10 фильмов, приходящих на ум во время просмотра «Человека, который убил Дон Кихота» |
Обзоры и рейтинги

10 фильмов, приходящих на ум во время просмотра «Человека, который убил Дон Кихота»

Целых 25 лет Терри Гиллиам пытался снять свою экранизацию «Дон Кихота» Сервантеса. И все эти 25 лет мы, те, кто знает и любит творчество Гиллиама, в один голос говорили, что этот роман просто создан для того, чтобы его перенёс на экран Гиллиам. Свершилось! Ну что сказать, фильм получился, это факт. Особенно на фоне последних более чем неоднозначных опусов режиссёра. Кино вышло по-хорошему зрительским, но не лишённым киноманского очарования. Все отличительные знаки гиллиамского стиля — на месте. Но я бы всё же не назвал этот фильм лучшим в карьере автора, что, конечно, не отменяет ни вашего похода в кино, ни нашей небольшой рецензии-альманаха.

1. «Король-рыбак»

Если говорить о главной идее творчества Гиллиама, то это, конечно, будет идея о границах безумия. И о том, как безумный может помочь нормальному… а вот тут вопросы — то ли исправиться, то ли всё-таки тоже стать безумным. Если вы помните, «Король-рыбак» заканчивается сценой, когда «нормальный» герой Джеффа Бриджеса уподобляется «безумному» герою Робина Уильямса, и они вместе голышом глядят на звёзды в Центральном парке. В голливудской парадигме это означает, что «безумный» помог «нормальному» стать «по-настоящему» нормальным. Но если посмотреть на картинку со стороны, то сомнений не остаётся: «ширится-растёт заболевание». Новый «Дон Кихот» в этом смысле ещё более категоричен, но спойлерить не буду. Скажу только, что все основные принципы режиссёрского стиля Гиллиама, которые мы так любили в «Короле-рыбаке», здесь на месте: парочка персонажей, один буквально безумней другого, сказочные приключения, постоянно ускользающая грань между реальностью и фантазией и отдельного упоминания достойны движущиеся горящие предметы, давняя страсть режиссёра.

2. «Монти Пайтон и Священный Грааль»

Кто не знает, что такое «Летающий цирк питона Монти», тот срочно отправляется на повышение киноэрудиции, а все остальные замечают, что «пайтоны» всегда работали с базовыми паттернами европейской культуры. Я бы назвал «Грааль» лучшим их фильмом, потому что он не распадается на отдельные скетчи, как «Поиски смысла жизни», но и не занудствует, как «Житие Брайана». А финал даст фору любому фильму трировской «Догмы». Борхес совершенно справедливо утверждал, что для испаноязычного мира (а это прям очень много стран и людей, если ещё и португальский под шумок к ним присоединить) главнейшим литературным памятником будет именно «Дон Кихот», и Гиллиам препарирует этот сюжет с присущим ему панковским задором, но уже и со взглядом, умудрённым долгими годами и различными лишениями. Ради этого приключения можно даже простить многочисленные огрехи фильма, потому что в них тоже чувствуется та, «монтипайтоновская», бесшабашность и дуракавалятельность, за которую мы их так любили в своё время. Ну вот вам, например: совершенно непонятно, почему полицейские в испанской глубинке говорят между собой на ломаном английском языке, при том, что на двуязычии в фильме делается особый акцент, нам показывают столкновение, по сути, двух миров — рекламного американского и аутентичного испанского. Прям почувствовал сейчас тем самым полицейским из «Монти Пайтона», который появлялся в самый ответственный момент и говорил: «Официально заявляю, что ко всему этому бреду правительство Великобритании не имеет никакого отношения».

3. «Житие Дон Кихота и Санчо»

На излёте 80-х Резо Чхеидзе в сто раз накрутил всю философскую составляющую романа Сервантеса (вы, кстати, в курсе, что роман  на самом деле состоит из двух толстенных томов, и до второго тома добирались только самые упёртые единицы?) в телесериале, который даже один раз показали по первой кнопке советского телевидения. Сейчас осилить всё это практически невозможно, как и сам роман, но если вам захочется чего-то очень глубокомысленного и религиозно-возвышенного, то вам сюда. Достоевский, Гамлет, иконы и куча всего остального, демонстрирующего культурный уровень советского интеллигента. Не Тарковский, но по его следам.

4. «8 ½»

Вы, конечно, уже знаете, что фильм «Гиллиама» — не прямая экранизация романа Сервантеса. Это, в первую очередь, фильм о том, как самому Гиллиаму никак не удавалось снять эту экранизацию. И нет лучше фильма о творческих муках (всегда почему-то связанных с муками производственными в кино), чем гениальный «8 ½» Феллини. Как и предыдущий фильм в этой рецензии посмотреть за раз его практически невозможно (Хрущёв вон вообще заснул на ММКФ во время его просмотра), но даже если вы разделите его на 10-минутные фрагменты и будете смотреть месяц, вы всё поймёте и прочувствуете. Ну и главное — оба фильма очень красивы. И очень европейски.

5. «Фабрика звёзд»

Продолжаем разговор об итальянском кино (ибо оно того, определённо, заслуживает). Джузеппе Торнаторе снял в 1994 фильм, который не так сильно заметен на фоне других его картин (если вы не видели «Лучшее предлолжение» и «Малену», то вы знаете, как провести пару свободных вечеров), но который, по-моему, безупречен. История о том, как людям нужна мечта, как много они готовы отдать только чтобы хоть что-то изменить в своём сером и обрыдлом кругу. История о волшебной силе кино и о том, что рядом с ним всегда будет достаточно не только сумасшедших, но и проходимцев (а ещё и сумасшедших проходимцев). С «Человеком» этот фильм связывает очень близкая сюжетная линия — девушка, поверившая сладким сказкам режиссёра, но в конце концов вынужденная самостоятельно справляться с тем, что жизнь не кино.

6. «Страшные сказки»

И ещё один итальянский фильм. На этот раз — очень похожий по картинке. Гарроне с какой-то маниакальной щепетильностью конструирует реальность европейских средневековых сказок, но, кажется, слишком увлёкся эстетической стороной дела, забыв обо всём остальном, что нам так ценно в кино. Поэтому, картинка, трейлер — да, а вот весь фильм — к сожалению, с большой натяжкой.

7. «О где же ты, брат!»

К вопросу о вечных сюжетах. Братья Коэн сняли один из лучших и смешнейших своих фильмов, переложив «Одиссею» Гомера на эстетику кантри. Сирены, циклоп и идея постоянного возвращения — всё на месте. Фильм, как и фильм Гиллиама, можно рассматривать как своеобразный тест по культурологии: отыщете ли вы все отсылки к мировой культуре?

8. «МакМафия»

Самый неприятный момент в «Человеке» — это то, что русские опять показаны полными уродами и чудовищами. Так что, тут мог быть один из тыщи фильмов с таким же свойством, например, новый «Курск» Винтерберга. Остановимся на свежем сериале от BBC, поскольку здесь главного мафиози играет Серебряков, главная звезда российских русофобских фильмов, который опять на экране бухает и страдает. То есть, играть ему фактически не приходится. Тьфу.

9. «Звёздные войны»

Вы меня, конечно, извините, но я совершенно не понимаю, почему этого Драйвера пихают теперь во все фильмы. Если Тимоти Шаламе ещё хоть с какой-то натяжкой можно назвать симпатичным, то это лицо даже в роли главного злодея вызывает сильные сомнения. Короче, только к концу фильма удалось мне как-то привыкнуть к этому, мягко говоря, своеобразному лицу, но чёткая ассоциация с Кайло Реном никуда не делась. Это минус.

10. «Цареубийца»

Наверное, самый неожиданный фильм в этой подборке и… самый подходящий! Там человек, который убил Дон Кихота, здесь человек, который убил Николая. Творчество Шахназарова всегда вызывало и уважение, и интерес (правда, не смотрел его сериал по «Карениной»). Часто в его фильмах (особенно со времён «Города Зеро») явно фигурируют «матричные» элементы, которые абсолютно точно отсылают нас к другой реальности, к реальности символов и их воздействия на нашу жизнь. Фильм с МакДауэллом (!) появился сразу после развала СССР (а снимался, соответственно, во время), и он совсем не о том, как кто-то расстрелял царскую семью. Он о том, как главному герою привиделось, что он расстрелял царскую семью. Здесь, как и в фильмах Гиллиама, очень важную роль играет взаимодействие двух людей — условно сумасшедшего и условно нормального, и как это безумие постепенно переползает от одного к другому. Повесть о странствующем рыцаре — на самом деле повесть о странствующей идее, которая может заползти практически в любую голову, и оттуда делать то, что составляет суть этой идеи. Тут мысли очень глубокие стоят на пороге, и очень хотелось бы, чтобы каждый из вас подумал их сам. Так что, если вы фильм Шахназарова смотрели единственный раз, когда он вышел, самое время пересмотреть его и всерьёз подумать о том, какую роль в нашей жизни играют наваждения, кто и с какой целью их конструирует, и как от них защититься.

Глеб Деев

Метки (тэги)
Показать больше