vopros-pereimenovaniya-kazahstana-obsudit-narodom-250064/
  3. ПРИНЦИП МЕРИТОКРАТИИ В КАЗАХСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ http://www.kisi.kz/site.html?id=10607
  4. А.В. Клименко, Н. Н. Клищ, «Российский чиновник: задачи на сегодня», Вопросы государственного и муниципального управления, №2. 2012, стр 26
  5. СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда http://www.inform.kz/rus/article/2478336
  6. «Казахстан». Национальная энциклопедия, 1 том, стр. 138
  7. ПРИНЦИП МЕРИТОКРАТИИ В КАЗАХСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ http://www.kisi.kz/site.html?id=10607
  8. Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан http://www.kyzmettoday.kz/index.php/component/content/article/9-biblioteka/383-kontseptsiya-novoj-modeli-gosudarstvennoj-sluzhby?highlight=YToxOntpOjA7czoxODoi0LrQvtC90YbQtdC/0YbQuNGPIjt9
  9. Количество кадровых перемещений между госорганами РК сократилось в 30 раз http://www.inform.kz/rus/article/2635619
  10. Меритократия открывает каждому казахстанцу возможности для карьерного роста — А.Байменов http://www.inform.kz/rus/article/2503649
  11. Мониторинг состояния кадров государственной службы Республики Казахстан http://kyzmet.gov.kz/kzm/page/index.html?pageId=4145
  12. Развал «корпуса А». Чиновники признали провал казахстанской меритократии http://www.kursiv.kz/news/details/vlast/razval_korpusa_a_chinovniki_priznali_proval_kazakhstanskoy_meritokratii/
  13. Ли Куан Ю, создатель сингапурского чуда, министр-наставник Сингапура, интервью http://trudolyubov.livejournal.com/16064.html
  14. Выступление Президента Республики Казахстан, Председателя партии «Нур Отан» Н.Назарбаева на XVI съезде партии http://nurotan.kz/ru/leader/appearances
  15. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2015-2025 ГОДЫ
  16. В Казахстане будут разрабатывать карьерные карты для госслужащих http://strategy2050.kz/ru/news/19786/
  17. На госслужбу будут привлекаться выпускники программы «Болашак» http://www.zakon.kz/4700484-na-gossluzhbu-budut-privlekatsja.html
  18. Данные Всемирного Банка
  19. Why Singapore Is the World’s Most Successful Society http://www.huffingtonpost.com/kishore-mahbubani/singapore-world-successful-society_b_7934988.html
  20. Meritocracy: Poor boy grows up to be StarHub boss http://www.straitstimes.com/singapore/meritocracy-poor-boy-grows-up-to-be-starhub-boss
  21. Unnatural aristocrats http://www.economist.com/news/china/21663273-china-and-its-role-model-singapore-meritocratic-leaders-are-under-scrutiny-unnatural
  22. Examining Meritocracy & Elitism in Singapore https://www.facebook.com/notes/soh-yi-da/examining-meritocracy-elitism-in-singapore/10151258616188876
  23. Speech by Prime Minister Lee Hsien Loong at the Debate on The President’s Address, 20 October 2011 at Parliament http://www.pmo.gov.sg/mediacentre/speech-prime-minister-lee-hsien-loong-debate-presidents-address-20-october-2011
  24. Молодежный кадровый резерв http://www.zhasotan.kz/ru/projects/23
Кнопка «Наверх»
Закрыть