Мнения

Расплата Латвии за независимость

У нас очень многие любят жаловаться жизни и перечислять проблемы. Однако если посмотреть глобально, то окажется, что у других стран много проблем. Как говорится, все познается в сравнении и многие страны были бы рады иметь такие же проблемы, как Россия. Сегодня стало интересно проанализировать Латвию.

Данный материал можно посмотреть на видео:

Многие иронично или даже скорее презрительно называют прибалтийские страны вымиратами. Собственно, не случайно.

Проблема № 1: отток населения из страны

Население Латвии по годам

При чем, если население Латвии в 1990 году составляло 2,66 млн человек, то в в 2017 уже 1,94 млн. То есть, за 28 лет независимости население страны сократилось на 37%!

Обращаю внимание, до обретения независимости население Латвии росло, а вот после обретения независимости падало. Это ж какой жестокий геноцид то был в Прибалтике при СССР. И как стало хорошо жить без СССР после обретения независимости.

То что люди бегут из Прибалтики и из Латвии в частности это уже результат той политики и действий руководства. А что к этому привело? Конечно безответственная русофобская политика. Хорошим показателем также является 

Проблема № 2: Торговый дефицит

Сальдо торгового баланса Латвии

Меня часто спрашивают в комментариях: мол положительное торговое сальдо плохо, отрицательное торговое тоже сальдо плохо. Да, на длительном периоде отрицательное сальдо говорит о том, что страна живет не на свои, а положительное о том, что ее доят. У России положительное торговое сальдо и это плохо. Нас доят.

Сальдо торгового баланса РФ

При этом, если вернуться к Латвии, то видно, что после распада СССР сальдо было положительное, и страна жила на свои. Но уже в начале девяностых стала становится придатком. Собственно, печальную картину можно увидеть на 

Проблеме №3: государственный долг 

Собственно, государственный долг начал быстро расти сразу после обретения независимости. И это является логичным следствием торгового баланса. 

Государственный долг Латвии по годам

Хотя с другой стороны, по сравнению с европейскими странами или по сравнению с США это и не долг вовсе, а так, ерунда. С другой стороны, на момент развала СССР Латвии не досталось долгов СССР и в новый мир она ушла не отягощенная долгами.

Другой фактор отрицательного торгового сальдо и роста государственного долга.

Это проблема № 4: нехватка ресурсов

То, что латвия очень плохо обеспечена собственными ресурсами. На уровне 20-25%. 

обеспеченность Латвии ресурсами

То есть, в случае прекращения поставок, будет очень и очень больно. 20 % это очень мало и очень плохо. В смысле для государства. И вот данную тенденцию крайне сложно исправить. Я бы сказал —невозможно.

Проблема № 5: рождаемость

Рождаемость, общий коэффициент (на 1000 человек)

Рождаемость в Латвии по годам

В России она отвратительная. Но в Латвии еще хуже. Проблема с рождаемостью характерна для большинства развитых стран. И Россия тут не исключение. Но вот если посмотрим на Финляндию, то окажется, что там еще хуже чем у нас, но сказать, что они более развиты я не могу.

Проблема № 6 шесть: деградация образования

Тут честно признаюсь, немного субъективно. В качестве примера могу привести лишь падение результатов школьников на международных олимпиадах

падение результатов латвийских школьников на международных олимпиадах

Падение количества патентных заявок от резидентов

количество патентных заявок в Латвии по годам

Наверное на эти графики вносят вклад такие показатели, как количество школ и учащихся в них:

Количество школ в Латвии по годам

Также количество учащихся в ВУЗах:

количество ВУЗов в Латвии

При этом, хочу заметить как резко выросло количество учащихся в ВУЗах после распада СССР. Как так получилось? прям загадка.

А коррупция в латвии… ну Вы что .. не может быть.

Проблема №7: русофобия

Собственно, даже комментировать не хочется. Много раз разбирал уже как факт, что страны, особо отличающиеся русофобией сами себе только делают хуже. Но вот вытекающая из этого проблема номер восемь!

Проблеме № 8: падение трафика через порты

После развала СССР у России практически не осталось своих портов. Эта одна из давних проблем России, в свое время Пётр Петроград на Неве создал не от хорошей жизни, а других бухт для организации порта не было. После развала СССР же по объему трафика через свои порты Россия откатилась на времена царской России. И это была реальная катастрофа для экономики. На самом деле. А Прибалтам, в том числе Латвии достались новые порты в наследство, которые строили всем СССР. И как они изгалялись, как выкручивали руки. 

И России были просто жизненно необходимы порты Прибалтики и приходилось терпеть издевательства не братьев.

С приходом Путина в августе 1999 года, порты России стали бурно развиваться, их грузооборот увеличился в 6 раз.

Каждые 2 года их грузооборот прирастает, на весь грузооборот советской России.

Порты России грузооборот

Сейчас же у России есть собственные порты. В частности порт в Усть Луге начинает забирать трафик. Что вполне отчетливо видно на графики через порты Латвии.

Грузооборот портов Латвии

Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. а ведь это очень серьезная статья дохода для экономики.

Как вы думаете, что в такой ситуации остается людям в латвии? 

Проблема № 9: алкоголизм

Латвия в целом давно уверенно обгоняет Россию по потреблению алкоголя.

Уверен, вы много раз слышали, о том что россияне постоянно бухают. В фильмах это постоянно показывают, а какова реальность? А реальность такова, что по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в России в 2018 потребление алкоголя в литрах чистого этанола на душу населения (в возрасте 15 лет и старше) упало до 11.7 литров. А в Латвии оно теперь составляет 12.9 литра. Кстати, даже 11.7 литра алкоголя на душу населения это много. Но тем не менее, текущая динамика радует.

Ну а мы и дальше будем смотреть фильмы про пьющих россиян.

Потребление алкоголя по странам

Также предлагаю посмотреть что стало со знаменитыми советскими предприятиями Латвии

Цех производственного объединения «ВЭФ», в котором собирают знаменитые вэфовские транзисторные радиоприемники, 1982 г.
Вот так выглядел Цех производственного объединения «ВЭФ», в котором собирают знаменитые вэфовские транзисторные радиоприемники, 1982 г. © / РИА Новости / РИА

В Прибалтике не принято хорошо отзываться о СССР. Напротив, республики советский период называют «оккупацией» и требуют от России, как правопреемника Союза, многомиллиардных компенсаций. Тем не менее, во время советской «оккупации» в Латвии, Литве и Эстонии модернизировались и расширялись местные предприятия, строились новые фабрики, заводы, электростанции, которые обеспечивали граждан стабильной работой. А что случилось с легендарными прибалтийскими предприятиями после развала Советского союза и обретения республиками независимости? Посмотрим на примере Латвии.

ВЭФ — флагман советской промышленности

Во многом благодаря советским инвестициям и специалистам разросся ВЭФ (Valsts Elektrotehnikas Fabrika) — легендарный электротехнический завод. Наверное, в доме каждой советской семьи была магнитола, радиола или хотя бы радиоприемник, выпущенный на ВЭФ. А еще здесь делали вездеходы, телефоны, мотоциклы, даже фотоаппараты. Здесь, кстати, был произведен «шпионский» фотоаппарат «Минокс» — по тем временам самый маленький в мире.

Легендарный электротехнический завод
Продукт электротехнического завода в РИге

Электротехнический завод обеспечивал работой 20 тысяч латышей и имел прибыль до 580 миллионов долларов в год. Техническую документацию ВЭФа использовали в Венгрии и Болгарии. Это действительно было современное, эталонное предприятие. Сейчас ВЭФ — банкрот.

Бывший руководитель департамента Министерства промышленности и энергетики Инар Клявиньш считает, что после развала СССР, «ВЭФ оказался слишком громоздким для Латвии».

В 1990-х годах даже национальная телекоммуникационная компания Lattelecom предпочитала покупать продукцию у иностранцев из Alcatel, а не у внутреннего производителя. ВЭФ копил долги перед работниками, не имел возможности уплачивать налоги. Государство в ситуацию не вмешивалось, и за пару лет штат рабочих завода сократился более чем на две трети.


«После развала единого советского рынка стало ясно, что его надо разделить на несколько частей, чтобы те нашли новые рынки, выжили и развивались. Не получилось. Руководители предприятий в те времена не знали элементарных законов свободного рынка, они даже языков иностранных не знали».


РВЗ — первый по вагонам

В советские годы Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) был единственным предприятием, производившим железнодорожные составы. И сейчас сошедшие с конвейера РВЗ электрички можно повстречать на просторах постсоветского пространства. Понятно, что с объемами работы и зарплатами рабочим здесь проблем не было.

Электричка рижского вагоностроительного завода

Правда, после развала СССР продукция Рижского вагоностроительного завода оказалась уже не такой востребованной

— предприятие технологически отставало от конкурентов, а деньги в производство латышские власти вкладывать не спешили. Россия, например, наладила собственное производство электричек — в Торжке и Демихове. Крупнейший рынок сбыта был потерян.

В 1990-х РВЗ из промышленного гиганта превратился в местечковый завод по ремонту электричек со штатом 120 работников.

Помещение Рижского вагоностроительного завода
Электричка рижского вагоностроительного завода

Росли убытки — в 2012 году их объем достиг почти 2 миллионов евро (при обороте 1.7 миллионов евро). В 2014 году сменился собственник предприятия, его купила компания East-West Industrial Group, которая пыталась модернизировать завод. Но убытки росли в арифметической прогрессии — 2,9 миллионов евро по итогам 2016 года (для понимания: прибыль тогда составляла 182 тысячи евро).

Осенью 2017 года руководство РВЗ объявило о начале процедуры банкротства. Трамвай марки РВЗ-7 Рижского вагоностроительного завода на маршруте. 1974 г. Фото: РИА Новости/ Ян Тихонов

РЭЗ — завод-великан

Электрооборудование для продукции вагоностроительного завода производилось по соседству — на Рижском электромашиностроительном заводе (РЭЗ). Именно здесь началось первое в СССР производство стиральных машин — в общей сложности их было выпущено 12 миллионов. А трудились на РЭЗ 8 тысяч человек.

Как и многие и другие латвийские предприятия, Рижский электромашиностроительный завод переживал кризис в 1990-х — заказов нет и не предвидятся, а оборудование безнадежно устаревает… Тогда из-за нерентабельности пришлось закрыть ряд производств и сократить рабочих. В отличие от неудачных примеров других латвийских заводов, здесь эта мера сработала.

В 2006 году пакет акций предприятия купил российский акционер «ЭДС-Холдинг». Здесь производят двигатели, электроприводы для самосвалов, электробусов, троллейбусов, вагонов метрополитена. В настоящее время на российский рынок экспортируется до 80% объема продукции РЭЗ. Остальные 20% — в Белоруссию, Украину, Польшу, Швецию.


«РЭЗ — современное предприятие, продолжающее непрерывно развиваться, несмотря на военные разрушения, послевоенные трудности, кризисы. И сейчас РЭЗ — уникальный завод, история машиностроения, завод — великан», — говорится на сайте предприятия. 


РАФ — торговый центр на месте промышленного гиганта

С продукцией Рижского автобусного завода (РАФ) был тоже знаком каждый гражданин Советского союза: здесь выпускались знаменитые микроавтобусы — «рафики».  

В середине 1990-х руководство РАФ вело переговоры с российским ГАЗ о возможности производства ГАЗелей, однако латвийские власти партнерства с российской компаний допустить не могли и блокировали соглашение. Через год работа завода была остановлена, а в 1998-м году было объявлено о запуске процедуры банкротства. Последним автомобилем, сошедшим с конвейера завода, стал катафалк. В настоящее время на месте бывшего Рижского автобусного завода открыты магазины, есть еще музей истории РАФ.

А в прошлом году стало известно о планах латышей возродить выпуск микроавтобусов — в стране появилось новое предприятие «Rīgas Autobusu Fabrika, RAF». Правда, по словам генерального директора нового РАФа Кирилл Шумейко, ранее существовавшая база и мощности на новом заводе использоваться не будут — под Ригой планируется строительство экспериментального цеха, где будут разрабатываться автомобили.

Читайте также:

Источник
Aftershock
Метки (тэги)