Что такое литвинизм и как идея не сработала
В 2020 году Республику Беларусь потрясли протесты, связанные с выборами президента. В результате в стране начала перекраиваться политическая ситуация: многие оппозиционеры были вынуждены бежать за границу, кто-то был подвергнут репрессиям и преследованиям внутри Беларуси. Политика многовекторности, проводимая в республике, подверглась корректировке.
На фоне этих событий бежала и бывший кандидат в президенты Светлана Тихановская, которая стала лидером белорусской оппозиции. Светлана Георгиевна осела в Литве и из-за границы пытается управлять жизнью в Беларуси. Получается у нее никак. Но в конце 2023 года произошло событие, связанное Тихановской, последствия которого очень сильно повлияют на политическую и идеологическую жизнь в Беларуси, и мы только в процессе оценки масштаба. Но начнем с самого начала.
В 1991 году после развала СССР созданная Республика Беларусь неожиданно для себя стала независимым государством. И, как и любому новообразованому государству, ей понадобилось обоснование своей правосубъектности. И истоки своей государственности начали искать в истории. Основы белорусского государства пытались найти и в Полоцком княжестве. Но наибольшего успеха нашла теория о происхождении Беларуси из Великого княжества Литовского. Эта теория получила название «литвинизм».
В основу литвинизма стали работы белорусского писателя Миколы Ермоловича. Его романтические идеи противопоставлялись официальной советской историографии. Он локализовал территорию исторической Литвы в пределах современной территории Республики Беларусь, Великое Княжество Литовское характеризовал как белорусское государство. Такой взгляд быстро приглянулся националистам, и они быстро взяли его на вооружение. Идеи ВКЛ как белорусского государства проникли в школьные и университетские учебники, в детские и научно-популярные книги. После победы на выборах президента в 1994 году Александра Лукашенко и отхода националистов в сторону идеи литвинизма никуда не делись, но стали распространяться в большей степени в оппозиционных кругах.
Уже к 10-м годам сформировалось поколение белорусов, которое воспринимало ВКЛ как исконно белорусское государство. Сам литвинизм за прошедшее время подвергся изменениям: из романтического национального мифа образца XIX века он начал превращаться в шовинистическую идеологию начала XX века. Главными идеологами на смену романтику Ермоловичу пришли жесткие дельцы-издатели: автор книг по боевым искусствам и главный редактор издательства «Харвест» Анатолий Тарса, автор книг по теме паранормального и главный редактор газеты «Аналитической газеты «Секретные исследования» Вадим Днеружинский, писатель и публицист Михаил Голденков. Данное «трио» активно писало на темы альтернативной истории Беларуси, основываясь на идеях Ермоловича и добавляя что-то от себя. Их произведения изобиловали белорусско-литвинской исключительностью, русофобией, поиском исконного врага, подлогом фактов и откровенными фантазиями. Их статьи печатались в газете «Секретные исследования» и активно распространялись в «пробелорусских» пабликах, а книжные магазины были завалены тысячными тиражами их книг.
Основополагающей идеей литвинизма стала основная роль белорусских земель в создании Великого княжества Литовского, а, соответственно, и исключительность белорусо-литвинов, которым вечно мешала создавать свое государство Московия-Россия. Направленные в первую очередь против России, идеи литвинистов активно продвигались оппозиционными СМИ. Особая активность началась после событий 2014 года на Украине. Американское «Радио Свобода» и польский «Белсат» часто цитировали Деружинского и Тараса, последний так вообще был одно время частым гостем на польском канале. Тем самым подымался градус русофобии в белорусском обществе.
Но был и подводный камень, лежащий на поверхности, но не бросающийся сразу в глаза. И камень этот в названии княжества – Литовское. Ведь если белорусы основали ВКЛ, почему мы тогда называемся белорусами, а не литвинами, а название Литва принадлежит другому государству? Ответ нашелся быстро: настоящие литвины – это белорусы, которых россияне переименовали, чтобы выбить из них национальную память, а нынешние литовцы – это жмудины, укравшие у литвинов их историю. В среде литвинов литовское государство именуется презрительно Летува, а сами граждане — жмудинами или летувисами.
В начале литовский фактор уходил на задний план и из-за попыток разрыва с «русским миром» не сильно бросался в глаза. Но все изменилось после 2020 года, когда большое количество оппозиционно настроенных белорусов бросились в Европу, в том числе, и Литву, спасаясь от репрессий белорусского правительства. И, находясь в Литве, они с изумлением заметили, что идеи белорускости ВКЛ в Литве даже не рассматриваются. И литвины с упорством, достойным лучшего применения, начали доказывать литовцам-жмудинам их ущербность.
И вот во второй половине 2023 года литовцам это надоело. Появился ряд заявлений и публикаций со стороны литовского истеблишмента на тему опасности проявления литвинизма со стороны белорусских беженцев. Дошло до того, что 14 августа Светлана Тихоновская заявила: «Я думаю, что эта проблема создана искусственно. Я абсолютно, на 99 процентов уверена, что белорусы не слышали о литвинизме. Теория литвинизма была выдвинута для того, чтобы стравить литовцев и белорусов, разрознить их, с целью спровоцировать споры о литвинизме». В пропаганде идей литвинизма начали обвинять российские спецслужбы.
И вот идея, которая была популярна в оппозиционной среде, начинает постепенно вытесняться. Например, на Youtube-канале «История на Свободе», подчинённого американскому «Радио Свободе», с конца 2023 года начинают выходить видео, посвященные разоблачению идей литвинизма. Получается, что те, кто эти идеи в массы продвигал, начинает с ними бороться.
Получается интересная ситуация: белорусская оппозиция, чтобы не прогневать западный мир, на деньги которых она и существует, начинает идти в идеологическим русле со своим врагом – белорусским государством. Она самостоятельно переделывает основы своей идеологии. Люди, которые годами говорили о истоках белорусской государственности в ВКЛ, теперь пытаются как-то сгладить углы. Во что это выльется в итоге пока не ясно, но событие — знаковое. На данный момент для исторической науки это положительный момент – с обеих сторон сметается идеологический налет с исторических событий, и до простого обывателя доводится объективный взгляд на давно минувшие события.