Россия в окружении недружественных государств. Чем поможет Беларусь

К середине 2019 года вокруг Российской Федерации сформировалось плотное кольцо недружественных режимов из бывших республик СССР. На фоне Украины, Грузии, государств Прибалтики и прохладных отношений с Азербайджаном Беларусь остаётся едва ли не единственным союзным «балконом» вблизи западных государственных границ РФ. Почему же её геополитическая роль так важна в ближайшей перспективе?

Грузинская несдержанность

За 11 лет, минувших с конфликта в Абхазии и Южной Осетии, отношения России и Грузии практически нормализовались. Настолько, что 20 июня 2019 года Тбилиси посетила российская делегация, которая должна была участвовать в Межпарламентской ассамблее православия (МАП). Лучшего места для её проведения, чем зал заседаний грузинского парламента, не нашлось. Президенту МАП, депутату Госдумы С. Гаврилову предложили занять место председателя, что он и сделал. И начал выступление на родном для себя языке.

Этот момент решили использовать в своих интересах оппозиционные депутаты из парламентских фракций «Единое национальное движение» и «Европейская Грузия — Движение за Свободу». Они блокировали место выступления и кресло спикера и потребовали убираться вон. Локальную «оккупацию» кресла председателя радикалы тут же увязали с «оккупацией» РФ части страны и назвали это «неприемлемым». Вскоре высказалась в Facebook президент страны С. Зурабишвили (то есть озвучила официальную позицию от имени государства):

«Разве может существовать православный союз с той страной, которая является оккупантом не только наших территорий, но и борется с религией, христианскими правилами?».

На улицах Тбилиси тут же возник «стихийный» протест возмущённых российской инвазией и действиями властей. Руководство обвинили в предательстве национальных интересов. Вечером 20 июня оппозиция попыталась штурмовать парламент. Впоследствии это было квалифицировано как попытка государственного переворота.

Всего протестующих собралось около 5-7 тыс. Лозунги они выдвигали разные — от отставки нескольких должностных лиц до «Россия — оккупант». Ближе к ночи, при активных и открытых попытках захватить здание парламента, против протестующих применили слезоточивый газ и резиновые пули. Зурабишвили заявила о некоей поддерживаемой Россией «пятой колонне», окончательно запутав сторонних наблюдателей. Власти частично пошли на уступки и протесты сошли на нет. Итог: 240 пострадавших (160 «революционеров» и 80 полицейских) и 300 задержанных. 

Надо отметить, что проходящие в Грузии манифестации постепенно трансформировались исключительно в противостояние правящих партий и оппозиции и их сторонников. Этим они очень напоминают протесты в Тиране (Албания). Там оппозиционеры также использовали формальный повод в виде невыполнения властями обещаний о скором вступлении в ЕС и пытались организовать «всенародный» протест. Но речь идёт исключительно о митингах с участием 5-10 тыс. сторонников оппозиции, направленных против власти. Никакого «общенационального» характера эти протесты не несут — это только борьба за власть.  

Россия как политический повод

Тот факт, что негативная риторика исходит от недружественных режимов, сформировавшихся вокруг России, уже никого не удивляет. Однако на европейской политической арене сформировался новый устойчивый тренд — использование образа России для внутригосударственной борьбы за власть. Например:

Литва. В марте в Литве прошли муниципальные выборы, которые были охарактеризованы как «поражение всех». Главными интриганами стала пара «аграрии-консерваторы». Кандидаты именно от этих партий должны были вскоре устроить президентскую гонку с неочевидным концом. В итоге президентом стал независимый кандидат Г. Науседа, «выехавший» на антироссийской риторике. Этим он ничем не отличался от главной соперницы — бывшего министра финансов И. Шимоните. Сбитые с толку похожими программами избиратели в итоге не знали, кому отдать предпочтение. По итогам первого тура Шимоните набрала около 30% голосов избирателей, а Науседа — чуть больше 31%. Во втором туре за Науседу отдали примерно на 33% больше голосов, и он неожиданно сменил риторику, заговорив о необходимости дипломатических отношений с Россией. Новоиспечённый президент поспешил отречься от заявлений своей предшественницы Грибаускайте и выразил готовность наладить отношения с Россией и Беларусью, хотя и продолжает называть РФ агрессором, ничего не имея против русского народа.

Австрия. Самому молодому премьер-министру ЕС С. Курцу прочили блестящую карьеру. 32-летний премьер казался глотком свежего воздуха среди поднадоевших однотонных политиков континента. Он выступал за активный диалог с Россией, успел встретиться с Путиным и Лукашенко и вёл себя на редкость открыто и цивилизованно. Быстро стало понятно, что это не понравится силам, которые хотят стравливать европейские государства с Россией 365 дней в году. 18 мая в немецких СМИ появляются кадры с уже бывшим вице-канцлером и главой ультраправой Австрийской партии свободы (АПС) Х.-К. Штрахе и его помощником Й. Гуденусом. На видео они якобы встречаются с «племянницей российского олигарха на Ибице» и обсуждают будущую победу Штрахе в обмен на тендеры на строительство. 27 мая нижняя палата парламента вынесла вотум недоверия канцлеру и его правительству (в первую очередь, конечно, вице-канцлеру). Причём за бывшего однопартийца проголосовали и заседавшие в парламенте члены АПС. 28 мая Курц со всем кабинетом подал в отставку. В сентябре в стране пройдут досрочные выборы.

Латвия. Бывший президент Латвии Р. Вейонис в марте давал интервью немецкому изданию Der Spiegel. Он косвенно обвинил русское меньшинство, проживающее в Латвии, в поддержке российских геополитических интересов в Европе. Это якобы позволяет России укреплять позиции в Европарламенте и нивелирует её «агрессивное» влияние. Поэтому Вейонис заявил о необходимости «надёжного сдерживающего фактора». Примером «восприимчивости» русскоязычным населением тлетворного влияния Москвы латышский президент назвал акции протеста против запрета на обучение в школах на русском языке. Иными словами, политик заранее оправдывал любые неблагоприятные решения тем, что они являются упреждающим ответом на влияние крупного соседа. Сменивший его Э. Левитс был автором скандальной преамбулы к Конституции Латвии, где говорится исключительно о «латышской нации», при том, что русских в стране 27%.

Польша. Власти Польши используют «российскую угрозу» для наращивания американского присутствия на своей территории и размещения регулярного контингента на постоянной основе. В Польше дислоцируются танковая бригада и батальонная группа из 4,5 тыс. человек. Там существует очень сильное военное лобби, которое меняет советскую технику на НАТОвскуюразмещает тактические ракеты у российской границы, готовится закупить до 2026 года новейшие американские истребители F-35 (32 шт.), расширить эскадрилью беспилотников MQ-9 и устами своих ставленников из партии «Право и справедливость» постоянно обвиняет «Гражданскую платформу» в том, что та обезоружила восток страны в такой тяжёлый период в условиях российской угрозы. На этом фоне поляки вот уже который год просят НАТО увеличить контингент и в этом году пообещали выйти на финишную прямую и даже взять на себя расходы на содержание военных (а это около 2 млрд долларов в год). Вообще польская и прибалтийская милитаризация уже давно вышла за пределы оборонительной и напоминает, скорее, наступательный «кулак», пусть пока и недостаточно мощный. 

 Американские пехотинцы прибыли в Польшу. Изображение: brecorder.com
Американские пехотинцы прибыли в Польшу. Изображение: brecorder.com       

Упрёки в наличии тех или иных связях с Москвой регулярно звучат от оппонентов в отношении президента США Д. Трампа, председателя партии «Национальное объединение» (Франция) М. Ле Пен, президента Турции Р. Т. Эрдогана, министра внутренних дел Италии М. Сальвини, венгерского премьер-министра В. Орбана и многих других политиков по всей Европе и в мире.

Россия в окружении недружественных государств. Чем поможет Беларусь 3

Ударить по регионам

Однако внешнее кольцо не так страшно, как попытки вызвать раскол внутри России за счёт дестабилизации регионов. В начале 2019 года глава парламентского комитета Верховной рады Украины по иностранным делам А. Гопко заявила:

«Последние три месяца мы в комитете начали обрабатывать ещё одно внешнеполитическое направление — это выражение солидарности коренным народам Российской Федерации. Мы призвали Европу и мир обратить внимание на нарушение свободы слова, национальных и гражданских прав этих народов, которые Россия пытается ассимилировать. А это более 20 миллионов человек: Татарстан, Башкортостан, Тыва, Карелия, Чувашия, Республика Марий Эл, республики Северного Кавказа, Кубань».

Между строк здесь читается желание спонсировать сепаратизм «окраин» и сформировать из них дополнительную прослойку недружественных режимов под боком у России. Правда, не совсем понятно как Украина, испытывающая экономические трудности, собирается это делать. Да и сама идея не нова, в ползучей форме она существует со времён перестройки в СССР, однако окраины почему-то отделяться вовсе не спешат. Хотя бы потому, что большинство из них составляют дотационные регионы и независимость без финансирования «центра» как таковая им вовсе не нужна.

Однако у госпожи Гопко давно существуют неожиданные союзники в лице русских националистов и местечковых элит. Их лозунг «Хватит кормить Кавказ!» в 2011 году озвучивался на демонстрациях и митингах. Забавно, что заявления эти были приурочены аккурат к 20-ой годовщине распада СССР, по которому в конце 80-ых тоже ходили разговоры о том, что нужно «скинуть» молдаван, грузинов, узбеков и тогда Россия заживёт. Однако в конечном итоге и распад СССР, и нынешние призывы к сбросу дотационных регионов лишь ослабляют страну в целом. И вовсе не понятно, почему националисты так рвутся ограничить территорию РФ Москвой, Уральским хребтом и нефтеносными районами.

Да, в современном мире любая территория — это пассив. Укрупнение ради укрупнения не интересует сейчас ни одно государство в мире. Территория выступает активом только в двух случаях: наличие полезных ископаемых и ресурсов и/или стратегически важное положение. Именно поэтому так важны Крым, Кавказ, Якутия, Камчатка, Ставрополье.

В случае с Российской Федерации действует и другой важный фактор: большинство названных территорий исторически, столетиями являются составными частями России. И если вмешательство в дела Сирии можно обосновывать лишней помощью чужим государствам (хотя российские геополитические интересы гораздо шире государственных границ), то «своих» РФ может поддерживать даже в ущерб экономической целесообразности. В конце концов никаких аналогов дотируемым Россией регионам среди других государств мира нет и никто даром не кормит условную Монголию или Венесуэлу. 

Хотя одна страна всё-таки находится в положении «ближе, чем чужие, но дальше, чем свои». 

Союзная Беларусь

Если начать вводить в поисковой строке «Яндекса» запрос «хватит кормить», то четвёртым вариантом выскакивает «Белоруссию». Отчасти это отражает настроения той же части российского общества, которое призывает сбросить балласт в виде Кавказа и других республик. Но при этом они не учитывают, что ситуация с Беларусью несколько отличается от привычных россиянам «дотационных регионов». 

Дело в том, что Беларусь остаётся почти единственным надёжным суверенным союзником на западном направлении, единственным «балконом» в Европу. Конечно, иногда это можно ставить под сомнение, но исключительно из-за неосторожных эмоциональных высказываний первых лиц страны. То есть Россия продолжает выступать негативным «политическим фактором» в заявлениях оппозиции, но поддержки, тем более на высшем государственном уровне, такие эскапады не находят. 

Важной особенностью, о которой наше издание неоднократно упоминало, является несовпадение экономических интересов и возможностей двух государств, а также противоборство элит. В январе этого года Forbes напомнил, что только с 2002 по 2015 гг. Беларуси со стороны России была оказана прямая и косвенная помощь в размере 106 млрд долларов США. В разные годы она составляла от 11 до 27% ВВП. Из них только нефтяные преференции стоили 47 млрд долларов. Именно отмена нефтяных преференций и положила начало новым интеграционным процессам.

Однако комментируя эти цифры президент В. Путин намекнул, что это не выброшенные деньги, а «просчитанные» шаги. Но можно предположить, что стороны выберут лучшее из вариантов союзов Гонконг-Китай или Джерси-Великобритания и вот почему.

Создать равноправную конфедерацию двух государств, в одном из которых проживает в 15 раз больше населеия, чем в другом, невозможно. Равное представительство в законодательных органах также будет натыкаться на пропорцию один белорусских делегат против 15 российских. Остаётся лишь сохранить в Беларуси собственный мощный внутренний законодательный орган — Национальное собрание с сокращением полномочий президента либо вовсе передачи их премьеру, избираемому парламентом. У этих органов остаётся вся полнота внутренней законодательной власти, распоряжение финансами, налоговая политика и т.д. У страны остаются флаг, герб, гимн и иные элементы независимости. В распоряжении союзных органов оказываются оборона внешних рубежей и единая внешняя политика.

Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Изображение: kremlin.ru
Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Изображение: kremlin.ru

Важным будет вопрос эмиссии единой валюты. Наверняка именно он является краеугольным в основании всего Союзного договора обр. 1999 года. Хотя слухи о введении в Беларуси российского рубля ходили ещё с того самого 99-го года и всё последующее время, пока неясно как будет решён этот вопрос. Возможно, у нас в ходу даже останется белорусский рубль с привязкой к корзине валют: 80% курс российского рубля, 10% — доллар США и 10% — евро. Либо будет выпущена национальная электронная валюта, существующая в виде записей на счетах и признаваемая обоими государствами-конфедератами.

Наиболее плотные экономические связи существуют именно у Беларуси и России. После устранения барьеров и принятия единых регламентов и норм (будем надеяться) окончательно отпадут вопросы поставок «санкционки» и стоимости энергоносителей. Затем на базе действующих и не закрытых белорусских заводов можно будет разворачивать производства в соответствии с нормами Индустрии 4.0. Опять же, пробовать новинки индустрии на территории с другим правовым статусом (и без федерального российского законодательства) гораздо эффективнее. Но это не означает, что Беларусь станет неким «испытательным полигоном». Она будет кластером, в котором концентрируются экспериментальные и новаторские решения. 

Беларусь в новой роли (члена Союзного государства) может стать новым финансовым и инновационным центром. Например, Российской Федерации даже не нужно будет принимать законы о майнинге и криптовалютах, натыкающиеся на интересы финансистов, олигархов, банкиров, айтишников, налоговиков и предпринимателей. Весь майнинг и все операции с криптовалютами могут перенести в Беларусь. Здесь уже полтора года действует соответствующее законодательство, а мощности Белорусской АЭС позволят развернуть майнинг-фермы для всех желающих. И это только один пример.

Братский тандем

Таким образом, Беларусь выгодна России именно как независимое, но союзное государство, поддерживающее её на международной арене в противовес враждебному «кольцу». Наша страна не такая уж маленькая и её геополитический «вес» по-прежнему имеет значение на общеевропейской арене. А заодно и показывает колеблющимся, что Россию можно и нужно поддерживать, если это соответствует внешней политике того или иного государства. 

Второе — Беларусь умеет противостоять санкциям и агрессивному давлению Запада. Фактически, с конца девяностых к Беларуси применяли те или иные виды ограничений, но мы, в том числе и с российской помощью, справились. И Россия может приводить нас в пример, как государство, которое не поддалось внешнему давлению и сохранило суверенитет и нормальные отношения с тем же ЕС. 

В-третьих, России понадобится не только наукоёмкий и индустриальный кластер, но и переговорная площадка по тем же ЛДНР. Беларусь продолжит выполнять роль «близкой Швейцарии». И она будет хороша именно этим, а не очередным «Особым административным округом Белоруссия» в составе Российской Федерации. Тем более, что после слов А. Лукашенко: «Вы хотите в состав России, чтобы она нас защитила? Нет. И я не хочу» и добытой таким трудом независимости вряд ли можно легко её поставить в качестве заведомо проигрышного взноса на политическую карту мира. 

И, наконец, тесное экономическое взаимодействие и разграничение производимой продукции при взаимном дополнении. Часть белорусской продукции используется в российском производстве и наоборот. Рынки остались тесно связаны между собой ещё со времён развала СССР. Да, не исключено образование транснациональных холдингов «МАЗ-КамАЗ», «Микрон-Интеграл», совместных оборонных предприятий и пр. Но они лишь устранят мешающие экономические барьеры и укрепят связи двух государств. 

Пока интеграционные процессы упираются в ярко проявившуюся за эти годы невозможность договариваться, которой мешает ещё и в то, что переговорщики знают друг друга около 20 лет. Недавно, правда, из Москвы и Минска прозвучало подтверждение того, что стороны почти согласовали все проблемные вопросы. По мнению премьер-министра С. Румаса в мае план был готов «на 70%», а к середине июня, по словам министра экономики М. Орешкина, — и вовсе на 90%. 

Однако никакой общий документ до сих пор не был представлен на рассмотрение общественности. Либо стороны руководствуются принципом «народу половину работы не показывают», либо никакого внятного плана, кроме повторения позиций, изложенных в договоре о создании Союзного государства, нет. «Дорожные карты» пообещали лишь к декабрю 2019 года и даже встреча 17-18 июля Путина и Лукашенко не дала никаких ответов. Вновь наговорили много и умудрились не сказать ничего, особенно на фоне того, что «на 80-90% всё готово». А что именно, мы так и не узнали.  

Не исключено, что стороны спорят в духе Остапа Бендера и монтёра Мечникова из произведения «Двенадцать стульев», торгуясь вокруг цены на энергоносители и углублению интеграции. Беларусь, разумеется, настаивает вначале на льготных ценах, а потом на интеграции, а Россия — с точностью до наоборот. В качестве альтернативы Беларусь может попытаться «разыграть карту» с сотрудничеством внутри ЕАЭС, но похоже, что проблемы интеграции именно в рамках Союзного государства стоят острее, чем когда-либо и оттягивать их уже невозможно. 

Возможно стороны пока и сами не видят чёткого механизма сотрудничества, руководствуясь простым «уже пора». Отказом от его построения можно поставить под удар существование ЕАЭС и активировать оппозиционные силы внутри обеих стран. Ибо в этом случае последние получат однозначное подтверждение тому факту, что нужно идти на Запад, в объятия ЕС и НАТО, и опять же станут использовать РФ как негативный политический фактор для укрепления собственных позиций. 

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Back to top button