• 31.10.2017
  • 1308

Кто должен решать проблемы граждан?

Ориентировочное время чтения: 9 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • 24 октября во время совещания с руководством Администрации Президента Александр Лукашенко сделал ряд заявлений, касающихся проблемных моментов в вопросе работы с обращениями граждан:

    «Всё тянется с советских времен: кто-то написал в Администрацию Президента или на имя Президента, кто-то жалуется на местные органы власти, а мы туда отправляем для рассмотрения эти жалобы и заявления. Поток ненужный информации, платим за это деньги, почта несёт туда эти письма, потом они вам присылают обратно. А ещё и фельдъегерскую связь используем недешёвую. Пора этому положить конец».

    И не поспоришь: любит наш народ решать свои проблемы с помощью высшего руководства. Наверняка каждый из нас слышал из уст своих соседей или дедушек-бабушек заявления а-ля

    «дорогу на нашей улице всё никак не доделают — достали, буду писать Президенту» или «крыша протекает — пора в Администрацию писать!»

    Схожая ситуация и в России. Довольно любопытно послушать вопросы от простых россиян во время прямой линии с Президентом Путиным. Жители нашей восточной соседки зачастую делятся проблемами, которые должен решать уж точно не Президент, а руководство города или района либо региональные суды первой инстанции. К примеру, для последней на данный момент «Прямой линии» водитель из Владикавказа прислал видеовопрос Путину, в котором жаловался, что его работодатель недобросовестно платит зарплату, а резина на рабочих транспортных средствах лысая, мамочки из Свердловской области рассказали Президенту, что их не устраивает здание детской больницы в их городке:

    А некоторые даже преодолевают тысячи километров от Алтая до Москвы на стареньком «Запорожце», чтобы поведать лично Путину о местных проблемах:

    Почему так происходит? Во-первых, это является признаком слабой работы некоторых представителей госорганов на местах. Слабой до поры до времени, пока об этом не узнают «наверху» и не накажут жесточайшим образом.

    Во-вторых, многие могут жаловаться сразу в Администрацию Президента, минуя суды, прокуратуру и вышестоящие государственные структуры. В данном вопросе большую роль играет правовая грамотность (а точнее, безграмотность) жалующихся людей.

    Если ваши права нарушены, не стоит сразу садиться в «Запорожец» и ехать к Президенту через полстраны. Законы предоставляют вам как минимум три выхода добиться справедливости без потери большого количества времени, сил и бензина.

    Вариант первый. Смело пишите жалобу в прокуратуру по месту регистрации госоргана. В сознании большинства прокуратура зачастую ассоциируется с некой карательной функцией, но на самом деле этот орган создан для того, чтобы осуществлять надзор за законностью, в том числе и решений, принимаемых работниками органов внутренних дел. Работники прокуратуры имеют в этой сфере довольно широкие полномочия. Так, согласно статье 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», прокуратура надзирает за

    «точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями».

    Образец заявления можно посмотреть здесь. Ваше обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня подачи, а если оно не требует дополнительной проверки — и вовсе в течение 15 дней.

    Вариант второй. Если в решении какого-либо местного чиновника узрели нарушение своих прав, стоит написать административную жалобу в вышестоящий орган власти, например, пожаловаться на действия сотрудников районного исполкома в областной исполком и т. д.

    Чтобы административную жалобу у вас приняли и рассмотрели, она должна соответствовать установленным законодательством требованиям, а именно должна содержать:

    • наименование органа, рассматривающего жалобу;
    • сведения о заинтересованном лице (фамилию, собственное имя, отчество, место жительства (место пребывания) для граждан; наименование и место нахождения для юридических лиц);
    • наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое административное решение;
    • содержание обжалуемого административного решения;
    • основания, по которым заинтересованное лицо считает обжалуемое административное решение неправомерным;
    • требования заинтересованного лица;
    • представляемые вместе с административной жалобой документы и (или) сведения (при их наличии);
    • подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).

    Но есть «но». Обжаловать действия местного чиновника можно лишь в течение года после факта нарушения ваших прав. Вышестоящий орган рассмотрит жалобу в течение одного месяца со дня подачи.

    Вариант третий. Если вышестоящий орган не удовлетворил Вашу жалобу, Президенту всё ещё писать не стоит. Необходимо в течение одного месяца (запомните этот срок, он часто встречается в законодательстве) после отказа жаловаться в районный суд по месту регистрации государственного органа, к сотрудникам которого имеете претензии.

    Жалоба в суд должна содержать:

    • наименование суда, в который оно подается;
    • наименование и место жительства (место нахождения) заявителя, а также его представителя, если процессуальный документ подаётся представителем;
    • наименование и место жительства (место нахождения) государственного органа, организации, должностного лица;
    • наименование документа (жалоба);
    • указание на обжалуемые действия (бездействие), на мотивы (основания) жалобы, то есть юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия);
    • указание на то, какие конкретно права нарушены или какие обязанности неправомерно возложены на заявителя;
    • информация о соблюдении досудебного порядка рассмотрения жалобы (о подаче аналогичной жалобы в вышестоящий государственный орган, организацию, должностному лицу и результатах рассмотрения этой жалобы);
    • конкретное требование заявителя в отношении неправомерного действия (бездействия), решения;
    • перечень приложений;
    • подпись заявителя или его представителя и дату подачи.

    Суд рассмотрит её в течение, как вы уже наверняка догадались, одного месяца со дня подачи, и если ваши права были действительно попраны, привлечёт правонарушителей к ответственности.

    Как видно, варианты разрешения споров с местными властями существуют. Но для того, чтобы люди в случае чего использовали именно их, а не писали письма Президенту, необходимо повышать правовую грамотность населения — каждый должен знать, что делать в той или иной ситуации, когда кто-либо покушается на его права. В школах этому практически не учат, а юридические факультеты заканчивают далеко не все.

    Для более эффективного разрешения бытовых вопросов в регионах страны и для экономии бюджетных денежных средств необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия граждан и местных властей, и в ближайшее время мы наверняка станем свидетелями, как именно это будет происходить.

    На наш взгляд, необходимо создать определённые условия, которые будут стимулировать сотрудников местных органов лучше работать в сфере обращений граждан дабы минимизировать жалобы с их стороны. Для этого стоило бы ввести новый элемент во взаимодействии граждан и власти, который будет заключаться в том, что обратившийся в госорган человек может оценить работу того или иного госслужащего по определённой шкале оценок. Оценки могли бы заноситься в общую базу, которая регулярно будет проверяться вышестоящими органами власти, и если какой-либо чиновник вдруг станет «двоечником», с него будет спрос наверху.

    Безусловно, возникает вопрос, как уберечь чиновников от некоторых зловредных граждан, которые могут необъективно ставить оценки. Во избежание таких ситуаций, каждое действие сотрудников госорганов при взаимодействии с гражданами стоит фиксировать, дабы потом была возможность обжаловать несправедливую оценку, доказав, что на самом деле работа проведена на высоком уровне и все права гражданина были вовремя соблюдены.

    Кроме того, эффективность работы с населением могла бы влиять на зарплаты местных чиновников, занимающихся обращениями граждан. Для этого надо бы ввести определённые понижающие или повышающие коэффициенты, премии и штрафы, применение которых будет зависеть напрямую от качества работы в деле обращения граждан.

    Златан Митрич

    Обнаружили ошибку? Выделите часть текста и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: Лукашенко и Путин, Общество
    Loading...