Русский космос: дорога в будущее, часть 3
Успешное освоение космоса невозможно без надёжных многоразовых космических кораблей. В настоящее время основу российской пилотируемой программы составляет техника, разработанная ещё в Советском Союзе на заре космической эры. Уже много десятилетий эксплуатируются корабли и ракеты-носители семейств «Союз» и «Протон». Они многократно модернизировались, показали высокую степень надежности в эксплуатации, но время этих космических старожилов уже завершается. Для дальнейшего освоения космического пространства требуется техника нового уровня.
Еще в 2009 году в Российской Федерации начались работы по созданию многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения, получившего наименование «Орёл». Опытно-конструкторские работы проводит Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королева. Новый космический корабль «Орёл» будет летать к Луне, к новой российской орбитальной станции РОСС и на геостационарную орбиту. На околоземной геостационарной орбите работают спутники связи и аппараты для телекоммуникации и ретрансляции. Её высота — около 36 тысяч километров.
В настоящее время космический корабль «Орёл» проходит динамические и статические испытания, в ходе которых осуществляется проверка ряда используемых новейших технологий и материалов, производится тестирование «Орла» на предмет безопасности экипажа.
В конце 2022 года и в течение 2023 года будут проходить испытания системы аварийного спасения и мягкой посадки корабля.
Целью создания нового космического корабля является обеспечение технологической независимости Российской Федерации, доступа России в космос с российской территории, доставка людей и грузов на околоземные и окололунные орбитальные станции, посадка на Луну и обеспечение исследований и освоения этого естественного спутника Земли.
В отличие от кораблей семейства «Союз», корабль «Орёл» обладает большей вместимостью (6 чел.): помимо экипажа, на борт может быть взято полтонны груза. Корабль сможет 30 суток находиться в автономном полете и год в составе орбитального комплекса (станция плюс корабль), что открывает дополнительные возможности для проведения самых сложных научных исследований. Для этих целей корабль будет оснащён современным бортовым отказоустойчивым вычислительным комплексом, а также новой системой управления движением и ориентацией.
Главное достоинство нового корабля — многоразовость. На «Орле» можно будет слетать в космос несколько раз. 10 полетов на околоземную орбиту. Не менее 10 кратковременных полетов к Луне. При длительной лунной экспедиции со стыковкой с окололунной орбитальной станцией возможности корабля предусматривают три полёта. При этом важнейшим свойством «Орла» является способность корабля к мягкой посадке на Землю с последующим новым полётом в космос.
В кораблях семейства «Союз» космонавты возвращаются на Землю в спускаемом аппарате, посадка которого производится с помощью специальной парашютной системы. Остальная часть корабля сгорает при входе в плотные слои атмосферы. Для посадки многоразовых космических челноков (американская программа «Спейс шаттл» и советская «Буран») требуются специально оборудованные аэродромы со взлетно-посадочной полосой длиной 4 километра. В этом отношении «Орёл» выгодно отличается от своих предшественников.
[ads1]
Корабль будет оснащён твердотопливной посадочной двигательной установкой с регулированием тяги, способной гасить вертикальную и горизонтальную составляющие скорости. Кроме того, будет использоваться трехкупольная парашютная система, которая совместно с посадочными двигателями (будут срабатывать на высоте от 50 до 100 метров) обеспечит плавное торможение и снижение корабля. Посадка будет производиться на три опоры, способные вертикально удерживать корабль даже при самом сильном ветре.
В 2024 году намечается первый испытательный полет «Орла» без экипажа. Всего пройдёт два запуска без космонавтов. Затем, перед выходом России из программы МКС, предполагается пилотируемый запуск «Орла» к Международной космической станции.
В 2028 году должен состояться полет «Орла» вокруг Луны. Интересно, что в качестве «пассажиров» отправятся путешествовать вокруг Луны на борту корабля «Орёл» специально подготовленные мыши-космонавты.
Тогда же, в 2028 году, лётные испытания корабля предполагается завершить и перейти к его лётной эксплуатации. В 2029 году состоится пилотируемый облёт на «Орле» Луны, а в 2030-м — высадка российских космонавтов на её поверхность.
Понятно, что указанные сроки могут уточняться, но направление развития пилотируемой отечественной космонавтики остаётся неизменным.
Российская орбитальная служебная станция — РОСС
12 апреля 2021 года, в День космонавтики, на совещании у президента Владимира Путина было принято решение об отказе от использования МКС и создании российской орбитальной станции. Помимо того, как сообщил заместитель главы правительства Российской Федерации Юрий Борисов, для полётов в дальний космос будет создаваться транспортно-энергетический комплекс с ядерной энергодвигательной установкой, которая разрабатывается в России с 2010 года.
Одновременно на совещании у президента были одобрены планы пилотируемых полетов на Луну, а также миссии на Марс.
Российская орбитальной служебная станция (РОСС) призвана стать базовым звеном нового этапа развития отечественной космонавтики. Основу станции РОСС составят Научно-энергетический модуль (НЭМ) и Узловой модуль «Причал» (УМ), имеющий шесть стыковочных узлов.
НЭМ предназначен для проведения научных исследований, обеспечения электроэнергией и дополнительными средствами управления. При этом НЭМ предполагается оснастить цифровой системой управления (разработка РКК «Энергия»), бортовой вычислительной машиной нового поколения (разработка НИИ «Аргон»), навигационной аппаратурой системы ГЛОНАСС, широкополосной системой связи с использованием многоцелевой космической системы ретрансляции «Луч».
Как сообщил 29 марта 2022 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, перед РКК «Энергия» поставлена задача обеспечить готовность Научно-энергетического модуля в 2025 году.
Новая орбитальная станция РОСС будет состоять из 7 модулей и центрифуги короткого радиуса (устройство для создания искусственного тяготения) с экипажем 3-5 человек. РОСС будет иметь открытую архитектуру, т.е. возможность увеличивать количество модулей станции и неограниченный срок существования за счет заменяемости модулей.
Станция РОСС будет находиться на т.н. высокоширотной орбите, которая позволяет постоянно (в отличие от МКС) держать в поле зрения станции территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. С другой стороны, находясь на высокоширотной орбите станция, а, следовательно, и космонавты, будет подвергаться более высокому уровню воздействия космической радиации.
Чтобы избежать длительного воздействия радиации на экипаж, новая станция будет не обитаемой, а посещаемой, то есть часть времени РОСС станет работать в беспилотном режиме. Станция РОСС будет представлять собой роботизированный комплекс, работа которого в отсутствие экипажа станет управляться искусственным интеллектом. Также новая отечественная орбитальная станция будет являться частью инфраструктуры для осуществления полётов на Луну и станет решать задачи по разработке технологий в интересах лунной программы.
Развертывание Российской орбитальной служебной станции начнется в 2026 году с базового модуля НЭМ.