• 14.02.2018
  • 658

Сегодня ты играешь джаз…

Ориентировочное время чтения: 5 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • Одна из самых ярких примет нашего времени — это внезапно оказывающееся правильным освещение реалий холодной войны советской пропагандой. Это в позднесоветские и перестроечные годы было принято издеваться над всем известными образами и приёмами, в лихие девяностые нам вообще было не до этого, а теперь прям как будто пелену с глаз сняли.


    Вот и о ещё одном подтверждении нам напомнили сегодня не откуда-нибудь, а из самого Государственного департамента США, точнее из его исторического музея. Там сегодня открылась выставка, посвящённая так называемой «джазовой дипломатии».

    Вообще, Штаты озаботились ведением войны посредством «культурного сотрудничества» ещё в тридцатые годы, вдохновившись примером нацистской Германии, являвшейся в определённых областях просто эталоном стиля (и фильмы Рифеншталь, и форма Hugo Boss навсегда вошли в справочники по эстетике XX века). Ну а что могли предложить американцы миру кроме гамбургеров и непомерно раздутого эгоизма? Конечно, джаз!

    И вот в 1955 году была создана организация «Послы джаза», финансируемая американским правительством. В те времена «Нью-Йорк Таймс» назвала этот проект «секретным акустическим оружием», и в этом, конечно, был свой смысл. Самые мощные американские джазмены: Диззи Гиллеспи, Дюк Эллингтон, Луи Армстронг и Бенни Гудмен теперь могли ездить по всему миру с лекциями о джазе и концертами, но в первую очередь они, конечно, должны были заезжать в страны, которые или уже попали, или потенциально могли попасть под влияние Советского Союза.

    Там, правда, была одна очень неприятная деталь. Ещё в 50-х в Америке повсюду была сегрегация, так что чернокожие джазовые гиганты на трубе вертели этот Госдеп и близко не собирались становиться послушными правительственными пропагандистами. Но капитализму, как строю, пожирающему государства пачками, такое было даже на руку — все видели, что Америка на самом деле страна свободы и отсутствия цензуры.

    Поэтому безумных негров в СССР не послали. Гиллеспи, являвшийся одним из инициаторов создания «Послов джаза», в те времена уже был совсем в контрах с правительством, в 1964 сам баллотировался на пост президента, собираясь переименовать «Белый дом» в «Блюзовый дом», поставить госсекретарём Эллингтона, а директором ЦРУ Майлза Дэвиса. Вот это была бы потеха! Поэтому в СССР в 1962, в самый разгар Карибского кризиса поехал прилежный сговорчивый еврей Бенни Гудмен.

    Но в СССР, конечно, никаких лекций о том, что такое джаз, проводить не надо было. Во-первых, у нас была просто образованная страна, а во-вторых, со времён другого прилежного сговорчивого еврея Лазаря Вайсбейна, более известного, как Леонид Осипович Утёсов, джаз у нас был предметом культа. Поэтому даже Никита Хрущёв на приёме у американского посла долго жал Гудмену руку. Но на вопрос «о, вы тоже любите джаз?» холодно ответил: «Нет, я люблю хорошую музыку». Кстати, классный двусмысленный ответ!

    Но мы по своей традиции заглянем теперь чуть глубже ненадолго. И в этом нам поможет один советский гениальный джазовый сумасшедший Сергей Курёхин:

    Сомневаться в африканских корнях джаза не приходится. И сомневаться в том, что негры привезли из Африки свои мистические и магические культы тоже не приходится. Так что, современные массовые привычки вполне можно рассматривать как следы воздействия на нас различных древних знахарских кланов. И если от американских шаманов нам досталось практически одно табакокурение, то вот от африканских целая куча всего. От всей современной музыки (а вся нынешняя электронная музыка, без сомнения, вышла из джаза) и прилегающей к ней культуры употребления наркотиков до культуры модификации (пирсинг) и разрисовывания (тату) своего тела.

    Так что, вполне возможно, африканские шаманы просто воспользовались американскими возможностями, как перчаткой, чтобы достичь каких-то своих целей по всему миру. А что касается разрушения Советского Союза — «Послы джаза» прекратили своё существование бесславно в 1979 году. На смену им пришёл Майкл Джексон. А что касается наших стиляг и прочих фарцовщиков, они, по-моему, ещё и сами были готовы доплачивать за то, чтобы как следует пошатать «кровавый рэжим».

    Глеб Деев

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Теги: Культура, Музыка, пропаганда, СССР, США
    Loading...