• 15.06.2018
  • 731

Территория обыкновенных чудес

Ориентировочное время чтения: 13 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • В Минске есть единственный в Беларуси и СНГ театр, который носит имя легендарного композитора, — театр имени Геннадия Гладкова «Территория мюзикла». Весной ему исполнилось пять лет. Это событие — не только праздник для театрального коллектива, но и для зрителей, конечно. До 9 июля в Музее истории театральной и музыкальной культуры можно приобщиться к нему и посетить выставку «Обыкновенный Волшебник: 5 лет театру Геннадия Гладкова в Минске».

    Выставка рассказывает про жизнь театра и творческое сотрудничество с Геннадием Гладковым и его творческой командой: Юлием Кимом, Юрием Энтиным и Марком Захаровым. Здесь и костюмы из спектаклей, и рукописные материалы, фотографии и много чего ещё.

    Без «Бременских музыкантов», «Джентльменов удачи», «Обыкновенного чуда» и многих других советских произведений, музыки и песен в них, с трудом можно представить этот мир. Не могли его себе представить режиссёр Анастасия Гриненко и хореограф Дмитрий Якубович. В 2007 году они задумали ставить в Белорусском государственном академическом музыкальном театре мюзикл «Приключения бременских музыкантов» и соединить в спектакле все три части знаменитой мультипликационной истории. За партитурой отправились в Москву к композитору Гладкову. Маэстро встретил гостей из Минска гостеприимно, в отличие от его соавтора Василия Ливанова, который поначалу скептически отнёсся к визитёрам. Ведь сколько театральных режиссёров по всему русскоязычному пространству ни брались за постановку спектаклей Гладкова, столько раз композитор сбегал с собственных премьер…

    К счастью, на этот раз вышла совсем другая история. Премьера «Приключений бременских музыкантов» выдалась на ура — и до сих пор эта постановка идёт на сцене музтеатра. Понравился результат работы и самому Гладкову. Как отметил в интервью хореограф Дмитрий Якубович, она зацепила композитора своей честностью и искренностью в искусстве. Тем, что Дмитрию и Анастасии удалось прочитать его, как автора.

    Никто тогда ещё не думал, что дружба с композитором и его соавторами Юрием Энтиным и Юлием Кимом продолжится так плодотворно, что получится открыть свой отдельный, единственный не только в Беларуси, но и на всём пространстве СНГ театр. На творческом кураже после «Приключений бременских музыкантов» последовал балет «12 стульев», мюзикл «Обыкновенное чудо», творческий вечер Геннадия Гладкова в Белорусской филармонии. И когда уже собралось идей и планов на полноценную афишу, пришло единодушное решение создать театр.

    Территория обыкновенных чудес

    Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович с Геннадием Гладковым

    Территория обыкновенных чудес

    Творческий вечер Геннадия Гладкова в Белгосфилармонии

    Теперь в афише «Территории мюзикла» — спектакли на музыку Геннадия Гладкова «Иохим Лис – детектив с дипломом», «Сватовство гусара», «Собака на сене», «12 стульев», «Голубой щенок», «Страсти по Тилю», «Маша и Витя против “Диких гитар”», а также мюзик-шоу по произведениям композитора «Формула любви». Скоро состоится ещё одна премьера — мюзикл в стиле стимпанк «Обыкновенное чудо», который Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович ставят уже во второй раз, чтобы заново показать современному поколению зрителей замечательную историю о любви.

    Территория обыкновенных чудес

    Премьера мюзикла «Обыкновенное чудо» в Белорусском музыкальном театре. Геннадий Гладков и актриса Илона Казакевич

    Для мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладков написал очень много новой музыки, которая не звучала в фильме Захарова. Её можно будет услышать 21 июня и 12 июля на сцене Республиканского Дворца культуры профсоюзов.

    Мы побывали на открытии выставки, где зрителям представили несколько номеров из будущей премьеры. Делимся и с вами.

    Территория обыкновенных чудес

    Территория обыкновенных чудес

    Территория обыкновенных чудес

    Территория обыкновенных чудес

    Территория обыкновенных чудес

    Территория обыкновенных чудес

    Территория обыкновенных чудес

    Фотограф: Полина Виздрик

    Расскажем и о нескольких экспонатах выставки. В 2015 году Гладков и Энтин сделали специально для «Территории мюзикла» театральную версию «Голубого щенка». Энтин дописывал новые стихи, Гладков — музыку. Режиссёр Анастасия Гриненко написала либретто, которое и сохраняет идею из знаменитого мультфильма, и содержит много новых «фишек» для современных детей. История работы над «Голубым щенком», клавир спектакля с дарственной надписью Гладкова представлены на выставке.

    Есть и книга стихотворений Гладкова (Энтин его периодически за них по-дружески журит) под смешным псевдонимом Игорь Колесо. На самом деле, Геннадий Гладков, конечно же, не считает себя настоящим поэтом, но время от времени позволяет себе написать какие-то поэтические строки для своих спектаклей. Например, стихи композитора звучат в мюзиклах «Собака на сене» и «Голубой щенок».

    Территория обыкновенных чудес

    Есть на выставке экспонаты, которые сделаны руками поклонников. Так, театр как-то проводил конкурс на лучшую игрушку Голубого щенка. Территория обыкновенных чудес

    Можно увидеть зелёный альбом фотографий за всю пятилетнюю историю «Территории мюзикла», отдельный альбом для «Голубого щенка». Собирала и оформляла материал постоянная зрительница театра Анна Зверинская.

    У театра есть большое волонтёрское сообщество. Коллектив всегда рад сторонней помощи, а в ответ на неё готов провести экскурсию по театру, рассказать о его внутренней «кухне», познакомить с артистами.

    Волонтёрская команда — это далеко не только студенты. Среди них — люди совершенно разных профессий. Например, есть у театра вообще уникальный персонаж: волонтёр Сергей — фельдшер психиатрической бригады. Когда по каким-либо причинам руководство и актёры театра нервничают, он делится историями из жизни своих пациентов — и все сразу понимают, что их волнения — сущие пустяки. И что всё решаемо.

    Мы познакомились и поговорили с режиссёром «Территории мюзикла» Анастасией Гриненко и хореографом Дмитрием Якубовичем: о настоящем и будущем мюзикла, предстоящем гала-концерте театра, Бродвее и многом другом.

    Территория обыкновенных чудес

    Фото 4esnok.by

    ЧЕСНОК. 17 июля будет гала-концерт «Территории мюзикла». Что там ждёт зрителей?

    ДМИТРИЙ. Там мы покажем самое лучшее, что было проделано нами в течение пяти лет: номера из концертов и спектаклей. Естественно, представим что-то совсем новое, чего зритель ещё не видел. Мне кажется, что этот праздник нужно отметить всем вместе. Очень хочется, чтобы получился душевный концерт, где театр и зрители — одна семья.

    ЧЕСНОК. Какая самая главная помощь Гладкова театру?

    ДМИТРИЙ. Он нам очень помогает тем, что даёт свой материал на безвозмездной основе. Потому что, как правило, за авторское разрешение нужно заплатить. Что ещё очень важно для нашего театра: он не берёт с нас авторские отчисления. Да и в целом мы всегда на связи, он в курсе наших новостей, а мы его.

    ЧЕСНОК. Как вам кажется, будет ли когда-нибудь ещё один Гладков?

    ДМИТРИЙ. Да, думаю, будет. Общество выделит новую для себя творческую единицу, но это уже будет совсем другой Гладков. Ведь технологии идут вперёд, меняется музыка, ритм и скорость жизни, восприятие человека всего вокруг, соответственно.

    ЧЕСНОК. Насколько я понимаю, вы стараетесь расширять свой репертуар и ставить не только те произведения, к которым имел отношение Гладков. Ведь недавно, например, состоялось действительно уникальное для Беларуси событие: вы поставили бродвейский рок-мюзикл «Недалеко от нормы», который признан критиками в США одним из лучших шоу за последние десять лет.

    АНАСТАСИЯ. Более того, это событие не только для Беларуси, но и всего СНГ. Это был первый перевод на русский, который состоялся именно в Минске. К нам не зря приезжают зрители из Москвы, потому что это один из культовых мюзиклов среди мюзикломанов. И не только среди них: постановка находит отклик у разной публики. Она эмоционально захватывает: зрители на ней плачут, смеются, что-то осмысливают. Для мюзикла это очень хорошо, потому что его привыкли воспринимать как исключительно развлекательный жанр. Публика, мне кажется, нуждается в таком материале: чтобы говорили про него и про его проблемы простым языком.

    Территория обыкновенных чудес

    Ближайшие показы рок-мюзикла «Недалеко от нормы» состоятся 28 июня и 10 июля

    ЧЕСНОК. Как, на ваш взгляд, будет меняться музыкальный театр в целом?

    ДМИТРИЙ. Музыкальный театр сейчас делает немного финт назад. Приведу пример, как это начало происходить. На Бродвее сделали как-то высокотехнологичные спектакли, например, «Человек-Паук», «Холодное сердце». Они настолько технологически сложны, что практически невозможно их отличить от фильма. Даже не так: такое чувство, будто ты сам участвуешь в фильме. Но при этом всём эти постановки не получили никакого резонанса среди зрителей, да и критиками приняты очень холодно. Зачем так делать подробно и максимально достоверно? Ведь исчез сам театр! Поэтому вслед за ними сразу вышли новые спектакли, например, «Гамильтон», где используется только периметр сцены и поворотный круг на сцене. И это на сегодня самый дорогой мюзикл в Америке. Стоимость одного билета доходит до тысячи долларов. Это говорит о том, что людям нужен театр и его атмосфера, человеческие отношения, а не новейшие технологии в нём.

    ЧЕСНОК. Какая самая главная идея вашего театра?

    АНАСТАСИЯ. Театр должен быть живой. Нельзя к нему относиться, как к рутине: отработал — ушёл домой. Как сказал однажды Табаков, театр как велосипед. Если не едешь — он падает. Так и тут. Нужно постоянно что-то придумывать, менять направление, цепи, педали, ставить новые задачи артистам.

    ЧЕСНОК. Возможно, среди ваших сверхзадач есть и такая: менять историю мюзикла в Беларуси?

    АНАСТАСИЯ. Да, пожалуй. Мы понимаем, что в Беларуси рынка мюзиклов нет. Но хотелось бы, чтобы он был. Поэтому мы приучаем зрителя к ним. Зритель должен быть насмотренным. Понимать эту эстетику, понимать, что происходит в мире. Какие появляются новые произведения, и что они не обязательно развлекательного характера. А пока, к сожалению, как сказал один драматург: о музыкальном театре представление, как о втором театре после цирка. Мы же хотим своими постановками показать, что в мюзиклах можно тоже поднимать разные сложные жизненные вопросы, делать это разными выразительными средствами. И рок-музыкой, и классической. Сменой привычной визуальной стилистики, как хотим, например, сделать мы в мюзикле «Обыкновенное чудо».

    ЧЕСНОК. Почему вы решили поставить мюзикл «Обыкновенное чудо»?

    АНАСТАСИЯ. Этот спектакль — про романтическую любовь, прямо до смерти. Таких чувств, бывает, не хватает людям в жизни. Поэтому они приходят к нам в театр подпитаться ими.

    Я как-то сказала Гладкову по поводу «Обыкновенного чуда»: «Знаете, люди приходят, наперёд реплики говорят». На что он ответил: «Конечно! Это же сказка для взрослых! Им тоже нужны свои сказки»! Так что «Обыкновенное чудо» — это тоже сказка для взрослых с каким-то романтическим и философским шлейфом, после просмотра которого, как мне кажется, будет оставаться светлое послевкусие и желание влюбиться.

     

    Виктория Гомза

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Loading...