• 24.01.2018
  • 2206

На «Смерть Сталина»

  • Пусть у нас сегодня будет кинодень. Наличие русских в западных фильмах становится трендом. Русские, конечно, показываются очень однобоко (как, впрочем, и любые другие национальности в Голливуде). Армандо Иануччи решил пойти дальше и экранизировал комикс Фабьена Нури и Тьерри Робена «Смерть Сталина». Если смотреть поверхностно, то это просто запредельный стёб над «русской клюквой», которой всегда на Западе было полно. А вот посмотреть более внимательно нам удастся, похоже, не скоро.

    Минкульт Беларуси аккурат вслед за Минкультом России приостановил продажу билетов на этот фильм, который должен был пойти в кинотеатрах с этого четверга. В России пошли ещё дальше и вообще лишили фильм прокатного удостоверения на основании того, что он содержит элементы, противоречащие российскому законодательству, а именно — осквернение советских гимна, орденов и медалей. Хм… Мы, конечно, фильма ещё не видели, но как-то слабо верится, что англичане с французами смогли снять что-то более скверное, чем легион наших «штрафбатов» и «утомлённых солнцем», где, например, запросто могли показать, как генералиссимуса с наслаждением макают лицом в торт и возят там этим лицом, возят, возят…

    Или это теперь как со словом «нигер» — неграм можно говорить, а белым нет?

    И вообще, не кажется ли вам, что «экстремизм» стал очень удобным поводом расправиться с кем угодно и по какому угодно поводу? Ведь при желании признаки экстремизма можно найти и в «Мухе-цокотухе». Не говоря уж о «Тараканище», про который ушибленные диссиденты сочиняли, что фраза «он рычит, и кричит, и усами шевелит» была написана про того же генералиссимуса. Не удивлюсь, если скоро появится какой-нибудь французский комикс про то, как очень мнительная цензура не пропускала всё живое и всё время оглядывалась непонятно в какую сторону. Впрочем, есть такое чувство, что на эту тему и написано, и нарисовано немало. Стыдно, товарищи.

    Не просто стыдно, но и противно. Потому что история как-то сильно напоминает историю с «Матильдой». И если история, которая впервые звучит как трагедия, второй раз повторяется как фарс, то в каком виде предстанет история, которая уже в первый раз была сплошным фарсом? Фильм всё равно посмотрят все, кто захочет это сделать, даже если страшное КГБ (или ФСБ) перестанет выдавать талоны на интернет.

    Но мне всё же кажется, что фильм прикрыли не из-за показанных в фильме медалей и орденов, а из-за того, что товарищ Хрущёв, нежно любимый птенцами перестройки, подаривший «оттепель» и повернувший нашу великую державу в сторону ликвидации «проклятого совка», талантливо показан в этом фильме Стивом Бушеми некрасивым и невеликим человеком. Полным хрущём он там показан. Впрочем, я не думаю, что там вообще есть положительные персонажи — но у Чехова, например, их тоже вообще нет.

    А ведь фильм этот вполне может содержать в себе какие-то смыслы, которые вряд ли осознаются самими создателями (и уж точно не осознаются запретителями-ревнителями «духовной нравственности»). Тема ведь, на самом деле, очень важная не только для нашей страны, но и для всего мира. И кому как не нам учиться находить второй и третий скрытый смысл в таких произведениях.

    Вот, например, что недавно сняли китайцы, и сами не поняли, что сняли. Да и у нас поняли единицы:

    Тут тоже можно при желании найти много чего «экстремистского».

    Вот только не наши это методы. Не запрещать книжки/фильмы/лекции нужно, а формировать в обществе такую культуру, когда всё плохое будет восприниматься как урок, а очень плохое не восприниматься вовсе.

    А если в ответ на шутку вы кидаетесь с кулаками, то может, стоит провериться на предмет адекватного восприятия мира?

    Глеб Деев

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Теги: Кино, Культура, Сталин
    Loading...