Мнения

Расплата промышленности Украины за русофобию

Продолжаем публикацию материалов про положение дел в экономиках бывших республик СССР после провозглашения независимости. В этот раз рассмотрению подлежит бывшие промышленные гиганты: авиастроительный завод «Антонов» и Николаевский судостроительный завод.

С данным материалом также можно ознакомиться в этом видео:

Николаевский судостроительный завод

Де­я­тель­ность го­су­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия Ни­ко­ла­ев­ский су­до­стро­и­тель­ный завод, вхо­дя­ще­го в состав го­су­дар­ствен­но­го кон­цер­на Укро­бо­рон­пром, оста­нов­ле­на. Об этом со­об­ща­ет пресс-служба гос­кон­цер­на.

«На се­год­ня аре­сто­ва­ны счета пред­при­я­тия, а за­дол­жен­ность по за­ра­бот­ной плате со­став­ля­ет более 58 млн гривен. Эти долги на­ко­пи­лись из-за пре­кра­ще­ния в фев­ра­ле 2015 года воз­ме­ще­ние затрат пред­при­я­тия на со­дер­жа­ние крей­се­ра», го­во­рит­ся в со­об­ще­нии.

Прошу об­ра­тить вни­ма­ние на сумму, из-за ко­то­рой оста­нов­ле­на работа такого завода, 58 млн гривен. На рос­сий­ские рубли это около 150 млн рублей.

Ну а теперь немно­го ис­то­рии, для тех кто не в курсе.

На момент рас­па­да СССР Укра­и­на об­ла­да­ла мощ­ней­шей про­мыш­лен­но­стью. По своему про­мыш­лен­но­му по­тен­ци­а­лу Укра­и­на пре­вос­хо­ди­ла ФРГ (тогда Гер­ма­нии не были объ­еди­не­ны). И одной из таких жем­чу­жин был именно Ни­ко­ла­ев­ский су­до­стро­и­тель­ный завод. Все Авиа­не­су­щие крей­се­ры были со­зда­ны на этом заводе.

Москва (про­ти­во­ло­доч­ный крей­сер)

Москва (противолодочный крейсер)

Ле­нин­град (про­ти­во­ло­доч­ный крей­сер)

Ленинград (противолодочный крейсер)

Киев (авиа­не­су­щий крей­сер)

Киев (авианесущий крейсер)

Его близ­нец Минск (авиа­не­су­щий крей­сер)

Киев (авианесущий крейсер)

Но­во­рос­сийск (авиа­не­су­щий крей­сер)

Киев (авианесущий крейсер)
Это кстати, ЯК-38. Предшественник ЯК-141.

Это кстати, ЯК-38. Пред­ше­ствен­ник ЯК-141.

ЯК-141
f-35

После раз­ва­ла СССР до­ку­мен­та­цию по дан­но­му уни­каль­но­му са­мо­ле­ту вы­вез­ли аме­ри­кан­цы и ком­по­нов­ка дви­га­тель­ной уста­нов­ки па­луб­но­го F-35 пол­но­стью по­вто­ря­ет дви­га­тель­ную уста­нов­ку Як-132. 

Ну это ко­неч­но, чистое сов­па­де­ние.

Ну и су­ще­ству­ет кон­спи­ро­ло­ги­че­ская версия, что ис­пы­та­ния Як-141 были при­зна­ны бес­пер­спек­тив­ны­ми с данной си­ло­вой уста­нов­кой. По­это­му, их пе­ре­да­ли аме­ри­кан­цам. Мол если аме­ри­кан­цы вос­поль­зу­ют­ся. Сами себе злоб­ные бу­ра­ти­но. Что в общем и слу­чи­лось. Но это ко­неч­но жест­кая кон­спи­ро­ло­гия.

Ад­ми­рал Горш­ков (авиа­не­су­щий крей­сер)

Адмирал Горшков (авианесущий крейсер)

Ну и на­ко­нец те­пе­реш­няя гор­дость рос­сий­ско­го военно мор­ско­го флота:

Тя­жё­лый авиа­не­су­щий крей­сер «Ад­ми­рал Флота Со­вет­ско­го Союза Куз­не­цов»

Помимо пе­ре­чис­лен­ных авиа­не­су­щих ко­раб­лей за свою 123 летнюю ис­то­рию завод создал мно­же­ство уни­каль­ных и за­ме­ча­тель­ных ко­раб­лей.

Стоит от­ме­тить, что лишь в 2012 году, ис­поль­зуя недо­стро­ен­ный Варяг, Китай со всей его мощью спустя 21 год смог со­здать аналог са­мо­сто­я­тель­но. Спустя 21 лет после раз­ва­ла СССР.

Как я по­ни­маю, одна за­прав­ка Куз­не­цо­ва об­хо­ди­лась много дороже чем та сумма. из-за ко­то­рой сейчас за­кры­ва­ют завод.

Сле­ду­ю­щая жемчужина — это авиа­пред­при­я­тие Ан­то­нов.

авиапредприятие Антонов

Сколь­ко уни­каль­ных са­мо­ле­тов там со­зда­ли — даже вспо­ми­нать не хо­чет­ся. Упо­мя­ну лишь два ше­дев­ра:

Со­вет­ский тя­жё­лый даль­ний транс­порт­ный са­мо­лёт раз­ра­бот­ки ОКБ им. О. К. Ан­то­но­ва. Круп­ный и самый гру­зо­подъ­ем­ный в мире се­рий­ный гру­зо­вой са­мо­лет (в 1982—1988 годах был также круп­ней­шим по га­ба­ри­там са­мо­лё­том в мире).

Самолёт "Мрия"

Эти кра­сав­цы до сих пор усерд­но тру­дят­ся в России и за­ка­за­ми за­ва­ле­ны в плот­ном режиме. Также как и тру­дят­ся на благо рос­сий­ской армии. Но этот са­мо­лет пред­ше­ство­вал дру­го­му ше­дев­ру:

При­чи­ной по­строй­ки Ан-225 была необ­хо­ди­мость со­зда­ния авиа­транс­порт­ной си­сте­мы для про­ек­та мно­го­ра­зо­во­го кос­ми­че­ско­го ко­раб­ля «Буран». Ос­нов­ным на­зна­че­ни­ем тя­жё­ло­го транс­порт­но­го са­мо­лё­та в рамках дан­но­го про­ек­та была пе­ре­воз­ка раз­лич­ных ком­по­нен­тов ракеты-но­си­те­ля и кос­ми­че­ско­го ко­раб­ля от места про­из­вод­ства и сборки к месту за­пус­ка. Также су­ще­ство­ва­ла важная задача до­став­ки кос­ми­че­ско­го чел­но­ка на кос­мо­дром в случае при­зем­ле­ния его на за­пас­ных аэро­дро­мах.

Кроме того, пред­по­ла­га­лось ис­поль­зо­ва­ние Ан-225 в ка­че­стве первой сту­пе­ни си­сте­мы воз­душ­но­го старта кос­ми­че­ско­го ко­раб­ля, что тре­бо­ва­ло от са­мо­лё­та гру­зо­подъ­ём­но­сти не менее 250 тонн[4].

Самолёт авиастроительного завода "Антонов"

Так как блоки ракеты-но­си­те­ля «Энер­гия» и сам «Буран» имели га­ба­ри­ты, пре­вы­ша­ю­щие раз­ме­ры гру­зо­во­го отсека Ан-225, на са­мо­лё­те преду­смат­ри­ва­лось креп­ле­ние на­руж­ных грузов. На­ли­чие спут­ной струи от за­креп­лен­но­го на­вер­ху фю­зе­ля­жа круп­но­га­ба­рит­но­го груза по­тре­бо­ва­ло за­ме­нить од­но­ки­ле­вое хво­сто­вое опе­ре­ние Ан-124 двух ки­ле­вым, чтобы из­бе­жать его аэро­ди­на­ми­че­ско­го за­те­не­ния.

ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран»

Честно при­зна­юсь, у меня эта кар­тин­ка за­став­кой на ра­бо­чем столе стоит.

Таким об­ра­зом, Ан-225 со­зда­вал­ся как са­мо­лёт, пред­на­зна­чен­ный для ре­ше­ния узкого круга уни­каль­ных транс­порт­ных задач, но ис­поль­зо­ва­ние Ан-124 в ка­че­стве основы при­да­ло ему опре­де­лен­ные ка­че­ства уни­вер­саль­но­го транс­порт­но­го са­мо­лё­та.

АН-225

И какая судьба по­стиг­ла завод Ан­то­но­ва?

С 2016 года не вы­пу­стил ни одного са­мо­ле­та.

От­сут­ствие опыта со­зда­ния са­мо­лё­тов боль­шой гру­зо­подъ­ём­но­сти, и по­треб­ность в та­ко­вых, по­бу­ди­ли КНР за­клю­чить кон­тракт с КБ «Ан­то­нов» и «Мотор Сич». В про­вин­ции Шэньси стро­ят­ся про­из­вод­ствен­ные цеха и жильё для со­труд­ни­ков укра­ин­ской ком­па­нии, где они будут жить вместе с се­мья­ми. По­куп­ка тех­но­ло­гий поз­во­лит ВВС НОАК пол­но­стью из­ба­вить­ся от за­ви­си­мо­сти от за­ку­пок ино­стран­ных са­мо­лё­тов, как на­при­мер, при со­зда­нии са­мо­лё­та ДРЛО KJ-2000.

Мало того, что данные ше­дев­ры со­зда­ва­ли сов­мест­но 15 со­юз­ных рес­пуб­лик, про­сра­ли их еди­но­лич­но укра­ин­цы. Фе­е­ри­че­ское до­сти­же­ние.

Ну и на­ко­нец Южмаш в Дне­про­пет­ров­ске.

На пре­зен­та­ции новых видов во­ору­же­ний, про­ве­ден­ной Вла­ди­ми­ром Вла­ди­ми­ро­ви­чем Были пред­став­ле­ны Статус-6 (теперь По­сей­дон) и Тя­же­лая ракета Сармат. По­тен­ци­аль­но, любое из данных видов во­ору­же­ний яв­ля­ет­ся наи­бо­лее мощным, из тех что стоят на во­ору­же­ний всех армий мира на те­ку­щий момент.

Самым же мощным по раз­ру­ши­тель­ной силе до сих пор яв­ля­ют­ся ракета Р36М2 сто­я­щая на во­ору­же­нии армии РФ.

Ра­кет­ный ком­плекс чет­вер­то­го по­ко­ле­ния Р-36М2 (шифр про­ек­та — «Во­е­во­да») с мно­го­це­ле­вой меж­кон­ти­нен­таль­ной ра­ке­той тя­же­ло­го класса 15А18М пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния всех видов целей, за­щи­щен­ных со­вре­мен­ны­ми сред­ства­ми ПРО, в любых усло­ви­ях бо­е­во­го при­ме­не­ния, в том числе при мно­го­крат­ном ядер­ном воз­дей­ствии по по­зи­ци­он­но­му району. Его при­ме­не­ние поз­во­ля­ет ре­а­ли­зо­вать стра­те­гию га­ран­ти­ро­ван­но­го от­вет­но­го удара. Ударом из 8—10 ракет 15А18М (в полной ком­плек­та­ции 80—100 боевых блоков мощ­но­стью 800 Кт каждый) обес­пе­чи­ва­лось уни­что­же­ние 80 % про­мыш­лен­но­го по­тен­ци­а­ла США и боль­шей части на­се­ле­ния.

Не уди­ви­тель­но, что в НАТО его на­зва­ли SS-18 SATAN. Ну и ви­шен­ка на торте:

Первый ра­кет­ный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое де­жур­ство 30 июля 1988 года, а 11 ав­гу­ста ра­кет­ный ком­плекс принят на во­ору­же­ние.

То есть, почти ровно 30 лет назад на Южмаше со­зда­ли и из­го­то­ви­ли самое мощное оружие в мире, ко­то­рое за 30 лет никто не смог пре­взой­ти. Ни про­мыш­лен­но мощный Китай, ни наш ге­ге­мон США. Никто не смог пре­взой­ти по мощи за 30 лет про­из­ве­де­ние про­мыш­лен­но­сти Укра­и­ны (Юмаша).

Аме­ри­кан­ские Ми­нит­ме­ны усту­па­ют по мощи и кол-ву бо­е­го­ло­вок. Правда сейчас Россия со­зда­ла сле­ду­ю­щее по­ко­ле­ние тя­же­лой ракеты, еще более раз­ру­ши­тель­ное. Ракету Сармат. Но пока, по от­кры­той ин­фор­ма­ции она еще не стоит на боевом де­жур­стве.

После 2014 года ги­гант­ское ра­кет­но-кос­ми­че­ское пред­при­я­тие, ра­бо­тав­шее в тес­ней­шей ко­опе­ра­ции с Рос­си­ей, ока­за­лось на грани ис­чез­но­ве­ния. Ведь кроме России ее про­дук­ция – а это глав­ным об­ра­зом ра­кет­ная тех­ни­ка – мало кому нужна. Спрос в мире может быть разве что на старую (еще со­вет­ско­го вре­ме­ни) ин­тел­лек­ту­аль­ную соб­ствен­ность укра­ин­ской кор­по­ра­ции.

Неуди­ви­тель­но, что в СМИ стали по­яв­лять­ся слухи о во­ров­стве (про­да­же) укра­ин­ских (старых со­вет­ских) тех­но­ло­гий в третьи страны.

В про­шлом году раз­го­рел­ся скан­дал: некий бывший со­вет­ский спе­ци­а­лист по ра­ке­там сделал ис­сле­до­ва­ние и опуб­ли­ко­вал его в лон­дон­ском International Institute for Strategic Studies. В нем го­во­рит­ся, что ра­кет­ные дви­га­те­ли, ис­поль­зу­е­мые Пхе­нья­ном, ос­но­ва­ны на раз­ра­бот­ках, к ко­то­рым имеют от­но­ше­ние лишь несколь­ко бывших со­вет­ских за­во­дов. Газета New York Times опуб­ли­ко­ва­ла ис­сле­до­ва­ния о том, что КНДР могла по­лу­чить дви­га­те­ли укра­ин­ско­го про­из­вод­ства для своих бал­ли­сти­че­ских ракет.

Как бы то ни было, без рос­сий­ских за­ка­зов на ракету «Зенит» «Южмаш» ока­зал­ся в за­пу­сте­нии. Еще в ав­гу­сте 2017 года жур­на­лист­ка Reuters Але­санд­ра Прен­тис, по­бы­вав на заводе «Южмаш», опи­са­ла удру­ча­ю­щую кар­ти­ну:

«Забор ра­кет­но­го завода «Южмаш»… ме­ста­ми зарос бу­рья­ном, ра­бо­чий день на заводе со­кра­щен, зар­пла­ту за­дер­жи­ва­ют».

На память при­хо­дят еще:

  • Мотор-Сич (еще пока жив)
  • Кре­мен­чуг­ский ста­ле­ли­тей­ный завод
  • «Азо­вмаш»
  • За­по­рож­ский ав­то­мо­биль­ный завод (ЗАЗ)
  • Кре­мен­чуг­ский ав­то­сбо­роч­ный завод
  • Одес­ский при­пор­то­вый завод
  • Льво­все­ль­маш
  • Ки­ев­ский завод без­ал­ко­голь­ных на­пит­ков «Ро­син­ка»

Как го­во­рит­ся: не надо пе­ча­лит­ся, вся жесть впе­ре­ди.

Очень груст­но. На­пом­ню: 30 лет назад, пе­ре­чис­лен­ные 3 пред­при­я­тия были жем­чу­жи­на­ми не только про­мыш­лен­но­сти СССР, но и ми­ро­вой про­мыш­лен­но­сти.Ну а про­мыш­лен­ность Укра­и­ны пре­вос­хо­ди­ла про­мыш­лен­ность ФРГ. А сейчас Укра­и­на не может про­из­ве­сти сна­ря­ды для пушек.

Мало кто от­ме­ча­ет, что про­мыш­лен­но раз­ви­тая Укра­и­на была ори­ен­ти­ро­ва­на на де­ше­вый газ с за­пад­но-Си­бир­ский ме­сто­рож­де­ний. Без де­ше­вых уг­ле­во­до­ро­дов было уже зна­чи­тель­но слож­ней быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ным. Хотя это не един­ствен­ная и не клю­че­вая про­бле­ма Укра­и­ны. Но точно “…одна из…”.

Вы еще уве­ре­ны, что ни­ка­кая де­гра­да­ция не может слу­чит­ся?

На­де­юсь даже до самых упо­ро­тых начнет до­хо­дить, что за ру­со­фо­бию надо пла­тить. Дорого.

Aftershock

Вам также может быть интересно:

Метки (тэги)