Обзоры и рейтинги

От секты к секте

Два сериала, которые надо смотреть подряд

Любопытно, что в английском языке секта называется cult, «культ». Отсюда ведь и до «культуры» недалеко, но я сейчас не об этом. В этом году американцы выпустили сразу два очень классных сериала примерно на одну тему: взаимодействие секты (культа, коммуны, обособленной группы людей, как угодно называйте) и государства. Один художественный, но основанный на реальных событиях, другой просто документальный, оба, что любопытно, шестисерийные. Там даже названия местностей похожи: город Waco в первом случае (так же и сериал называется) и округ Wasco во втором (сериал Wild Wild Country). Самое главное — в обоих случаях действия государства показаны как далёкие от идеала.

Первым надо смотреть Waco или «Трагедия в Уэйко» в русском переводе. Это история осады секты «Ветвь Давидова», окопавшейся на ранчо «Маунт-Кармел» недалеко от города Уэйко (Техас) в 1993 году. Я помню газетные сообщения того времени, выдержанные исключительно в одном ключе: религиозные фанатики под предводительством маньяка устроили массовое самоубийство в ожидании конца света, никого спасти не удалось. Сериал даёт нам совсем другое толкование тех событий. Нет, личность предводителя не стала более симпатичной, но оказалось, что напали первые «федералы» (там какие-то сложности в организации разных силовых структур в Штатах, собственно ФБР подтянулось попозже, но для общего взгляда это не столь важно), а сектантам пришлось защищаться. Но сериал Waco в первую очередь нужно смотреть не для выяснения исторической справедливости, а для того, чтобы ещё раз убедиться, насколько важно людям разговаривать, насколько важно слышать и понимать друг друга.

Центральный персонаж фильма (помимо, конечно, самого Дэвида-Давида Кореша, считающего, что понял наконец Откровение Иоанна) — профессиональный переговорщик из ФБР. Главная сюжетная линия — это поиск общего языка с человеком, про которого так до конца и не понятно: он просто маньяк или же действительно узнал, узрел что-то новое в наших отношениях со Всевышним. В этот процесс договаривания в какой-то момент грубо вмешиваются настоящие силовики, и финальный текст, который должен был объяснить человечеству, что же там прозрел религиозный мистик, так и не был написан.

С удовольствием и почтением снимаю шляпу перед создателями фильма. Здесь на высшем уровне всё: операторская работа, кастинг, решение сцен, но самое главное — сценарий и проработка персонажей. Конечно, мы не знаем, как оно там было на самом деле, но то, что в фильме есть правда жизни, которой веришь безоговорочно, это факт. Каждый герой находится на своём месте и выполняет вполне очевидную функцию, в результате чего история становится объёмной, наполненной яркими и необходимыми деталями и своеобразной красотой. Но это всё, как говорится, для киноманов, для непосредственного получения удовольствия от просмотра, тут слова особо не нужны.

Мне гораздо важнее поговорить здесь о смыслах, которые затрагивает фильм. Вообще, конечно, это история о нетерпимости. Какого угодно рода: религиозной или психологической, межличностной. Главному силовику фильма откровенно неприятен этот лидер секты (и его можно понять!), и он отказывает ему в принципе в возможности высказаться, донести свою точку зрения. Переговорщику, кстати, он тоже неприятен, но у него совсем другая работа. С другой стороны, за этим предводителем пошла довольно большая куча народу, включая людей с высшим образованием, и какая-то же причина на то была. Что-то они усмотрели в его проповедях. Хотя понятно, что высшее образование совсем не может быть критерием. Да, по большому счёту, никогда и не было.

Насколько мы готовы к тому, что кто-то, возможно, слышит голос Бога лучше, чем мы? Этот Дэвид-Давид напрямую апеллирует тем, что с ним разговаривает Бог, что он ждёт знака от Него, для того чтобы предпринять какие-то дальнейшие действия. И самое, конечно, красивое, что сами эти «силовики» своими действиями фактически и реализуют тот самый знак, которого ждал религиозный лидер. Но нельзя и не отметить, что раз этот лидер потерпел в результате фиаско, да ещё и способствовав гибели стольких людей, значит, никакого верного пути у него не было. Хотя и с учением Христа всё было (и есть) совсем не гладко. Кто знает, может, этот фильм (и книги, по которым он поставлен) и есть то новое, что Всевышний хотел рассказать нам о нас.

Второй сериал, «Дикая, дикая страна», удивительно точно вторит первому. Снова культ (секта, коммуна), снова ранчо, снова откровения и абсолютная, звериная нетерпимость со стороны окружающих и государства. Только всё гораздо более масштабно. Это история Бхагвана Шри Раджниша, более известного как Ошо, и его попытки построить на территории США общество нового типа.

Наверное, нужно пару слов сказать об учении Ошо. Это индийский мистик (которых, кстати, в Индии почти вагон), профессор философии, который дал огромному количеству людей по всему Земному шару новое понимание духовности. Говоря по-простому, Ошо всеми доступными ему средствами доносил до людей, что ни у одного религиозного культа нет монополии на духовную культуру, что каждый человек должен сам такую культуру в себе взращивать, используя для этого абсолютно все ресурсы, которые даёт ему жизнь. Мы никогда не знаем, в какой именно момент нас настигнет просветление, поэтому нужно быть постоянно готовыми к этому (собственно, как и к смерти — memento mori). Однако при всём при этом остался заложником той самой Пустоты, которую так постоянно воспевает Пелевин, и которая, как известно, никуда не ведёт. То есть, идея остановить свой разум, избавить его от словесной шелухи-суеты (для чего предназначена медитация — один из главнейших восточных духовных инструментов) прекрасна. Но если вы на этом остановитесь, то невольно окажетесь под влиянием тех, кто на фоне этой тишины будет вас тихонечко подталкивать в нужную им сторону. Потому что такая внутренняя тишина, как по мне, нужна только для того, чтобы наконец различить голос Бога, который постоянно с нами разговаривает, просто не делает так, чтобы Его голос был слышен громче, чем остальные, не навязывается нам. Ещё одна характерная для Ошо максима: для того чтобы начать движение вверх, нужно оттолкнуться от дна. Ну и многие его последователи со свойственным им молодым энтузиазмом ринулись в пучину пороков.

Вообще, для проповедей Ошо, наверное, характерно определение, которое как-то дал своим речам Сальвадор Дали: «В чуши, которую я несу, всегда пробивается небольшой ручеёк истины». В принципе, этот ручеёк и в любой другой чуши можно найти при желании, но у Ошо речи были построены очень профессионально, завораживающе. Плюс к ним различные телесно-ориентированные практики. Которые, кажется в любой восточной системе будут работать примерно по одному принципу: сначала довести себя до полнейшего физического изнеможения, используя дыхательные, силовые и статические нагрузки, а потом отпустить себя, лечь (или танцевать) и кайфовать. Ещё Ошо интенсивно использовал юмор и хорошее настроение. Его проповеди были почти стенд-апом, зал постоянно покатывался со смеху, а шутки очень часто были на грани фола (или на грани здравого смысла, просто толпа, жаждущая просветления, жадно ловит любой парадокс, периодически срываясь в истерику). В общем, с точки зрения «тим спирит билдинга» всё делалось на высшем уровне.

Стоит отметить ещё один важный момент, объединяющий культ Ошо и культ Давида, да и многие другие альтернативные культы. Это иное отношение к сексуальным отношениям. Ну, у Давида там был всё-таки такой христианский мрачняк: все мужчины воздерживаются, а все женщины принадлежат Давиду (и идея полигамии не является чем-то запредельным для Штатов — у них там чуть ли не полстраны мормоны, которым официально разрешено многожёнство; непонятно, чего именно на Давида в связи с этим взъелись). А Ошо, в свойственной ему манере попустительства любым страстям, разрешал вообще любые сексуальные отношения, главное, чтобы они были по взаимному согласию. В общем, тоже для Америки идея не новая — хиппи с их make love not war были про то же самое, но среднюю Америку это очень задевало и раздражало.

Результатом этого стало стремительное разрастание последователей Ошо по всему миру, и в первую очередь в США. И вот в какой-то момент был затеян грандиозный эксперимент: в округе Васко (штат Орегон) был выкуплено грандиозных размеров ранчо, на территории которого ошо-саньясины со всего света стали строить город Раджнишпурам. И построили! С аэропортом, плотиной, садами-огородами и прочими прелестями городской жизни того времени. Правда, как говорят, и с бактериологической лабораторией, но тут, конечно, вопросов очень много. Самое главное здесь то, что люди, объединённые новой идеей, смогли организовать совместную деятельность очень высокого порядка, воспользовались своим правом на объединение и жизнь по тем законам, которые им кажутся наиболее адекватными реальности. Кстати о законах. Очень важно, что «раджниши» (как их стали называть в американской прессе) действовали исключительно в рамках американского законодательства и конституции. Когда им стали создавать препоны в управлении собственным городом, они просто скупили ближайший город Антилоуп и попытались войти в «исполком» этого города.

Ну и это пресловутое американское право на оружие. И у членов «Ветви Давидовой», и у ошо-саньясинов было оружие, много оружия. И это в конце концов и стало «красной тряпкой», которая заставила власти перейти к активным действиям. Но законов в этой области ни те, ни другие не нарушали.

Главное нарушение закона, которое инкриминировали секте Ошо: фиктивные браки с целью получения американского гражданства, иммиграционные махинации. Но поскольку для самих «раджнишей» институт брака представлял собой отживший предрассудок, то ситуация становится несколько сложнее, чем чёрно-белое разделение «нарушил/не нарушил». Но всё это, конечно, «вершки».

Потому что «корешки» проблемы были именно в том, что обычные рядовые граждане США напрочь отказывались принимать странных жизнерадостных чудаков, которые слишком громко занимаются сексом по ночам (да и не только по ночам). До определённого момента все ошо-саньясины должны были ходить в бордовых одеждах, и в штате Орегон, да и во многих других местах, стали появляться плакаты better dead than red («лучше мёртвым, чем красным»), намекая на эти одеяния. Но и не только! Ведь «красными» в Америке изначально называли коммунистов. Да и нас, вообще-то тоже, только с другим отношением. Но для американцев ярлык red был куда более ужасным, чем gay («голубой») или black. И нет, конечно, культ Ошо не был коммунистическим. По крайней мере, в истинном, большевистском понимании этого слова. А вот модель марксистского псевдо-социализма, когда большинство должно максимально ужаться в своём потреблении ради 90 роллс-ройсов «партийной элиты», это вот очень даже может быть.

Фильм Wild Wild Country представляет собой титаническую и высокопрофессиональную документальную работу. Здесь вообще нет голоса диктора: только прямая речь непосредственных участников событий и фрагменты многочисленных телевизионных передач, посвящённых развитию событий. Здесь дана возможность в полной мере высказаться обеим сторонам дела, точнее даже не двум, а четырём: жителям Антилоуп, представителям властей, последователям Ошо и последователям секретаря Ошо Ма Ананд Шилы, как и самой Шиле. И зритель волен сам выбрать свою точку зрения, что же на самом деле произошло: Шила подставила Ошо и организовала за его спиной тоталитарную империю; Ошо подставил Шилу и спихнул на неё неудавшийся (или удавшийся?) эксперимент; или всё же власти под действием рядовых граждан приложили максимум усилий, чтобы уничтожить нечто несистемное, что вполне могло разложить изнутри сложившийся порядок вещей, привести к переоценке ценностей и признанию необходимости построить новое общество, на новых принципах.

Итог в обеих историях одинаковый. Обе коммуны разрушены: «Ветвь Давидову» потравили слезоточивым газом, Раджнишпурам разъехался сам собой, как только Ошо был вынужден покинуть США. Оба лидера приняли сами свою смерть. Давид Кореш попросил застрелить его своего главного последователя, Ошо попросил об этом своего личного врача, который разработал безболезненный медикаментозный способ. Но остановятся ли люди на этом? Перестанут ли они, порой ценой собственных жизней, искать другие основания, на которых должна быть построена жизнь человеческого общества? Думаю, что нет.

Возвращаясь к культуре и культам. Очень хотелось бы, чтобы наша культура была наполнена не автоматическими ритуалами, постепенно выбивающими из нас всё человеческое и превращая нас в автоматы (о чём очень хорошо писал ещё Э. Фромм), а настоящими инструментами совершенствования нашего взаимодействия с окружающей действительностью, и в том числе с духовной её составляющей. При всех негативных фактах, которых никто не отнимает ни у Кореша, ни у Раджниша (кстати, оба этих имени — псевдонимы), оба они, как мне кажется, сделали очень важное дело: показали, насколько важно всем нам постоянно избавляться от шелухи рутинного отношения к происходящему. Как важно быть готовыми к тому, что другие люди, быть может, абсолютно неприятные нам, способны показать нам нечто, что продвинет наше понимание действительности ещё дальше, ещё ближе к тому идеальному устройству жизни на Земле, ради которого только и стоит жить.

Глеб Деев

Закрыть