• 12.07.2016
  • 964

Минский астрофотограф показывает Беларусь, такой, как её никто не видел

Ориентировочное время чтения: 10 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

вмnq7zLvY5ES4

Виктор Малыщиц – самый известный астрофотограф Беларуси. Выставки его фотографий звёздного неба проходили в Берлине и Париже. А фотопроект учителя астрономии лицея БГУ «Беларусь у абдымках зорак» несколько месяцев экспонировался в Минске, и побывал во многих городах нашей страны.

вмDefPWB484Tg

Фотографией Виктор увлекся в дошкольном возрасте.

Когда я впервые увидел в руках родителей фотоаппарат «Зенит», мне он показался интересной сложной механической игрушкой, — вспоминает астрофотограф. – Захотелось посмотреть, что там внутри, испытать все её возможности. Кстати, устройство «Зенита» до сих пор меня впечатляет больше, чем современные модели фототехники. Иногда родители мне даже позволяли что-нибудь сфотографировать. Первыми моими фотомоделями были куклы.

Примерно в то же время (в шестилетнем возрасте) Витя заинтересовался астрономией.

Хорошо помню, что еще дошкольником знал уже все планеты и больше всего любил рисовать схемы Солнечной системы, — вспоминает Виктор. – При этом не забывал добавить туда парочку своих планет.

Когда мальчик учился в 5-м классе, мама подарила ему первую его «Энциклопедию звёздного неба». Позже родители покупали сыну другие книжки о космосе и небесных телах.  Ребенок запоем читал их, а по вечерам ходил любоваться на звёзды.

Астрономия повлияла и на выбор профессии Виктора.

У нас в Беларуси эта наука не в почете, — рассуждает мужчина. – Но мне жизнь хотелось связать с чем-то максимально близким к звёздам, Так я поступил на физический факультет БГУ, который закончил уже после магистратуры и аспирантуры в 2011 году.

Дальше Виктор стал трудиться преподавателем в родном вузе. А в свободное время вновь начал заниматься фотографией, вспомнив своё детское хобби. Поначалу мотив был чисто прозаический, никакой звёздной романтики.

вм0bBnQcACtfQ

Работая преподавателем в университете, я понял, что прокормить семью от дохода в вузе будет нелегко, — вспоминает Виктор. — Тогда и родилась идея попробовать себя в коммерческой съемке. На то время пришелся бурный рост фотобанков в интернете, я и стал для них снимать. Основной тематикой моих фотографий стала еда, особенно фрукты и овощи. Техника у меня была простенькой, но процесс как-то активно пошел. В среднем каждое моё фото покупали за доллар. Между прочим, фрукты-овощи я снимаю и по сей день. И часто нахожу свои картинки, к примеру, на упаковках продуктов в магазине.

Заработав с помощью фотобанков, Виктор смог приобрести себе профессиональную камеру, которая позволила бы снимать и звёзды. Вскоре после покупки он отправился первый раз на поиски ночных сюжетов. А когда сделал и рассмотрел снимки, поразился насколько здорово с помощью фотоаппарата можно передать ночную небесную красоту.

вмeYZFv6cYLkk

Меня привлекает романтика фотографирования звёздного неба, — говорит Виктор. — Это и ощущение бескрайнего космоса, который ты видишь сквозь тонкую пелену атмосферы. И ночные запахи травы. И грохот птиц, либо наоборот, полнейшая тишина.

Чаще всего Виктор фотографирует природу Беларуси. Чуть реже – исторические здания нашей страны. Таковы основные сюжеты его фото работ.  

вмzPdBLWlG4Hg

Проще всего под звёздами снять либо пейзажи, либо архитектуру, — говорит астрофотограф. —  К сожалению, или к счастью, у нас совсем немного архитектурных объектов расположено там, где не горит ни один фонарь в округе. А это главное условие для качественной съемки звёздного неба. Поэтому с природой выбор все же шире. Когда я определяю место съемки, то руководствуюсь, в первую очередь, близостью крупных населенных пунктов. Чем дальше от городов, тем лучше получаются фото. В Беларуси звёздное небо, наверное, я снимал уже везде. Больше всего нравится Полесье — там темнее всего. И южные области Млечного Пути видны чуть лучше. А из других стран довелось снимать лишь в России на Кавказе. Там, конечно, и пейзажи совсем иные, и небо просто несравнимо с белорусским. Но если спросить себя, где мне интереснее снимать, то я скажу, что в Беларуси.

вмкавказЛюбимых собственных творческих произведений у астрофотографа нет. Но есть фото, которое нравится чуть больше, чем остальные.

вмecASEC6qJvQ

 Как правило, почти любой снимок, сделанный недавно, сразу становится любимым, — рассуждает Виктор. — Хотя, естественно, нужно подождать хотя бы пару месяцев, чтобы иметь возможность более реально оценивать свое творчество. Как-то получилось, что мне больше всего нравится вот этот снимок. Сделать его – большая удача. Это где-то в районе часа ночи на Браславщине. Звёзд там мало. Данный снимок всего лишь кадр из видео, однако я хорошо помню саму ту ночь и впечатления от нее. На севере Беларуси летом ночи настолько светлые, что Млечный Путь и вовсе увидеть невозможно, лишь некоторые звезды пробиваются сквозь сияние зари.

А еще Виктор делает видеоролики звёздного неба из своих фотографий в технике Таймлапс. Он рассказал об этом процессе.

Таймлапс-ролики снимать немного сложнее, чем одиночные фотографии, — говорит астрофотограф. —  Обычно я ставлю фотоаппарат на специальные рельсы, по которым движется тележка с камерой или еще и поворотная платформа. Кроме того, я слегка подсвечиваю пейзаж, чтобы он не утонул во тьме. Сама камера быстро покрывается росой, и чтобы этого не происходило, приходится еще ставить на объектив электрическую грелку. Вся эта конструкция, конечно, весит многовато, поэтому я везде езжу снимать только на машине.  

При этом астрофотограф считает, что любой может делать качественные снимки звёздного неба при большом желании и наличии хорошей техники. Виктор поделился некоторыми секретами качественной съемки. И дал советы новичкам.

У кого есть фотоаппарат, думаю, и сам легко сообразит, какие настройки использовать, — говорит астрофотограф. —  У меня это ISO 3200, диафрагма 1.4-2.0, выдержка 20-25 секунд в зависимости от объектива. Однако все эти параметры можно варьировать в зависимости от техники и ожидаемого результата. Тут главное понять, что ночное фото — это жанр, который предъявляет серьезные требования к технике. Тренироваться можно и на любительских «зеркалках» со штатными объективами. Но все мало-мальски удачные результаты получаются лишь на новых полнокадровых камерах со светосильной оптикой. Самый, наверное, бюджетный комплект, который позволит снимать на уровне мировых мастеров — это подержанная камера Canon 6D и объектив Samyang 24/1.4 (либо Samyang 35/1.4). Однако чтобы понять, нужно ли это вам вообще, лучше начать с более простой техники.

Некоторые любители поснимать звёздное небо забывают, что съемка астрофотографий существенно отличается от обычной.  Виктор рассказал, какие ошибки чаще всего совершают новички.

Главные оплошности начинающих — это, как правило, попытка снимать в городской черте и съемка в JPEG-формате, — отмечает преподаватель БГУ. —  В первом случае у вас получится лишь пару звезд на оранжевом небе, и вы разочаруетесь в ночных пейзажах. А популярный формат JPEG «съедает» очень много информации, которая все же была зафиксирована матрицей фотоаппарата. Поскольку в нашем деле нужно зафиксировать каждый фотон, пришедший из глубин космоса, снимать нужно только в RAW-формате с последующей «проявкой» снимка в специальных программах.

Виктор подчеркивает, что без обработки качественная астрофотография не получится. Но в популярном фоторедакторе Photoshop ничего не дорисовывается. А происходит лишь доводка снимка до идеала.  

Основная работа обычно проводится в так называемых RAW-конвертерах, — говорит преподаватель БГУ. — Фактически, мы превращаем таким образом цифровой сигнал в картинку. Большинство людей даже не догадываются, что весь процесс обычно делает за нас фотоаппарат. Однако алгоритмы камеры не очень приспособлены к звездным фото, поэтому лучше эту роль в преобразовании взять на себя. Где будет производиться обработка — внутри камеры или на компьютере — нет никакой разницы.  Многие обычно любят восклицать: «Так это же Photoshop»! К их удивлению, в данной программе доделываются обычно лишь некоторые мелочи. И, конечно, если человек употребляет слово «Photoshop» в смысле «монтаж», то этого тут и в помине нет. Кроме того, зачастую для улучшения качества снимков ночные пейзажи снимаются из нескольких кадров. Они затем склеиваются в одно панорамное фото.

В ближайших творческих планах Виктора новый проект. Подробности его он раскрывать не стал. Ограничился лишь кратким описанием.

Мы с другом, программистом, сейчас работаем над одним интересным проектом, посвященным нашей стране, — говорит астрофотограф. — Очень надеюсь, что уже через пару недель мы запустимся. И снимки появятся в интернете, на новом сайте. Называть его, пока, не хочу, так как он пустой (без контента). Это будет не очередная ночная Беларусь. Однако обещаем, что все равно покажем страну такой, какой ее мало кто видел.

Евгений Карпас

фото из личного архива Виктора Малыщица

Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

Loading...