«Маньяк» и другие 10 психов |
Обзоры и рейтинги

«Маньяк» и другие 10 психов

Одним из заметных событий текущего глобального теле-сезона (не в смысле телевизора, а в смысле TV-show — так по-английски принято называть сериалы) стал новый проект «Маньяк» Кэри Фукунаги. С именем этого режиссёра связывают перерождение изначально «низкого» жанра сериального мыла в высокохудожественный и до предела современный продукт. Даже люди, далёкие от современных сериалов, ночь напролёт не могли оторваться от первого сезона «Настоящего детектива», и если вы по каким-то причинам ещё не попали под его очарование (очень специфическое очарование, нужно признать), то значит, у вас всё впереди.

Ну а мы насладились «Маньяком», и нужно признать, что этот проект гораздо больше нацелен именно на доставление киноманского наслаждения, нежели на рассказывание убедительной истории. Сам жанр — а в данном случае это ретро-футуризм, причём не просто ретро, а ретро совсем недавнее, конца 80-х, начала 90-х — подразумевает игру с формой, внимание к различным эстетическим деталям и прочие, по меткому выражению Гоголя, вытребеньки. С ними, кстати, получилась некоторая осечка. Потому что в самом начале авторы выстраивают целый параллельный футуристично-антиутопичный мир в духе «Чёрного зеркала», но потом оказывается это всё не важным, потому что основное действие происходит в химических галлюцинациях главных героев, в которых реальность не сильно-то отличается от нашей с вами, что не может не вызывать недоумения: зачем было в начале весь этот огород городить (но огород зачётный, тут ничего не скажешь).

Вообще, различных культурных и киноманских отсылок в фильме пруд пруди. Чего стоит хотя бы секретная глава «Дон Кихота», которая одновременно отсылает нас и к последнему фильму Гиллиама, и к рассказам-лабиринтам Борхеса. История искусственного интеллекта, вышедшего из-под контроля людей, так и вообще стала общим местом в современном кинематографе, однако нельзя не провести параллелей между «Маньяком» и последним фильмом Спайка Джоза «Она». Здесь общее очень многое — от ярко выраженной немного nerd-овской стилистики до женской сущности ИИ, неизменно приводящей к мелодраматическим коллизиям. Отдельного упоминания заслуживает роль Джастина Теру, секс-звезды сериала «Оставленные», перевоплотившегося здесь на 100% и добавившего в кино нужную долю иронии и просто юмора.

И всё же мы хотели бы остановиться на другом аспекте. Главный герой фильма испытывает серьёзные психиатрические и психологические проблемы, что, похоже, не мешает, а помогает ему спасти всех. В связи с этим вспоминаем других явно ненормальных людей, оказавшихся в подобных условиях.

1.«Экзистенция»

Невозможно отогнать от внутреннего взора картинку этого шедевра Кроненберга при просмотре «Маньяка»! По сути, Фукунага и взял эстетику пост-продакшна «Экзистениции» для своего сериала. Фильм Кроненберга очень круто передаёт эту идею множественности миров, зависящих друг от друга и проявляющих истинные способности и наклонности героев (и кто скажет, что герой Джуда Лоу нормальный, пусть сам покажет свою справку!). И, извините, может, это стариковское, но Эмма Стоун и в подмётки не годится Дженнифер Джейсон Ли.

2. «Газонокосильщик»

Ещё один фильм из детства. Теперь уже действительно из детства. Чуть ли не первая работа в стиле кибер-панк, где настоящий сумасшедший становится подопытным кроликом и в результате превращается в супер-монстра благодаря виртуальной реальности. В настоящее время ценен исключительно как музейный экспонат (в отличие от той же «Экзистенции»), но не вспомнить его в связи с приключениями Олли в виртуальной реальности никак нельзя.

3. «Адаптация»

Наверное, лучший фильм Джонза и лучший сценарий Кауфмана. Фильм буквально начинается с монолога невротика, альтер эго самого Кауфмана и по совместительству собирательного образа всех сомневающихся интеллигентов (которым по сути и является главный герой «Маньяка»). Ну и чего стоит история с воображаемым (или нет?) братом! «Адаптация» является тонким стёбом над «первым американским артхаусным фильмом» — «Магнолией» Пола Томаса Андерсона, и это совершенное произведение постмодернистского искусства. Более точного выражения сути творческого человека, стоящего на грани помешательства, вы не сыщете.

4. «Вечное сияние чистого разума»

Ещё один сценарий Кауфмана, но теперь уже поставленный Мишелем Гондри. Идея фильма довольно проста (и совпадает с идеей «Маньяка») — вы никогда не сможете забыть своего суженого/суженую, но реализована эта идея очень изобретательно. Метод «излечения» от ненужных частей жизни в «Маньяке» тоже почти полностью взят из «Сияния разума». Но можем ли мы назвать нормальным человека, согласившегося на добровольную амнезию? И будет ли нормальным человек, сделавший такую процедуру? Ответ очевиден, как и успех этого фильма, который традиционно раз в год смотрят все адепты секты 14 февраля.

5. «2001: Космическая одиссея»

«Хороший пресловутый фильм о научной фантастике», по характеристике самого Кубрика. Первые кадры «Маньяка» сразу навевают воспоминания о странном, перенасыщенном, слишком глубокомысленном киноязыке «Одиссеи». Главный компьютерный псих за всю историю кино — это, конечно, HAL-9000. Вы, кстати, знаете, что если взять следующие буквы в латинском алфавите, то вместо HAL получится IBM? Заголовок «Маньяка» об этом же. Вдобавок Maniac очень здорово рифмуется с Eniac — названием первого компьютера.

6. «Нирвана»

Ещё одна фантастика в нашем списке. Фильм, эксплуатирующий идею виртуальной реальности не хуже той же «Экзистенции», но делающий это с итальянским вкусом. Главный герой — это скорее прообраз героя из последующих «Областей тьмы», но здесь пока всё крутится именно вокруг идеи схлёстывания реальности обычной и виртуальной. Фильм оставляет после себя очень яркое послевкусие, чего, к сожалению, нельзя сказать о «Маньяке».

7. «Облачный атлас»

Фильм, наиболее ярко представляющий нам идею о том, что одни и те же сценарии повторяются, независимо от исторических и культурных декораций. Не назвал бы этот фильм сильно удачным, так что теперь даже трудно вспомнить, кто там был нормальным, а кто — нет (скорее всего, нормальных не было вовсе, учитывая, что это работа братьев/сестёр Вачовски). Но когда мы видим одних и тех же персонажей в самых разных костюмах и предлагаемых обстоятельствах (как и в «Маньяке») — это всегда работает!

8. «Человек дождя»

А вот этот фильм сильно удачный. И вообще не про виртуальные реальности, зато однозначно — про психически нездорового человека, который помогает другому официально здоровому человеку стать по-настоящему здоровым. Классика 100% и безупречная актёрская работа Дастина Хоффмана, за которым явно поглядывал Джона Хилл, когда работал над своей ролью в «Маньяке».

9. «ОА»

Теперь сериал. Необычная и лихо закрученная история, когда вы до конца не понимаете — то, что происходит, это мистика или просто так поданная реальность. Не хочется никому портить удовольствия — сериал явно этого заслуживает, но спойлер: идея о том, как сумасшедший сам того не зная спасает окружающих, это идея этого фильма. Смотреть до конца!

10. «Настоящий детектив»

Ну и куда же без него! Это может показаться неочевидным, но и первый, и второй сезоны этого великого (без шуток!) сериала объединены как раз идеей о том, как люди, отягощённые личными проблемами разного уровня тяжести, способны вести уголовные дела и раскрывать их (то есть, помогать окружающим). Мэтью МакКонахи навсегда войдёт в голливудский пантеон именно благодаря работе в этом фильме. Как и Колин Фарел, скорее всего, хотя ко второму сезону у разных людей разное отношение. Но это, я считаю, связано только с тем, что кто-то сильно ждал продолжения первого сезона, а вот этого, как раз, не надо. В общем, ещё раз спасибо Фукунаге, ждём с нетерпением третьего сезона «Детектива», новых неожиданных работ Кери Джоджи Фукунуги и с опаской поглядываем в сторону оригинального норвежского сериала, по мотивом которого «Маньяк» и был снят.

Глеб Деев

Метки (тэги)
Показать больше