Пожарная безопасность в Беларуси: обязательства и последствия для бизнеса

В современном бизнесе обеспечение пожарной безопасности является ключевым аспектом для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).
В Беларуси игнорирование норм и стандартов в этой области не только приводит к финансовым потерям, но и может влечь за собой административные или уголовные преследования. Создание и ведение необходимой документации помогут организовать мероприятия по предотвращению возгораний, обеспечить быструю реакцию на экстренные ситуации и уменьшить риски.

Законодательство Республики Беларусь в области пожарной безопасности основано на Законе от 15 июня 1993 года № 2403-XII «О пожарной безопасности» (редакция от 16.10.2025 № 99-З) (далее — Закон о пожарной безопасности), который задает правовые основы и принципы функционирования системы пожарной безопасности и государственного надзора. Этот закон неоднократно обновлялся, включая изменения, внесенные Законом от 11 ноября 2019 года № 251-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»», который уточнял обязанности хозяйствующих субъектов.

Основным нормативным актом, детализирующим требования, является Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» (последняя редакция от 7.03.2024 № 358-З), который утвердил Общие требования к пожарной безопасности для капитальных зданий (зданий и сооружений), изолированных помещений и других объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — Общие требования). С 2 июля 2022 года также действуют Правила обеспечения пожарной безопасности, принятые постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС Республики Беларусь) от 21 декабря 2021 года № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности» (далее — Постановление МЧС № 82 от 21.12.2021), которое объединило различные требования в едином документе.

Дополнительно к этому применяется Постановление от 18 мая 2020 года № 296 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности внештатных пожарных формирований», которое является ключевым документом МЧС Республики Беларусь.

Все вышеперечисленные акты устанавливают обязательные требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая разработку документации, отсутствие которой может расцениваться как несоответствие установленным нормам.

В соответствии с статьей 18 Закона о пожарной безопасности, руководители предприятий (включая юридических лиц и ИП) несут ответственность за обеспечение пожарной безопасности на своих объектах, разрабатывают и внедряют меры по предотвращению пожаров, а также организуют обучение сотрудников. Статья 19 того же Закона подчеркивает необходимость создания системы противопожарного режима, включая разработку инструкций и планов.

В Общих требованиях (утвержденных Декретом № 7) в пункте 3 подпункта 3.2 указана обязанность разработки инструкций по пожарной безопасности, пункт 7 предписывает наличие общеобъектовой инструкции, а пункт 45 говорит о необходимости планов эвакуации для каждого этажа. Постановление МЧС № 82 уточняет указанные положения, вводя единые формы и процедуры для объектов с массовым пребыванием людей (пункт 46).

Руководители юридических лиц и ИП обязаны соблюдать противопожарный режим, включая проведение огневых работ только по нарядам-допускам (часть вторая пункта 34 Общих требований) и проверку знаний сотрудников (пункт 59 Общих требований).

С каждым годом значимость разработки документации по пожарной безопасности возрастает, что связано с ужесточением контроля со стороны МЧС Республики Беларусь. Согласно статье 46 Закона о пожарной безопасности, нарушения могут повлечь административную ответственность, включая штрафы до нескольких сотен базовых величин, а в случае причинения вреда может наступить уголовная (статьи 14, 22).

Административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности предусмотрена статьей 24.36 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ). В таблице ниже приведены примеры штрафов, установленных этой статьей (в базовых величинах; на 2025 год базовая величина составляет 42 белорусских рубля).

Часть статьи Описание нарушения Штраф (для физлиц/должностных лиц) Штраф (для юрлиц) 1 Невыполнение обязанностей по обеспечению пожарной безопасности До 30 базовых величин — 2 Нарушение специфических требований для объектов с детьми и массовым пребыванием людей (>300), соцсферы, взрывопожароопасных производств До 25 базовых величин До 200 базовых величин 3 Нарушение требований по безопасной эвакуации До 20 базовых величин До 200 базовых величин 4 Нарушение требований к технологическому процессу, размещению теплогенерирующих аппаратов и печей До 15 базовых величин До 100 базовых величин 5 Нарушение требований при строительстве и проектировании До 12 базовых величин До 100 базовых величин 6 Невыполнение требований при техобслуживании систем пожарной автоматики До 10 базовых величин До 50 базовых величин 7 Иные нарушения требований пожарной безопасности До 5 базовых величин — 8 Нарушение, приведшее к пожарной ситуации и ущербу имуществу От 5 до 30 базовых величин — 9 Повторное нарушение по ч.1 в течение года От 10 до 50 базовых величин —

Примеры нарушений:

  • Отсутствие планов эвакуации → ч.3 ст.24.36 КоАП РБ → до 20 БВ (840 руб.) для должностного лица, до 200 БВ (8400 руб.) для юридического лица.
  • Огневые работы без наряда-допуска → ч.4 → до 15 БВ (630 руб.).
  • Пожар из-за неисправного оборудования → ч.8 → от 5 до 30 БВ (210 — 1260 руб.).

Для ИП штрафы применяются как для физических лиц или должностных лиц, в зависимости от их статуса.

Уголовная ответственность возникает при серьезных последствиях, вызванных нарушениями обязательных норм пожарной безопасности. Основное правило — статью 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Нарушение требований пожарной безопасности».

Часть статьи Состав преступления Размер ущерба / Последствие Возможные наказания Часть 1 Нарушение требований пожарной безопасности лицом, ответственным за соблюдение норм, что привело к пожару и уничтожению или повреждению чужого имущества, если такое лицо ранее подвергалось административному взысканию. Без указания суммы ущерба — Штраф
— Исправительные работы до 1 года
— Арест (до 3 месяцев)
— Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (или без такового) Часть 2 То же деяние, повлекшее по неосторожности возникновение пожара, который причинил тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения либо серьезный ущерб чужому имуществу. Крупный размер — более 250 базовых величин (> 10 500 руб.) — Исправительные работы до 2 лет
— Ограничение свободы до 3 лет
— Лишение свободы вплоть до 3 лет
— Лишение права занимать определенные должности или заниматься деятельностью (или без такового) Часть 3 То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо тяжкие телесные повреждения двум или более лицам. Смерть 1 человека или тяжкие повреждения у более чем 2 лиц — Лишение свободы до 7 лет
— Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (или без такового)

Несоблюдение норм пожарной безопасности создает серьезные риски: от временной приостановки деятельности до угрозы жизни людей. В то же время, правильно оформленная документация способствует улучшению культуры безопасности, снижению страховых тарифов и соответствию международным стандартам. Для юридических лиц и ИП это не просто обязанность, а важный инструмент управления рисками.

Создание документации по пожарной безопасности в Беларуси — это не формальность, а необходимость для стабильного ведения бизнеса. Отсутствие инструкций, планов эвакуации или ведения журналов инструктажей может привести к:

  • штрафу до 8400 руб. (для юридических лиц),
  • лишению свободы до 10 лет (при наличии жертв).
  • Рекомендуем:
  • проводить регулярные аудиты пожарной документации,
  • обучать сотрудников,
  • консультироваться с представителями органов МЧС,
  • осуществлять обновление документов в соответствии с изменениями в законодательстве (например, после вступления в силу Постановления МЧС № 82).

Back to top button