Бермудский треугольник: анатомия одного мифа — как реальная трагедия стала легендой
80 лет назад, 5 декабря, произошло событие, ставшее краеугольным камнем для одной из самых живучих городских легенд современности — мифа о Бермудском треугольнике.
Идея о зловещей области в Атлантике, безвозвратно поглощающей суда и самолёты, родилась не на пустом месте, а из подлинной трагедии. Её отправной точкой считается тот самый день в 1945 году.
Тогда пять торпедоносцев Avenger ВМС США (известных как «Звено 19») отправились с базы во Флориде на рутинный учебный полёт. Однако спустя полтора часа у ведущего экипажа начались проблемы с навигационными приборами, связь стала нестабильной, и пилоты сбились с курса. Самолёты бесследно пропали. Позже при загадочных обстоятельствах исчез и вылетевший на их поиски спасательный гидросамолёт. В результате этих инцидентов погибли 27 человек, а обломки воздушных судов так и не были обнаружены.
В контексте 1945 года, насыщенного военными потерями, эта история не вызвала широкого резонанса. Но она послужила первым элементом будущей легенды. Второй вехой стала работа журналиста. 6 сентября 1950 года Associated Press опубликовало материал под интригующим заголовком «Тайны в воздухе и на море». В нём были объединены разрозненные случаи исчезновений транспорта в Атлантике с 1945 по 1950 годы, включая эпизод с «Звеном 19». Так у читателей создалось впечатление о существовании некой аномальной зоны.
Окончательно миф был сформирован писателями. В 1964 году Винсент Гаддис в журнале Argosy впервые ввёл в обиход термин «Бермудский треугольник», очертив его условные границы между Флоридой, Бермудами и Пуэрто-Рико. А спустя десятилетие, в 1974 году, Чарльз Берлиц выпустил одноимённую книгу-бестселлер, где популяризировал самые экзотические гипотезы — от вмешательства пришельцев до наследия Атлантиды.
Несмотря на то, что легенде поверили миллионы, её научное развенчание не заставило себя ждать. Уже в 1975 году исследователь Ларри Куше опубликовал работу «Разгадка тайны Бермудского треугольника». Он провёл детальный анализ каждого упоминаемого случая и продемонстрировал, что большинство исчезновений произошло во время экстремальных погодных явлений. Многие инциденты были вызваны человеческим фактором или техническими неисправностями, а некоторые суда пропали далеко за пределами мифического треугольника.
В 1980 году Куше отдельно расследовал историю «Звена 19» и пришёл к выводу, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала дезориентация командира в сложных метеоусловиях и последующее полное исчерпание топлива.
Таким образом, знаменитая «тайна» Бермудского треугольника — это не сверхъестественный феномен, а наглядный пример того, как реальное трагическое происшествие, будучи собранным в сенсационную журналистскую статью и творчески переосмысленным авторами в погоне за славой, трансформировалось в глобальный миф. История, которая в конечном итоге нашла своё рациональное объяснение благодаря кропотливой работе науки и критического мышления.








