• 23.09.2017
  • 941

мамадорогая!

Новый фильм Даррена Аронофски — смотреть однозначно!
Ориентировочное время чтения: 13 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

  • Во-первых, «мама!» у Аронофски получилась крутая. Поэтому давайте сразу договоримся, вы сначала посмотрите, а потом возвращайтесь сюда (будем ждать!), потому что рассказывать об этом фильме без спойлеров невозможно. А удовольствие от неожиданности происходящего на экране никому портить не хочется — поверьте, неожиданного там ого-го! Так что, будем считать, что вы уже всё посмотрели, можем начинать.

    мамадорогая!

    Фото: posta-magazine.ru

    Ну для начала, как положено, немного истории. Аронофски запал в душу киноманам фильмом «Пи», фильмом, выпущенным в самый разгар больших удачных киноэкспериментов. Только что отгремело «Криминальное чтиво», и вслед за ним на нас обрушились «Беги, Лола, беги» Тыквера, «Доберман» Кунена и «Карты, деньги, два ствола» Ричи. Даррен не только потрафил тогдашним нашим вкусам — рваным монтажом, моднейшим электронным саундтреком (кажется, тогда впервые в кино мы услышали драм-н-бейс), киберпанк-тематикой; но и привнёс много нового — неожиданную и жуткую в своей натуралистичности развязку (для многих этот фильм так и проходил под ярлычком «фильм про то, как чувак просверлил себе голову дрелью»), чёрно-белую крупнозернистую эстетику («Преследование» Нолана появится спустя пару лет, а узнаем мы о нём гораздо позже), игру Го, наконец.

    мамадорогая!

    Фото: terrymalloyspigeoncoop.files.wordpress.com

    А вот дальше как-то уже было всё не так великолепно. «Реквием по мечте» эксплуатировал модную в то время антинаркотическую тему, успешно поднятую «Тренспоттингом» Бойла и навсегда (имхо) закрытую Гиллиамом «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе».За что уж точно пришлось ненавидеть и без того попсовый «Реквием», так это за впивающуся в мозг тему Клинта Мэнселла, исполненную «Кронос-квартетом» и растасканную впоследствии на любое самодеятельное мероприятие на трагическую тему.

    мамадорогая!

    Фото: nice-kino.ru

    Видимо, самостоятельно осознав отвратительный прогиб под Голливуд, следующим фильмом Аронофски выпускает пузырящийся типа глубокомысленной философской мутью «Фонтан». Фильм надолго становится синонимом кино-занудства и разглагольствований на никому не интересные темы. Фильм-катастрофа, в плохом смысле.

    А дальше пошли фильмы про людей сложной судьбы (хотя и до этого всё было очень близко к такой тематике). Фильм про вышедшего в тираж рестлера, фильм про сошедшую с ума на почве конкуренции балерину, фильм про ветхозаветного пророка, не справившегося со своим положением. На всё это, скажем честно, смотрелось сквозь пальцы, хотя реанимация Мики Рурка была трогательной. К сожалению, волосатые уши Голливуда отчётливо проглядывали под всеми этими попытками режиссёра сказать своё слово в развитии кинематографа. Каждый раз приходили мы в кино с трепещущим вопросом «а вдруг «Пи?» И каждый раз уходили несколько разочарованные: «Нет, совсем не «Пи».

    мамадорогая!

    Фото: i.huffpost.com

    И вот масс-медиа стали готовить нас к новому опусу. Интрига нарастала. Говорят, инстаграм Аронофски превратился в какой-то квест или флеш-моб, только кто ж из нормальных людей подписан на инстаграм Аронофски! Всё что доходило до не обременённых излишним вниманием к индустрии любителей кино, это что Ароноacrb снимает ужастик, что задействованы актёры на любой вкус (Пфайфер и Харрис для тех, кто застал классные 90-е, Лоуренс и младшие Глисоны для поколения «Поттера» и «Голодных игр», Бардем — уже непонятно, для кого: то ли для тех, кто знает о существовании испанского кинематографа, то ли для тех, кто видел последних «Пиратов Карибского моря») и самое странное — название. Оставим любителям конспирологии строить предположения, почему название пишется со строчной буквы, используем то, что останется после применения бритвы Оккама: выпендриться хотелось и использовать всё более распространяющуюся в сети привычку не использовать буквы прописные. Кстати, выпендриться получилось, потому что название однозначно обращает на себя внимание и запоминается отлично.

    Почему английское mother! перевели по русски как «мама!», в принципе, тоже понятно. По этой же причине нельзя дословно переводить англоязычный мат на русский: разные культурные коды. Поэтому если бы фильм по-русски назвали «мать!», мы бы сразу добавили: «дай пожрать!» или «бегом в кровать!», что, конечно, никак не вяжется с тем, что происходит в фильме. Так что же там происходит?

    Ой, начинается всё чинно-цивильно, как в самом настоящем фильме ужасов. Первые полчаса мы смотрим практически классический ужастик, со всеми этими неожиданно возникающими за спиной персонажами, нагнетающей музыкой и такими выражениями лиц, что всё сразу становится ясно. Спустя какое-то время мы начинаем понимать, что это уже не просто ужасы, а ужасы социопата — нежданные гости, засорившаяся канализация, разбитое хрустальное яйцо. Впрочем, классические атрибуты типа кровищи, разъедающей всё вокруг, аки кислота, тоже продолжают присутствовать.

    мамадорогая!

    Фото: evening-kazan.ru

    Пока не добрались до самого главного, стоит отметить мастерски выстроенную динамику фильма. Она абсолютно точно соответствует приступам какого-нибудь психического заболевания. Да хоть тех же эпилептических припадков, мастерски описанных ещё Фёдором Михайловичем. Вот всё вроде нормально, но что-то где-то на заднем плане подзуживает. Потом это жужжание набирает обороты, заполняет собой всё пространство, безумие прорывается наружу, караул-катастрофа-бред… И постепенно возвращающееся сознание в тишине. Таких накатов-припадков в фильме несколько, как и положено, каждый следующий сильнее предыдущего, и особо слабонервные, конечно, способны перенять эту нездоровую тенденцию.

    мамадорогая!

    Фото: pbs.twimg.com

    Но где-то в точке золотого сечения повествования фильма случается абсолютный переворот восприятия, и мы понимаем, что перед нами не очередной «Ребёнок Розмари», не фильм Ханеке и даже не Трира (хотя по степени жестокости, с которой режиссёр заставляет зрителя смотреть на ужасы безумия или безумие ужаса, фильм очень смахивает на произведения датского свихнувшегося гения). То, что начинает происходить, становится какой-то гиперреалистичной притчей, в которой мы видим все основные приметы нашей реальной современной жизни. Нужно отдать должное развитию художественных приёмов Аронофски. Если раньше подобные вещи ему приходилось делать своим известнейшим хип-хоп-монтажом, то теперь у него есть возможность изобразить всё и сразу в натуре, практически без склеек, в одном доме. Война, религиозные культы, закрытые вечеринки и голодные улицы — всё это проносится в натуральную величину в масштабах одной отдельно взятой виллы.

    мамадорогая!

    Фото: mtdata.ru

    И здесь мы начинаем судорожно анализировать, а что, собственно, за притчу нам рассказывает мастер? То ли это история о том, кому на самом деле принадлежит творец — себе (то есть, своей семье) или обществу. То ли размышление о том, чего на самом деле хотят женщины и возможно ли это получить. Но больше всего, конечно, аллюзий с Библией. Мы последовательно видим нарушение запрета супружеской парой, убийство одним их сыном другого сына, некий намёк на потоп и наконец сын главного героя (который официально Поэт, но к этому моменту мы уже точно понимаем, что это Творец), отданный толпе и этой толпой фактически растоптанный.

    Тут уже, как говорится, к гадалке не ходи. Но хочется обратить внимание на несколько важных моментов. Для начала по поводу сына Творца. Знаменательно, что по сюжету у Поэта не было никаких планов изначально отдать своего сына в жертву «во искупление грехов» — всё произошедшее было частью того самого кошмара, когда гости постепенно наглеют и превращают место, куда их великодушно пригласили, в жуткий свинарник. А теперь собственно о мамочке. Теперь-то становится чётко понятно, что называя фильм mother!, Аронофски имел в виду что-то типа известного советского лозунга «Берегите природу, мать вашу!»

    мамадорогая!

    Фото: s21.postimg.org

    Судите сами. Если Поэт — это демиург, создатель, он пишет некое Слово, в котором, судя по соответствующему фрагменту фильма и описывает, как зарождается новая жизнь на прежнем пепелище (а к этому мы ещё обязательно вернёмся!), то его жена — Муза, занимается тем, что строит (или ремонтирует) Дом, в котором живёт Поэт. Она обеспечивает ему все условия для жизни, всё время что-то красит и доделывает/переделывает, да и сама выглядит, как Персефона. Любопытно отметить, что в этом Доме есть самые разные уровни с разным уровнем уютности — есть образцовые журнальные интерьеры, а есть мрачный жуткий подвал, да ещё и с какими-то неизведанными ходами не пойми куда. Аналогия, как говорится, налицо.

    И метафора очевидна. Люди, приглашённые Демиургом, разносят дом в щепки, придумывают разные смешные ритуалы и на полном серьёзе начинают мочить себе подобных и то, что пытается подарить им демиург. Заканчивается всё тем, что Муза (читай Природа) уничтожает Дом нафиг, а Демиург умудряется выковырять из неё очередное хрустальное яйцо, на основе которого в перспективе будет построен новый Дом. То есть, даже разжёвывать ничего не надо. Просто выгляни в окно или почитай про очередные землетрясения, цунами, птичьи гриппы и летящие астероиды.

    мамадорогая!

    Фото: s00.yaplakal.com

    Но на что мы не можем не обратить внимание. Ну, про культы, не имеющие отношения к истинному Слову, и Мишель Пфайфер понятно. И про их связь с войной, голодом и прочими ужасами нашей жизни. Но вот то, что всё это происходит уже не первый раз, что мы имеем дело с дурным циклом «создание жизни — постройка дома — приглашение гостей — жесть, грязь, разруха и убийства — уничтожение дома — создание новой жизни”, эта мысль довольно отчётливо засевается в головы зрителей по всему миру. Любопытны характеры этих двух главных действующих лиц. Демиург — практически мямля, не желающий активно вмешиваться в ту отсебятину, что творят люди (и как тут не вспомнить сакраментальное «если Бог есть, почему Он не вмешивается в этот ужас»). И Хозяйка — в общем, изначально не сильно обрадованная гостям, но чем дальше, тем больше выступающая в роли бой-бабы, способной порвать любого. Нестандартная гендерная расфасовка, но, согласитесь, здесь есть о чём подумать.

    мамадорогая!

    Фото: prod.static9.net.au

    И, конечно, очень жаль, что в представлении Аронофски нет других вариантов взаимодействия гостей и хозяев, хотя они и подразумеваются из наших обычных представлений о поведении в чужом доме. Да и отношения Поэта и Музы сложно назвать гармоничными. Какие-то они невнимательные друг к другу, что ли. Ни Муза толком не знает, что там делает Поэт, ни Поэт никак не участвует в ремонте. А уж отношения Поэта и публики, это и есть самый настоящий ужас, которому, собственно, фильм Аронофски и посвящён. Но в любом случае, как говорится, спасибо и за этот первый шаг, за то, что режиссёр всех нас подтолкнул к очередному размышлению, а так ли должны быть выстроены отношения между Отцом-Творцом, Матушкой-Землёй и детишками-людьми. Будьте здоровы!

    Глеб Деев

    Если вы интересуетесь кино, то не пропустите наши материалы:

    Иньярриту vs Соррентино

    «Абибу»: фильм об аутизме

    Арт-терапия: навестить самого себя

    Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

    Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

    Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

    Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

    Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

    Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

    Лучшая награда - это репост!

    Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

    Благодарим за интерес к нашим публикациям!

    Теги: Общество
    Loading...