• 12.04.2017
  • 3383

Лёгкий способ не быть скотом

Ориентировочное время чтения: 10 мин.
Отправим вам материал на:

Ссылка на статью будет выслана Вам на email

В шоубизе так часто бывает: заработает кто-то на шлягере прилично денег и аудитории, и давай лечить-залечивать. Так было с Ленноном, который после The Beatles стал одним из идеологов хиппи. Так было с Тальковым, который после слёзовыжимательных “Чистых прудов” стал проповедовать “Россию, которую мы потеряли”. Так стало и с Михалком. Заработав на всяких любовях в платье белом, он довольно быстро переключился на тему, более чем актуальную сегодня.


Тема понятная  — борьба с режимом, “преступная влада” и всё вот это б-ч-б. “Воины света” стали неофициальным гимном украинского майдана, и этим, в общем, всё сказано. Разумеется, Сирожа не собрался останавливаться на достигнутом и, добившись впечатляющих результатов на Украине, сконцентрировал все свои усилия на родной Беларуси.

Нужно отдать ему должное — инструментарий выбран очень грамотно. Группа Brutto, пришедшая на смену попсовому “Ляпису”, играет в меру агрессивную в меру “грязную” альтернативу, ровно такую, которая способна отозваться своей в офигевающем от количества гормонов среднестатистическом юношеском сердце. Униформа под стать: чёрные шортики, бритые головы, здоровый образ жизни и сосредоточенность на “главном”. А в качестве главного у нас не что-нибудь там, а белорусская классика. В смысле, главным хитом Михалка-гуру является положенное на ту самую средне-альтернативную музыку стихотворение Янки Купалы “Хто ты гэткi?”:

Ролик: https://youtu.be/8Of5qOEcwlI

Получилось очень круто. Оказывается, у вполне традиционной славянской формы лирического диалога (а Купала, как известно, активно юзал именно фольклорные принципы в своём творчестве) есть все задатки, чтобы превратиться в боевую речёвку. А форма ведь на самом деле довольно безобидная. Вот вам в качестве примера русская народная песня в обработке советской хиповской группы:

Ролик: https://youtu.be/AgcmObSLusA

Ну, слова, конечно, у Купалы знатные. Тут вам и “тутэйшы”, и “воля”, и “кроӯ”, и, конечно, ушедшее на заборы “не быць скотам”. Пожалуй, даже не будем сильно ковыряться в разности социально-исторических мотивов Купалы и Михалка (в первом случае всё-таки шла речь об освобождении от классового гнёта, что потом было поднято на советские знамёна, а теперь — ставка явно делается на “тутейший” национализм). Разберём сам этот лозунг, ставший и паролем, и слоганом, и, для кого-то, жизненной позицией.

Для начала немного занимательной скотологии (не путать с эсхатологией). Слово “скотина” совсем недавно стало ругательным, раньше было обычным бытовым, как и польское “быдло”. Кроме того, коннотация у него была несколько иная. Для этого достаточно вспомнить Пушкина, который в “Евгении Онегине” вводит персонажей с говорящей фамилией Скотинины:

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов…

Ну то есть мысль понятна. Скотина даёт приплод. Регулярный, обильный, желательно здоровый. Хотя, собственно, обильный и нужен для того, чтобы нивелировать внутренние и внешние несчастные случаи: кто-то заболел, кого-то волки задрали, кто-то родился без головы. Но это в полной мере относится вообще ко всей живой природе. Природа избыточна. Сколько там сперматозоидов в одной порции спермы? На приличный город? Можно смело сказать, что главное требование природы — плодитесь и размножайтесь. Все остальные требования нужны, чтобы реализовывался этот главный принцип: обеспечить себя пищей, обеспечить себя территорией, обеспечить себя статусом, чтобы клюнула самая-самая самка (ну или наоборот, привлечь самого-самого самца и удерживать его до момента успешного выполнения пункта номер один жизненного плана).

Но вряд ли боевой Михалок имел в виду просто неподчинение половым инстинктам (и уж тем более этого не имел в виду белорусский классик, взявший себе псевдонимом название древнего праздника, у многих, кстати, ассоциируюегося со свальным грехом). Действительно, скотина — это ж не просто животное, оно домашнее. Условия проживания значительно лучше, чем у диких собратьев, соответственно, приплод выше, красота! Но появляются новые нюансы. Раз тебе создают условия жизни, значит, жизнью твоей и распоряжаются. Тут опять Пушкин зашёл:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Ой, тут много всего. Во-первых, конечно, “резать или стричь”. А также разводить (во всех смыслах), покупать/продавать, использовать в качестве пушечного мяса или живых декораций. Во-вторых, “паситесь”. А раз так, значит, есть и пастырь с бичом (но и с пряником, конечно, особо нервных просим не волноваться). То есть, ведут нашу скотинку, как раз туда, куда и Макар своих телят погнал, а она ничего, потому как судьба у неё такая. И родителей её вели, и дедов, и прадедов. Поэтому и в-третьих: “вас не разбудит чести клич”. Да, о чести тут точно речи не идёт, потому что у скота действует простая логика: “Да, вы там меня режете и стрижёте, но за это будьте добры снабдить меня всем нужным для жизни. Вы мне должны, потому что я вам принадлежу”. Такое может не только не проговариваться, но и не осознаваться, но по итогу ситуация складывается именно так. В переводе на людской язык получается забавная конструкция: “Что я могу сделать, ведь мы люди маленькие. Мы люди маленькие, так что давайте, обеспечивайте меня”. Ну да, такая примитивная потребительская философия.

И вот вроде бы наши брутто-бразерс такой “чести клич” и кидают. Но ситуация, согласитесь, смешная. Потому, что для такого клича используются самые стандартные пастырские приёмы (с учётом аудитории): речёвки, прыжки, драйв и металлический угар, а из самого призыва сделали если не гремушку-погремуху, то точно дудочку, гипнотизирующую детей, из сказки про Гамельнского крысолова. Отметим здесь кстати, что государство, объявившее не просто бойкот кличунам, но настоящую охоту на них, играет в их игру, собственноручно создавая им имидж жертв режима, а подросткам увлекательную забаву “шифруйся от взрослых”.

А за образ охоты, всплывший только что, имеет смысл зацепиться, посколку он тоже “в мире животных”. Идёт охота на волков, идёт охота… Вот вам другая категория — хищники. Чем отличаются от скотины? Тем, что сами себя кормят (а значит, потомство не такое обильное). Сбиваются в стаи, а не стада. Наконец, жрут тех, кто слабее. Перефразируя одно латинское выражение: ты охотишься, но и на тебя охотятся. Любой психолог или грамотный менеджер скажет вам, что установка “не быть кем-то” непродуктивная, потому что непонятно, а кем быть. И сам брутальный стиль певцов-игрецов как бы намекает нам: становись хищником, иначе сожрут. Ну а что в сухом остатке? Там пастырь — тут вожак, там режут — тут охотятся, но самое главное: там всё ради размножения, и тут всё точно так же ради того же размножения. Шило на мыло, короче, с добавлением пресловутого “воздуха свободы”.

Но свобода, она же воля, штука не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Для неё одних прогулок под луной (ну или скачек на концерте) недостаточно. Тут нужно самостоятельно принимать решения, управлять обстоятельствами, чтобы они приводили к желаемому результату, короче, нужно творчество и ответственность. Но тут и возникает вопрос: а для того чтобы человек (как вы поняли, аналогии с животными тут уже абсолютно неуместны) смог выйти на уровень творчества, на уровень воли (как черты характера), достаточно ли тех условий, названных Купалой и пропетых Михалком? Что там у нас было? Местная прописка, крещение на районе, кровь, пот и слёзы? Ну да, ну да. Как говорится, мечтать не вредно.

Самое жестокое, что даже выход на самостоятельное творчество ещё не гарантирует хэппи-энда. Потому что можно начудить такого (и история знает более чем достаточно примеров), что потом не одно поколение будет расхлёбывать. Потому что, оказывается, в приведении жизненных обстоятельств к желаемому лично себе результату нужно следить, чтобы этот результат был желаем и для… ну, тут подставьте, что хотите: других людей, человечества, планеты, Вселенной, Бога. А иначе получится по ушедшей в народ формуле “хотели как лучше, получилось как всегда”. Ничего хорошего, короче, не получится.

Так что, хотелось бы напомнить почтеннейшей публике о другом лирическом диалоге, написанном Купалой, и имевшем гораздо больший успех (на основе этого стихотворения создан удмуртский национальный гимн и целая веспская литература, не говоря уже о просто переводах на огромное количество языков). Это стихотворение “А хто там iдзе?”, заканчивающееся словами:

А чаго ж, чаго захацелась iм,
Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм?
  — Людзьмi звацца.

А чем Человек отличается от самых разных животных и прочих личностей, предлагаем подумать самим.

Обнаружили ошибку? Выделите её и нажмите Shift + Enter или Нажмите сюда

Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится", оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/,

Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

Лучшая награда - это репост!

Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

Благодарим за интерес к нашим публикациям!

Теги: майдан в Беларуси, Михалок, молодёжь, пропаганда, Пятая колонна Беларуси, творчество
Loading...