Мнения

Спрос рождает предложение, или Почему производители стали использовать «свядомый» дизайн

В Беларуси происходит изменение социокультурного пространства. Не обратить на это внимание невозможно, даже если стараться изо всех сил. Совсем недавно мы писали о том, что отнюдь не националистическая Либерально-демократическая партия неожиданно предложила легализовать бело-красно-белый флаг; журналисты одной из самых авторитетных государственных газет «Советская Белоруссия» стали инициаторами наименования одного из минских скверов в честь Эдварда Войниловича — поляка, который ратовал за возрождение Речи Посполитой в границах 1772-го года; а столичная государственная организация по градостроительству «Минскградо» вынесла на обсуждение появление памятника ещё одному поляку, который был одним из организаторов шляхетского восстания 1863-1864 гг. за восстановление РП, — Кастусю Калиновскому.


Около двух недель назад появился ещё один признак того, что «свядомасць» всё больше закрепляет свои позиции. Пивоваренная компания «Лидское пиво» 22 июня презентовала новый сорт. Глядя на дату, можно подумать, что дизайн этикетки будет как-либо посвящён памяти Великой Отечественной войны, ан нет… Сорт называется «Менскае 1918», а на этикетке изображены бело-красно-белые очертания территории, на которую претендовала БНР.

Материалы по теме:
День Воли или День безволия?

Спрос рождает предложение, или Почему производители стали использовать «свядомый» дизайн 2
Дизайн этикетки. Фото: nn.by

Ярлычок на горлышке гласит:

«25 сакавіка 1918 года Беларуская Народная Рэспубліка была абвешчана незалежнай дзяржавай са сталіцай у Менску».

Спрос рождает предложение, или Почему производители стали использовать «свядомый» дизайн 3
Ярлычок на горлышке бутылки. Фото: nn.by

Обращает на себя внимание целых ряд моментов.

Во-первых, изображённые очертания территории БНР на этикетке захватывают части российской, польской и литовской земель. Однако это, конечно, не вызвало нарекания со стороны «свядомых» граждан, которые ещё вчера изобличали «имперскость» и ратовали за неприкосновенность границ. Наоборот, они активно плюсуют комментариям вроде «Мапа Беларусі у этнічных межах».

Во-вторых, Белорусская Народная Республика не была независимым государством. Ряд белорусских деятелей рассчитывали создать БНР под протекторатом Германской империи, однако их чаяниям было не суждено сбыться. Территория находилась под контролем немецкой администрации, не были созданы полноценные государственные структуры. Ни одно государство в мире не признало БНР.

В среде «свядомага кола» весьма популярно возвеличивать роль Белорусской Народной Республики. В день её провозглашения, 25 марта, оппозиция ежегодно празднует «День Воли», обычно в виде митингов и уличных шествий. Их цель очевидна: утвердить в коллективном представлении белорусов, что якобы начало нашей государственности идёт от провозглашения БНР, а не БССР. Таким образом оппозиция явно хочет поскорее избавиться от советского наследия.

В-третьих, на карте, стилизованной под витраж, территория, на которую претендовала БНР, изображена в цветах бело-красно-белого флага, что также является довольно провокационным маркетинговым ходом. В одной из недавних статей мы писали, что он был создан лишь во время Февральской революции, а спустя 25 лет репутация флага была запятнана тем, что его использовали в качестве своего символа прислужники нацистов.

Сегодня упоминание такого флага весьма политизировано, его используют всё те же «свядомыя» на разного рода акциях и мероприятиях.

В-четвёртых, обращает внимание, что на карте слова «Беларусь» и «Менск» написаны на латинице. К чему это? Третья Уставная грамота БНР от 25 марта 1918 года была напечатана буквами кириллического алфавита…

А это тоже в угоду нашим «свядомым», которые иногда используют латинский вариант белорусского языка. Кириллица является общим наследием русских и белорусов, поэтому некоторых националистов это раздражает.

«Лидское пиво» — крупная коммерческая организация, её деятельность направлена на максимальное извлечение прибыли. Стало быть, производитель рассчитывает, что такой дизайн этикетки привлечёт потребителя. Это говорит о том, что сегодня в обществе формируется определенная мода на «свядомасць», которую бизнес пытается использовать. Производители не стали бы работать в ущерб себе.

Сегодня белорусский национализм, как бы кто ни отрицал, довольно популярен среди молодежи, которая является основным потребителем пива, а значит и целевой аудиторией производителей слабоалкогольной продукции.

Возможно, маркетологи изучали белорусский интернет, где сразу бросается в глаза популярность прозападных и националистических сообществ, в то время как их идеологические оппоненты имеют меньшее количество подписчиков. Возможно, впечатлились модой на вышиванки. То, что в тренде, лучше продаётся.

Стало быть, в социуме есть сформированный ранее спрос на миф о «независимой» БНР.

Спрос этот сформирован, во-первых, отлаженной информационной кампанией, которую проводит националистическая и прозападная оппозиция. В Беларуси довольно популярны оппозиционные СМИ. К примеру, на сайте «Хартия 97» за последнюю неделю было более 1 300 000 посетителей из Беларуси. С 27.06.2015 по 27.09.2015 его посещало каждый день около 200-300 тысяч уникальных пользователей, чуть меньше половины из них были с территории Беларуси.

Во-вторых, проблемами исторического образования. Если бы каждый белорус со школьной скамьи помнил правду о БНР, он бы чётко знал, что начало нашей государственности происходит с БССР, а БНР вообще не была государством.

В этой связи и государству, и белорусской антинационалистической общественности стоит уделить особое внимание развитию конструктивных СМИ для молодёжи, возможно, создать новые, дабы популяризировать объективную информацию о прошлом и настоящем Беларуси. В наш информационный век это первоочередная задача.

Кроме того, следует уделить внимание историческому образованию детей. Дабы не повторяли ошибки прошлого в настоящем и будущем. И не употребляли пиво…

Вообще «свядомый» дизайн товаров в Беларуси далеко не нов. Так, про литвинизм напоминают и появившаяся ранее водка «Літвінка», и новый «Літвінскі» хлеб. Но особое место в этой сфере занимает бизнес на одежде с бело-красно-белыми флагами и «Погоней», о чём мы и напишем подробнее в следующей статье.

Златан Митрич

Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Подписывайся на наш телеграм. Только самые важные новости!

Популярное

Back to top button