Владимир Меньшов: 5 фильмов мастера, которые помнит каждый!

17 сентября исполняется 82 года со дня рождения талантливого советского режиссёра Владимира Меньшова. Он ушёл из жизни в середине этого лета из-за осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Для отечественного кинематографа это стало огромной потерей – на фильмах мэтра выросло не одно поколение. В день рождения гениального кинорежиссёра вспомним его лучшие работы!

«Розыгрыш», 1977

Наталья Вавилова и Дмитрий Харатьян в фильме «Розыгрыш». Фото: Кадр из фильма

Фильм «Розыгрыш» стал режиссёрским дебютом Владимира Меньшова. Школьные конфликты, обман, первая любовь, творчество, философские размышления о жизненных ценностях и приоритетах – именно это сделало ленту «Розыгрыш» злободневной для любого поколения зрителей. Правда, сам режиссёр дебютировать в кино с этой картиной не хотел.

На тот момент в советском кинематографе школьная тематика была исчерпана, но выпускник аспирантуры ВГИКа Владимир Меньшов, получив от директора киностудии Николая Сизова стопку сценариев для «Розыгрыша», решил рискнуть. Причём, режиссёр не стал привлекать внимание к картине с помощью яркого, медийного состава, он набрал совершенно новых, ещё «зелёных» актёров.

Так, именно благодаря «Розыгрышу» в СССР появился перспективный молодой актёр Дмитрий Харатьян: Меньшов на пробах узрел в юноше актёрский талант и пригласил его на съёмки. Этот фильм стал дверью в мир кино и для актрисы Натальи Вавиловой.

«Розыгрыш» был тепло принят зрителями: вместо нудного нравоучительного фильма, о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», у Меньшова получилась динамичная картина, которая вызвала большой интерес у молодёжи и заставила пусть не каждого, но многих задуматься.

«Москва слезам не верит», 1979

Вера Алентова и Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит». Фото: Кадр из фильма

Этот фильм стал настоящей легендой советского кинематографа! Премия «Оскар», Государственная премия СССР, и, конечно, рукоплескание и признание народа – это малый список побед Владимира Меньшова после премьеры известной картины. Сценарий к фильму изначально не предполагал съёмок– драматург Валентин Черных написал историю о Москве для участия в столичном конкурсе. Рассказ привлёк внимание Владимира Меньшова, и он взялся за камеру.

Режиссёр с трепетом подошёл к подбору актёров – он, как и ранее, не особо интересовался звёздами советского кинематографа, его внимание привлекали никому неизвестные молодые артисты. Так, на роль Гоши пробовались и Виталий Соломин, и Олег Ефремов, и Вячеслав Тихонов, но ни в ком из них мэтр не увидел интеллигентного слесаря. Долго размышляя, Меньшов приглашает на роль Алексея Баталова. Впрочем, актёр без энтузиазма соглашается на съёмки. Знать бы ему тогда, что именно эта роль станет вскоре его визитной карточкой.

Политическая элита фильм «Москва слезам не верит» встретила не так восторженно, как граждане. Комитет, отвечающий за цензуру в кино, безжалостно вырезал ключевые эпизоды из легендарной ленты. К счастью, Леонид Брежнев после просмотра работы Владимира Меньшова отменил цензурные ограничения по отношению к фильму – Председателя президиума ЦК КПСС картина приятно впечатлила. За год фильм увидело около 85 миллионов человек. «Москва слезам не верит» полюбилась зрителям за рубежом, в том числе и в США.

«Любовь и голуби», 1984

Александр Михайлов и Нина Дорошина в фильме «Любовь и голуби». Фото: Кадр из фильма

История, которая легла в основу фильма «Любовь и голуби», была не только, что называется, жизненной, но и вполне реальной. Пьесу написал драматург Владимир Гуркин по портретам своих соседей из города Черемхово. Владимир Меньшов увидел постановку на сцене театра «Современник» и восхитился. Глава семьи, которого уводит из семьи другая женщина, в итоге раскаивается и возвращается к своей любимой жене – такой драматический сюжет не оставит равнодушным ни одного советского зрителя!

Так было принято адаптировать пьесу для съёмок фильма. Что осталось неизменным, так это имя исполнительницы главной женской роли – Нины Дорошиной. Актриса гармонично перенеслась с театральных подмосток на съёмочную площадку. Остальных актёров Меньшов заменил: Василия сыграл Народный артист Александр Михайлов, бабу Шуру – актриса Наталья Тенякова, а Раису Захаровну Народная артистка Людмила Гурченко.

Кинорежиссёру хотелось, чтобы в кадре красовались высокие сосны, широкие реки и рельефные горы. Меньшов долго думал о месте съемок, пока наконец не обнаружил город Медвежьегорск в Карелии. На самой окраине он нашёл небольшой сельский домик, прямо на берегу реки. После недолгих переговоров с хозяевами в доме поселились главные персонажи известной картины. В память о съёмках хозяевам досталась знаменитая голубятня Василия.

«Ширли-мырли», 1995

Валерий Гаркалин и Вера Алентова в фильме «Ширли-Мырли». Фото: Кадр из фильма

После выхода фильма «Любовь и голуби» Владимир Меньшов решил на время оставить режиссуру, но судьба распорядилась его талантом иначе. Сценаристы «Ширли-Мырли» попросили мэтра прочитать историю для фильма и внести, по возможности, свои коррективы. Владимир Валентинович так увлёкся, что не заметил, как стал руководить всем процессом съёмки.

Режиссёр серьёзно подошёл к выбору актёрского состава и проводил кастинги необычайно долго. На пробах был Александр Абдулов, Никита Михалков и Олег Табаков. Но выбор мэтра пал на Валерия Гаркалина, которого Меньшов увидел на сцене одного из столичных театров. Художественный совет фильма не одобрил выбор Владимира Валентиновича и тогда режиссёр поставил ультиматум – либо Гаркалин играет, либо фильма не будет. Всем пришлось согласиться. Сложно спорить с тем, что у Меньшова был несравненный талант видеть в людях изюминку. Чего стоит органичность невесты Веры Алентовой (супруги Владимира Меньшова) и очаровательного мафиози Армена Джигарханяна. Именно «Ширли-Мырли» Владимир Валентинович назвал своим главным режиссёрским успехом.

«Зависть богов», 2000

Вера Алентова и Жерар Депардье в фильме «Зависть богов». Фото: Кадр из фильма

Последней режиссёрской работой Владимира Меньшова стала драма «Зависть богов». В название фильма легла завершённая мысль из «Истории» Геродота о том, что «боги не любят счастливых людей». По сюжету редактор телевизионной программы «Время», замужняя женщина по имени Соня, которую сыграла Вера Алентова, влюбляется во французского переводчика Андрэ, роль которого исполнил актёр Анатолий Лобоцкий. Любопытно, что Жерара Депардье в фильме не должно было быть. На его место Владимир Меньшов изначально пригласил Жан-Поля Бельмондо, но тот заболел. Помощники стали срочно искать замену, дозвонились до Депардье, и тот сразу согласился.

Супружеская измена в фильме не рассматривается, как грехопадение. Меньшов копнул глубже и поднял тему «закупоренного» советского общества, которое в любовной связи с иностранцем, видело что-то незаконное. В финале фильма влюбленные вынуждены были расстаться, ведь их страны разделял железный занавес. Соня тяжело переживала расставание с Андрэ. Она даже хотела свести счёты с жизнью, когда её буквально вытолкнули с железнодорожных путей. Фильм «Зависть богов» запомнился зрителям по весьма откровенной сценам, что в начале нулевых всё ещё было непривычным, и, конечно, по актуальной для того времени проблематики. Несмотря на то, что с момента выхода фильма прошло больше 20 лет, его продолжают смотреть и любить по сей день.

Сделай Чеснок своим источником новостей в Дзен и Google News. Подписывайся на наш телеграмм. Только самые важные новости!

Back to top button