Мнения

Заклёван синей птицей: соцсети взяли за горло Президента США

Прошедшие выборы в штатах принесли немало удивительных открытий. Оказывается, толпа ряженых может штурмовать Парламент не только в банановых республиках. А Президента США могут навсегда «забанить» в социальных сетях и он ничего не сможет с этим сделать.

7-го января социальная сеть Твиттер заблокировала страничку Дональда Трампа, сперва временно, а спустя два дня насовсем. Как водится, по просьбам трудящихся – о том, чтобы лишить еще действующего Президента США доступа к его аккаунту якобы просили сотрудники компании и рядовые пользователи.

В общем, выбрав для общения с миром сервис микро-блогов с синим воробушком на логотипе (to tweet – чирикать, щебетать) Дональд довольно быстро дочирикался.

Однако, Трампом дело не ограничилось и под нож массово пошли странички и группы его сторонников. Причем не только в Твиттер, а буквально во всех крупных социальных сетях.

Сообщают, что Дональд и его сторонники массово собираются бежать в Telegram.

Опасная птичка

Многие в наших краях дивились тому, что Твиттер долгие годы работал в убыток (вышел в плюс с 2017-го года), но никто и не думал его закрывать. Похоже, что вопрос разрешился – если в один прекрасный день маленькая синяя птичка может сомкнуть коготки на горле целого Президента США – ради такого дня можно и потерпеть годы убытка, всё окупится.

Удивляют в этой истории не столько социальные сети и их владельцы, сколько сам Трамп. Бизнесмен и миллиардер казалось бы должен понимать как это работает.

Еще в каком-нибудь 19-м веке денежный мешок открывал газету и нанимал журналюг, чтобы те затаптывал любого, кто хозяину мешает. Если журналюги работали совсем грязно – пресса считалась «желтой», а если соблюдая какие-никакие приличия – вполне респектабельной. Есть демократически издания десятилетиями полоскающие республиканцев и наоборот.

В случае с социальными сетями денежный мешок не нанимает журналистов, он нанимает технников и покупает серверы, а бесплатными журналистами создающими контент становимся мы все. Это почти что сказочный монстр питающийся нашей дружбой, нашими интересами и мечтами.

Вы публикуете фотографии любимых котиков, рецепты новогоднего салата, свои рассуждения о политике или кино. К вам подтягиваются друзья, одноклассники или поклонники таланта и тоже пишут. И эта многомиллионная армия позволяет владельцам соцсети в обычное время торговать рекламой и продавать данные о ваших вкусах и привычках маркетологам.

Твиттер, кстати, любимая соцсеть западных политиков. По какой-то странной причине они предпочитают общаться с избирателями с помощью микро-сообщений размером до 280 слов. И тот же Трамп, используя блог в Твиттере как основную площадку для своих заявлений наверняка принес его владельцам тучу новых подписчиков и немало денег.

Но, в период политического кризиса выясняется, что рубильник от того, что вы привыкли считать своим собственным уютным миром, своей сетью друзей или поклонников, находится в чьих-то незнакомых потных руках. И этот мир выключат в секунду, если вы начнете вести себя не так или писать не то, что хочется его настоящему хозяину. Хозяин создавал соцсеть для продвижения своих и только своих интересов.

А судьи кто?

Трампа обвиняют в том, что он намеками подталкивал своих сторонников оспаривать результаты выборов, в том числе и насильственными методами. Дело вообще-то уголовное и если бы так решил суд, соблюдая процедуру и заслушав показания сторон, то и вопросов бы не было. Но, приговор вынесли и привели в исполнение не известные никому модераторы. Именно они определяют что хорошо говорить, а что плохо, кто «токсичен» а кто нет.

Кстати, когда команды модераторов крупных социальных сетей становятся известными, это вызывает еще больше вопросов. Например, за поведением пользователей русскоязычного сегмента Фэйсбук, как выяснилось, следит сплоченная команда украинских фашистов. И это, как ни странно, святое право собственника – кого захотел, того и нанял модерировать. Какие захотел правила, такие и установил.

Дональд Трамп, соображай он немножко быстрее, со своими миллиардами мог бы давно открыть собственную соцсеть, как гонимый российскими властями Павел Дуров открыл Телеграм. Специально для своих сторонников, его 89 миллионов человек читало – хороший старт. А вот большинству из нас собственная социальная сеть не по карману.

Помните лозунг: заводы – рабочим, земля — крестьянам? Кажется, в 21-м веке назрела новая необходимость. Социальные сети – пользователям. В конце концов, всё, чем питается этот сказочный монстр – наши дружеские связи, заметки, рецепты новогодних салатов и даже фотографии любимых котиков – создаем мы. Революционные матросы захватят серверы и офисы компаний, а модераторов будем сами выбирать как шерифов.

Back to top button