Мнения

Минский горизонт: как хочет изменить Конституцию белорусская власть

Системный оппозиционер Юрий Воскресенский опубликовал проект изменений в Конституцию Беларуси. Он входит в комиссию, которая готовила поправки. С очень большой долей вероятности публикация была согласована с властями, а значит, именно в таком виде поправки могут вынести на референдум в начале 2022 года. Хотя, может быть, отследят реакцию общества и что-то изменят. Предлагаем посмотреть, в каком виде поправки сейчас.

Ещё раз подчеркнём, что это именно поправки, а не заново написанная Конституция. Но многие изменения весьма существенные. Начнём обзор не в порядке следования новых статей, а сразу с одной из самых интересных тем — полномочий и статуса президента.

Президент

Самые главные изменения в этом сегменте таковы. Президент «обеспечивает единство и консолидацию белорусского народа». Такого ранее прописано не было. Похоже на какой-то декларативный тезис. Непонятно, как единство будет обеспечено, что является индикатором единства, что будет, если президент единство не обеспечил.

Меняется возрастной ценз для президента: повышение с 35 до 40 лет. Меняется и ценз оседлости. Сейчас в Конституции говорится, что избраться президентом может «постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами». И это гражданин Беларуси по рождению.

В новой версии говорится, что прожить надо не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Кандидат не должен быть в прошлом гражданином иностранного государства. То же самое — с видом на жительство или другим подобным документом. Полностью исключается, что кто-то может вернуться после эмиграции, прожить 10 лет и пойти в президенты. Не совсем понятно, под кого эта норма вводится. Но это явное желание максимально ограничить иностранное влияние.

Другой существенный момент: ограничение президентства двумя сроками. На данный момент можно переизбираться, сколько угодно. В будущем — только два раза по пять лет.

В полномочиях президента глобальных изменений нет. Есть существенные корректировки. Назначения на многие должности он должен будет делать после предварительного согласия парламента, главным образом — Совета Республики (верхней палаты). Например, премьера можно назначать и отправлять в отставку как раз с предварительного согласия парламента. Впрочем, это не мешает назначать и.о. премьера. А ещё президент теряет право издавать декреты.

Ещё из важного: формировать правительство президент должен будет по предложениям премьера. Также вводится новый для Беларуси институт уполномоченного по правам человека. На пост будет назначать президент, опять же с предварительного согласия Совета Республики.

Уполномоченный

Уполномоченный по правам человека в новом варианте Конституции — это наверняка инициатива бывшего генпрокурора (он же — бывший глава Конституционного суда) Григория Василевича. Именно он несколько лет назад начал лоббировать введение такой должности, разработал под неё законопроект и, видимо, не против сам стать таким уполномоченным, вернувшись в большую политику с университетской кафедры, где сейчас преподаёт.

Одна каденция пребывания на посту уполномоченного равна пяти годам. В новом проекте Конституции подробно не расписаны функции и полномочия омбудсмена. Уточняется лишь, что раз в год он делает доклад для президента и парламента.

Такая должность для Беларуси — большая новация. В России к омбудсменам давно привыкли. Есть отдельные уполномоченные для бизнеса и по правам ребёнка. В союзной стране пока что есть только общественники-правозащитники. Как правило, они в жёстком конфликте с государством.

Всебелорусское собрание

Как обещалось, в Конституцию ввели такой орган, как Всебелорусское народное собрание. Это нечто вроде «съезда КПСС». Довольно странное явление.

«Всебелорусское народное собрание состоит из всех депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, представителей местных органов самоуправления из всех регионов страны», — гласит проект.

То есть это довольно большое собрание, где за два дня сложно выслушать хотя бы пятиминутные речи даже половины участников. Так что на практике собрание, скорее всего, будет формализацией уже принятых решений.

Какие функции собранию дают поправки? Определять «стратегию развития общества и государства, включая важнейшие направления внутренней и внешней политики». Утверждать программы социально-экономического развития (каждые пять лет такое собрание и сейчас это делает). Определять меры, «направленные на обеспечение гражданского согласия, социально-политической стабильности в обществе». Кроме того, собрание «гарантирует преемственность и устойчивость системы органов государственной власти». Всё это звучит довольно размыто и оставляет манёвр для разных трактовок.

А вот эта норма похожа на мину замедленного действия: «Всебелорусское народное собрание в случае необходимости решает вопрос о легитимности выборов президента». Несколько сотен человек просто неспособны договориться по такому вопросу, если нет небольшой группы лидеров. Хотя внешне всё может выглядеть так, что все принимают участие в решении.

Более того, в разделе о собрании сказано вот ещё что:

«Президент может быть смещён с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Всебелорусского народного собрания по предложению не менее половины от полного состава каждой из палат Национального собрания. Президент считается смещённым с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Всебелорусского народного собрания».

Фактически описан импичмент. Ранее его мог реализовать парламент. Теперь передают плохо управляемому большому собранию, постоянным органом которого является президиум. Интересно при этом, что периодичность созыва всего собрания чётко не определена. И созывать сможет не только президент, но и группа из не менее чем 150 тыс. избирателей. То есть теоретически оппозиция может собрать подписи. Однако, если у неё не будет своих людей хотя бы в местных органах власти, то это бесполезно. И это должна быть немаленькая группа.

Плюс к этому надо учесть, что «нормы представительства, порядок избрания членов Всебелорусского народного собрания и принятия им решений определяются законом».

Идеология и нейтралитет

В документе не обошлось без противоречивой многовекторности. С одной стороны, говорится, что цель Республики Беларусь — сделать государство нейтральным. Также отмечается, что не может быть военной агрессии «со своей территории в отношении других государств».

Но тут же следует тезис о том, что Беларусь может входить в военные блоки:

«В соответствии с международными договорами Республика Беларусь может использовать коллективную оборону для обеспечения суверенитета и территориальной целостности».

Как можно совместить блоковость и нейтральность, не объясняется.

Немало в тексте тезисов с налётом идеологии.

«Каждый должен проявлять социальную ответственность, своим трудом или иными формами общественно полезной деятельности вносить посильный вклад в осуществление задач государства и общества».

Довольно пафосно, и, кроме идеологии, это явно связано с политикой борьбы с «тунеядством», которая вызвала немало споров и даже волнений несколько лет назад. Власть даже частично пошла на попятную, переписав нормативку о «тунеядцах».

Добавлено однозначное определение, что брак — это союз мужчины и женщины. Есть также нормы о равенстве мужчин и женщин, в том числе и в браке. Обещается поддержка многодетным семьям от государства.

Любопытный момент. Отдельно прописано, что гражданским воспитанием должна заниматься и семья. Родители обязаны готовить детей «к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям». Очень спорная норма. В современном белорусском обществе люди долго могут дискутировать, каковы именно традиции, что такое общественно полезный труд.

Есть и такой тезис: «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны». Здесь возникают несколько вопросов. Почему только белорусского народа? В чём историческая правда? Как государство обеспечивает её сохранение? Почему не предусмотрено сохранение исторической правды о других периодах?

«Проявление патриотизма, гражданской активности, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа является долгом каждого».

Этот тезис также весьма спорный. Люди из разных политических лагерей будут вкладывать в него совершенно разные смыслы.

Другие новшества

В заключение тезисно отметим и ряд других новшеств, которые предлагаются в поправках. Убирается возможность отозвать как депутатов нижней палаты, так и сенаторов верхней. 

Мирный атом. Сказано, что Беларусь «развивает атомную энергетику в мирных целях, обеспечивает безопасность при производстве и использовании атомной энергии». То есть как бы снимаются подозрения в том, что АЭС строится ради каких-то военных программ. Не совсем ясно, зачем это.

Отдельно прописаны гарантии защиты персональных данных граждан. Соответствующий закон, кстати, недавно принят в Беларуси в первом чтении.

Оставлены гарантии оказания медпомощи. Добавлено, что граждане «обязаны принимать меры по сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья». Норма может вызвать ожесточённые споры. Например, по вопросу прививок и их обязательности/необязательности.

Решено дать гарантии инвалидам: «Лицам с инвалидностью создаются равные возможности для участия во всех сферах жизни, формируется отношение к ним в духе уважения и солидарности».

И, наконец, впервые разрешается прямое обращение граждан в Конституционный суд. Пока что в Беларуси это невозможно. Норма довольно прогрессивная.

Теперь остаётся ждать референдума, но перед этим — окончательного текста поправок.

Back to top button