• 31.08.2017
  • 1308

Арт-терапия: навестить самого себя

Ориентировочное время чтения: 23 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • От усталости и проблем многие отвлекаются танцами, живописью, посещают концерты классической музыки или спектакли. Во время занятия любимым делом становится легче. Но мало кто задумывается, что в этот момент он проходит сеанс арт-терапии с самим собой. «Чеснок» решил подробнее узнать об этом методе психокоррекции у арт-терапевта Натальи Сакович.


    Арт-терапия: навестить самого себя

    На фото: Наталья Сакович

    Справка. Наталья Александровна Сакович — старший преподаватель кафедры психологии и педагогического мастерства «ГУО Республиканский институт высшей школы», автор курсов «Индивидуальная и групповая психотерапия», «Арт-терапия: теория и практика», «Авторская школа сказкотерапии», «Системная песочная психотерапия», «Фототерапия — говорящие отражения» и многих других. Практический психолог «Студии семейного развития», тренер-консультант SOS-Детской деревни (Беларусь), член сообщества сказкотерапевтов, член Российской ассоциации арт-терапии, член Ассоциации врачей и психотерапевтов (Беларусь), руководитель Белорусского отделения Ассоциации песочной терапии.

    Арт-терапия — это метод психотерапии, в котором используется творческая активность человека для решения его психологических проблем. Во время занятий арт-терапией чаще всего применяется рисование, музыка, лепка, фотография, литературное и кинотворчество, актёрское мастерство. Такая приятная прихокоррекция помогает избавиться от внутренних или межличностных конфликтов, тревог, развивает фантазию и повышает целостность личности. К видам арт-терапии также относят библиотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, игротерапию, цветотерапию и ряд других. Oбpaзы хyдoжecтвeннoгo твopчecтвa выражают наши подсознательные кoнфликты, cтpaхи, вocпoминaния.

    В своей книге «Психология бессознательного» Зигмунд Фрейд утверждал, чтo бeccoзнaтeльнoe пpoявляeт ceбя в cимвoличecких oбpaзaх. Но в своей практике никогда не прибегал к терапии искусством. Его же yчeник — Кapл Юнг — напротив, рассматривал творчество как одно из способов изучения бессознательного. В книге «Дух в человеке, искусстве и литературе» он писал, что произведения искусства возникают из почти таких же психологических условий, что и невроз. Подобно всем неврозам, это сознательное содержание имеет бессознательный фон. И в своём художественном проявлении этот фон часто выходит за рамки индивидуума в нечто более глубокое и более широко отражающее человека, а в случае с профессиональными художниками — и всё человечество.

    Впервые термин «арт-терапия» ввёл в обиход английский художник Адриан Хилл. В 1938 году он долгое время находился в санатории, где проходил курс лечения от туберкулеза. У него в тот период было много свободного времени, которое он полностью посвящал рисованию. Совсем скоро Хилл пошёл на поправку и чётко для себя осознал, как благотворно повлияли на его самочувствие занятия творчеством. В том же санатории Адриан организовал групповые занятия по живописи. Свою работу с пациентами художник описал в книге «Искусство против болезни». А в 1964 году он создал Британскую ассоциацию арт-терапевтов.

    Арт-терапию используют не только психологи, педагоги, врачи, но и мы с вами. Правда, не осознавая этого. Что ж, попробуем перевести свои бессознательные занятия этой техникой в разряд сознательного и извлечь из них максимальную для себя пользу.

    Наталья, арт-терапия сегодня это что-то пограничное между психологией и творчеством?

    — Не пограничное, конечно. Просто искусство является уникальным инструментом проявления человека в мире. Такая техника позволяет психологу понимать клиента. Да и сам человек лучше начинает понимать себя, он увеличивает свой ресурс самопомощи. Искусство исцеляюще действует на человека, даёт возможность созидания и отреагирования. Почему бы не использовать такой инструмент?

    Какие есть методы проведения арт-терапии?

    — На сегодня есть направление арт-терапии, где первичным является искусство и его процесс, а психология уже вторична (меньше анализа, интерпретации, диагностических выводов и так далее). Другой вариант — это когда психология первична. Тогда работа идёт под психологические цели, работы клиентов подвергаются анализу, интерпретации, темы работ подбираются исходя из поставленных психологом задач.

    Арт-терапия: навестить самого себя

    Фото из архива Натальи

    Что даёт эта психокоррекция?

    — Творчество, безусловно, прекрасный профилактический ресурс (в смысле сохранения психологического здоровья). Так что достоинства арт-терапии — в доступности для каждого и отсутствия противопоказаний. Даже то, что возникло это направление из клинической психиатрической практики при работе с реабилитацией психиатрических пациентов говорит в её пользу. Это невербальная форма экспрессии. Особенно хороша она для тех клиентов, которым трудно говорить о своих чувствах и событиях.

    С помощью арт-терапии легко выстраивается контакт между психологом и клиентом. Она позволяет проецировать все отрицательные состояния и чувства на арт-материал, а не на другого человека. В процессе творчества у клиента открываются собственные исцеляющие ресурсы, скрытые таланты. Вместо апатии и разочарования приходит желание что-то создавать. В групповой арт-терапии высок уровень вдохновения человека творчеством другого, что важно при определённых депрессивных состояниях или потере смысла.

    Каждую работу можно осознавать с точки зрения проекции внутреннего состояния клиента на бумагу или глину или другой материал. Это позволяет человеку лучше понимать свое состояние и его динамику.

    В каких случаях арт-терапия полезна здоровым людям, без психических заболеваний?

    — Психолог работает со здоровыми людьми, у которых возникли какие-либо психологические трудности. Если таковые есть — возможно использовать арт-терапию. Выбор именно этого направления зависит от клиента. Психолог рассказывает о такой возможности, чем она будет полезна в его случае, а клиент решает: хочет ли он это попробовать и использовать в дальнейшем как способ разрешения проблемы.

    А при каких психических расстройствах может помочь арт-терапия?

    — Если же говорить о психических расстройствах (это заболевания, которые в том числе параллельно лечатся медикаментозно) — это работа клинического психолога или психотерапевта, которые также вместе с клиентом решают вопрос о возможности использования формата арт-терапии.

    В целом, арт-терапия хороша для детей раннего возраста, сложных подростков (в связи с возможностью проявления агрессии и гнева), в случаях кризисов любого генеза, при переживании горя (ведь в арт-терапии есть возможность невербального отреагирования), при экзистенциальных кризисах и склонности к суициду.

    Арт-терапия: навестить самого себя

    Фото из архива Натальи

    — Получается, что арт-терапия может быть как самостоятельным видом психокоррекции, так и дополняющей составляющей работы с пациентом?

    Да, это так. Многие специалисты интегрируют техники арт-терапии в свою практику гештальт-терапии или когнитивно-поведенческой терапии и другие.

    Почему вы выбрали именно это направление психокоррекции? Как к этому пришли?

    — Искусство всегда было со мной рядом. В детстве я посещала музыкальную школу, увлекалась фотографией и изобразительным искусством, танцами (в настоящее время я танцую в коллективе индийского танца «Сапна»). Я всегда на себе замечала его оздоравливающее воздействие. Свой диплом когда-то писала по теме взаимосвязи выбора роли актёром с его личностным профилем. Работая психологом, почти сразу стала использовать различные приёмы арт-терапии в школе, а уже с 1999 года поехала учиться на пролонгированный курс арт-терапии в Россию к Александру Копытину и далее повышала квалификацию уже у разных арт-терапевтов со всего мира. Сейчас уже сама обучаю начинающих специалистов.

    Вы также занимаетесь песочной терапией и сказкотерапией. Как они перекликаются с арт-терапией?

    — Это очень близкие направления психотерапии, которые хорошо интегрируются между собой. Если в арт-терапии инструментом воздействия является материал: краски, глина, мелки, музыка и тому подобное, то в сказкотерапии инструмент — это история: сказочная или не очень. Она воздействует на клиента, помогая многое понять и начать менять (переписывать сюжет, а значит менять сценарий своей жизни). В песочной терапии инструмент — ёмкость с песком и набор миниатюрных объектов, с помощью которых создаются уникальные миры. Принцип работы схожий: клиент из роли пострадавшего переходит в роль создателя своей новой жизни.

    Сегодня существует мультимодальный подход в арт-терапии, который объединяет все эти направления и даёт возможность специалисту использовать их, интегрируя между собой.

    Дети и взрослые в арт-терапии: насколько отличается возрастная методика? С кем вам обычно легче работать?

    — Если говорить о разнице работы с этими возрастными группами, то в её основе всё-таки не арт-терапия, а возрастная психология. То есть, основные задачи и проблемы возраста, интересы и потребности. Что необходимо ребёнку — уже неинтересно взрослому и наоборот. Арт-терапевт учитывает индивидуальные и возрастные особенности клиентов и потом подбирает методы работы из арт-терапии.

    По поводу легко-сложно однозначно ответить нельзя. Дети более спонтанны, и в арт-терапии позволяют себе больше проявляться, больше доверяют себе, экспериментируют, уходят от стереотипов. Взрослые же полны стереотипов и страхов проявления себя. При этом взрослые больше рефлексируют и больше осознают, что всегда придаёт динамику процессу и облегчает работу специалиста. Это просто разная арт-терапия. Детская со стороны может напоминать хулиганство. Например, если мы работаем с детьми на отреагирование (освобождение) агрессии — это выглядит так: громкая агрессивная музыка, большие форматы бумаги и спонтанное нанесение чёрной и красной краски куском губки в произвольном порядке, как ребёнку хочется. Краска брызжет, он весь в ней, красивого продукта не получается. Но цель достигнута, приходит облегчение. С взрослыми так бывает крайне редко. Как правило, взрослый работает за столом, аккуратно, много внимания уделяет анализу и интерпретации, для него важнее это.

    — Какие можете обозначить проблемы в арт-терапии?

    — Как в методе? Сейчас в первую очередь это проблема поляризации метода, определение первичности процесса и результата.

    А можно ли назвать арт-терапией, когда человек красит стены в доме, и это его успокаивает? Или пишет стихотворение? Смотрит спектакль?

    — Конечно можно. Особенно если мы говорим о том виде арт-терапии, где первично творчество, сам его процесс. Клиент интуитивно чувствует, что может ему помочь и использует это как ресурс самопомощи. Он не ставит психологической задачи, как это сделал бы специалист-психолог, а действует бессознательно. У каждого из нас есть этот ресурс, и мы рекомендуем заниматься творчеством с целью профилактики проблем психологического здоровья. Есть много книг по самопомощи через творчество, психологи как правило дают клиентам рекомендации и домашние задания, на какой спектакль или фильм сходить, какую выставку посетить (которые бы отражали его внутреннее состояние), каким видом творчества заняться как способом долговременной профилактики рецидива.

    Арт-терапия: навестить самого себя

    Изображение: ChangeUA.com

    — Каким разносторонним человеком нужно быть хорошему арт-терапевту, чтобы давать такие дельные советы… То есть вы хотите сказать, что в принципе искусство вполне может быть самодостаточным лечебным средством?

    — Чаще всего специалист хорошо осведомлён в одной области искусства и рекомендации даёт исходя из этого. Самому быть в творчестве важно, конечно. А искусство не может быть лечебным средством, если мы говорим о лечении (это уже про нездоровье). Это дополняющий лечебные средства ресурс, способный компенсировать, пробуждать, насыщать эмоционально.

    Ваша личная арт-терапия — это занятие танцами. Чем ещё вдохновляетесь, чтобы помогать другим, развиваться самой?

    — Да, повторюсь, что в танцах очень много исцеляющего для меня, так же увлекаюсь фотографией и изобразительным искусством. Вдохновляюсь музыкой и выставками, а также общением с нашими художниками, которые очень интересуются арт-терапией и многие уже используют её как часть концепции своих проектов.

    У вас есть любимый художник?

    — Да, Сальвадор Дали.

    Как арт-терапевт, как бы в двух словах расшифровали его психологический портрет по одной, допустим, из картин?

    — Я бы очень хотела поговорить с ним, чтобы быть более объективной в анализе. При этом, опираясь на исследования и других специалистов, однозначно можно сказать о его шизоидном радикале (терминология М.Бурно). Его картины наполнены загадками смыслового содержания, которые выходят вперёд эмоционального или социального. Его картины являются прекрасными экранами для проекций в работе с клиентами, так как каждый видит за изображённым символом что-то своё. Такая глубина притягивает и поражает.

    Арт-терапия: навестить самого себя

    Сальвадор Дали “Сюрреалистическая композиция”, картон, масло. 1928 г. Art on Web

     

    Расскажите, пожалуйста, как вообще проходят ваши занятия по арт-терапии? Какую роль в процессе и интерпретации полученной работы играет интуиция?

    — Обычно мы заранее договариваемся, какие нужны материалы для работы. Это важно иметь с собой на занятии. В кабинете всё необходимое есть, но большинство клиентов предпочитают приносить всё своё. Длится занятие 70-80 минут, большую часть составляет сам процесс творчества, а минут 20 остаётся на осознание, анализ. С детьми занятие не более часа и почти всё время на творчество. Часто по заданной теме, так как специалист ставит психологическую задачу, которую должен решить, используя арт-терапевтический процесс. Интуиция тоже важна, и если ребёнок или взрослый что-то делают интуитивно — это самое важное, пожалуй, мы этому полностью доверяем, так как это рассказывает про его потребности. А затем будем понимать вместе: про что это.

    Всегда ли в арт-терапии бессознательное выдаёт рисующего «с потрохами»?

    — Да. Одно из достоинств арт-терапии ещё и в снятии контроля сознания. И если на первых встречах пойдут стереотипы, встроенные интроекты, позже начинает проявляться внутренняя истинная природа человека. Но в этом и исцеляющий потенциал. Человек как бы освобождается от чужого, от насильственно встроенного и начинает проявлять и видеть себя настоящего. Многое зависит и от специалиста. У него нет задачи «распотрошить» клиента. Если такое происходит, если навязывается интерпретация и диагнозы — бегите от этого горе арт-терапевта. Задача помочь проявить свои чувства и понять себя, раскрепоститься, принять свою индивидуальность со всеми достоинствами и недостатками, использовать это в своё благо.

    Есть такой арт-терапевт, психиатр Марк Бурно. Так вот он использует при работе с тяжёлыми психиатрическими пациентами метод творческого самовыражения. Он заключается в следующем: клиент рисует спонтанно, затем специалист показывает клиенту, на кого из великих художников похож его стиль рисования, они вместе рассматривают картины этого художника, понимая сходство, и через это Бурно даёт клиенту знания о психологическом профиле его личности. Это не только поддержка самооценки (Я как Сальвадор Дали), но и информирование об особенностях восприятия, реакций, эмоциональных проявлений, потребностей. Когда человек знает себя, он знает, что его провоцирует, от чего лучше уходить, а к чему стремиться. Для психологического здоровья это важно. А мы знаем всё о машине, на которой ездим, и боимся что-то узнать о своих «скелетах в шкафу».

    Как заниматься арт-терапией дома самому?

    — Заниматься творчеством полезно всем. Как это делать — каждый решает сам. Если же мы говорим именно о терапии (где психология первична, а искусство — вторично), тогда, конечно, необходимо понимать, куда и к чему вы хотите прийти. Консультация специалиста не помешает.

    Арт-терапия: навестить самого себя

    Книга Фанфиков

    — Но как сделать занятия своим любимым делом более осознанными, извлечь из этого процесса арт-терапии с самим собой максимум полезного?

    Для этого нужно, конечно, проконсультироваться со специалистом, чтобы сначала разобраться с тем, что важно осознать. И тогда уже подбирать те занятия, которые помогут извлечь максимум полезного из процесса.

    С какими проблемами к вам, как к арт-терапевту, приходят чаще всего? Может быть, есть запоминающийся случай из вашей практики?

    — Сейчас чаще всего обращаются молодые люди с потерей смысла жизни. У них появляется ощущение пустоты, которая всё больше захватывает. В этом случае арт-терапия — как раз то, что нужно. Так как именно искусство позволяет из ничего создать что-то. Много запросов на работу с агрессией детей и подростков, работу с горем и кризисами.

    Каждый случай очень интересен. Я могла бы привести множество иллюстраций. Вспоминается клиентка, которая не могла выстроить отношения с мужчинами. Она создавала куклу. Хотела создать идеальный образ себя. Мы манипулировали с готовой куклой, проигрывали монологи, корректировали образ, и потом она захотела создать куклу идеального мужчины. Долго работала над ним, злилась, потому что идеал не получался. Мы так же рефлексировали процесс. Через несколько встреч образ пришёл, и ей понравилось то, что получилось. Мы ставили сцены с этими двумя куклами, параллельно обсуждая, что кукла-девушка делает не так. В этих сценах всё было очень ярко проявлено. Что-то я снимала на видео и показывала ей. Она забрала кукол домой и повесила их рядом. Мы стали работать с фотографией как инструментом арт-терапии, и через несколько дней она познакомилась с мужчиной, который очень был похож на сделанную ей куклу. Она пришла немного напуганная, мол, что это происходит? Мы обсуждали, что дело не в кукле, а в её новом поведении и восприятии. Когда он пришёл к ней в гости, то очень смеялся, увидев парочку кукол, висящих в коридоре. С одной стороны это кажется простым, с другой — большая личная и психологическая работа. Куклы или любой другой продукт творчества — это только трансферные объекты, на которые мы переносим внутреннее содержание, вытесняемое и не осознаваемое нами.

    Считаете ли вы, что и каждому психологу нужен психолог?

    — Да, конечно. Психолог — это профессия, а внутри — человек, со своими трудностями и переживаниями. Он также имеет право на психологическую помощь и на арт-терапию. Это даже в этических стандартах арт-терапевта прописано.

    Как в нашей стране можно стать арт-терапевтом?

    — Существуют различные курсы на базе высшего психологического или художественного образования. В том числе я веду подобные авторские курсы на базе студии семейного развития.

    — Наверное, вместе с настоящими специалистами есть и те, кто себя за таковых выдаёт. Как попасть к действительно квалифицированному арт-терапевту?

    — Важно, чтобы у него было соответствующее образование. Можно даже попросить документ, подтверждающий его. Почитайте о нём в интернете, узнайте, состоит ли он в профессиональном сообществе — ассоциации арт-терапевтов.

    — Состоит или нет — это показательный фактор?

    — Конечно.

    Нужно ли арт-терапевтам придумывать полностью свою программу в этой психокоррекции при проведении занятий?

    — Будучи арт-терапевтом необходимо идти за потребностью своих клиентов, а оттуда, естественно, и рождается индивидуальная программа. Большинство специалистов знают, работать полностью по чьей-то готовой программе нереально, так как реализована она на других людях и, скорее, является примером или опорой. Творчество применимо и здесь.

    Быть может, вы бы хотели создать свой метод психокоррекции? Каков в принципе, как вы считаете, потенциал у арт-терапии?

    — У меня много авторских методов и в фототерапии, и в терапии искусством. Сейчас пишу книгу по методологии системной песочной терапии. Считаю потенциал арт-терапии очень мощным и только-только открывающимся для специалистов. Многие понимают его как набор упражнений и не следуют его глубине. Если пробовать новое и идти за потребностями клиента, можно эффективно помогать при многих психологических проблемах.

    Арт-терапия: навестить самого себя

    Pure Leverage

    Считаете ли вы, что люди часто недооценивают силу воображения в своей жизни?

    — Я считаю, что мы вообще недооцениваем возможности человека. Стало модным уходить от природы человека, механизировать его в плане реакций и поведения, отдалять от естественности и его потребностей. Условия жизни стали важнее самой жизни. Это грустно. При этом многие стали возвращаться к себе, стали пробовать писать, петь, рисовать — а значит понимать себя.

    Виктория Гомза

    Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: искусство, Наталья Сакович, Общество
    Loading...