Что произойдет, если ваш груз задержится или упадет за борт?
Если вы занимаетесь международными перевозками грузов морским транспортом, то вам наверняка приходило в голову, что ваш груз, уложенный в контейнер, может упасть за борт в море. Или же груз может быть задержан из-за морских инцидентов в море или в порту.
Хотя это и маловероятно, но такой риск необходимо учитывать при импорте и экспорте товаров. По оценкам Всемирного совета судоходства, приведенным в его докладе за 2023 год, ежегодно в море теряется в среднем 1 382 контейнера.
За последние несколько лет мы наблюдаем удивительный рост числа инцидентов на море, начиная от потери и кражи грузов и заканчивая потерей контейнеров в море. Поэтому крайне важно быть готовым к действиям в случае подобных инцидентов до того, как они произойдут.
Ниже мы расскажем обо всем, что необходимо знать о том, что произойдет, если ваш груз окажется за бортом (и о четырех способах подготовки к этому риску).
Контейнеры за бортом: морские инциденты 2020-х годов
One APUS
В ноябре 2020 года, с судна One APUS упало 1816 контейнеров, в том числе 64 контейнера с опасными грузами.
Судно следовало из Китая в Калифорнию, когда ветер достиг скорости около 13-18 миль в час. Непогода привела к обрушению огромного штабеля контейнеров, и капитан был вынужден полностью прервать рейс.
Процесс очистки контейнеров занял несколько месяцев, и в итоге судно покинуло Кобе (Япония) в марте 2021 года. Страховые выплаты, по оценкам, составят до 50 млн. долл.
X-Press Pearl Fire
В мае 2021 года у берегов Шри-Ланки загорелся контейнеровоз X-Press Pearl, который горел 12 дней, а в начале июня затонул. Это происшествие называют самой страшной морской экологической катастрофой, когда-либо происходившей на Шри-Ланке.
На борту судна находилось около 1486 контейнеров и 193 предмета, в том числе 325 тонн топлива и около 25 тонн азотной кислоты.
Судно следовало из индийского порта Хазира в порт Коломбо, когда примерно в 9,5 морских милях от порта Сир-Ланки произошло возгорание.
Все грузы, находившиеся на борту X-Press Pearl, были полностью утрачены, и в настоящее время ведется масштабная спасательная операция.
Этот инцидент, несомненно, приведет к крупным страховым выплатам, поскольку правительство Шри-Ланки уже предъявило владельцам судна иск на сумму 50 млн. долларов США.
По оценкам специалистов, потери груза могут достигнуть 30-50 млн. долларов США, если исходить из вместимости контейнеров судна, составляющей 2700 штук, и предположения, что в каждом из них находилось от 15 до 20 тыс. долларов США.
Блокировка Суэцкого канала
В марте 2021 года торговля в Суэцком канале остановилась из-за того, что один из крупнейших контейнеровозов в мире Ever Given сел на мель и вызвал задержки в движении сотен судов.
Последовала колоссальная спасательная операция, в результате которой через неделю судно вновь оказалось на плаву. Администрация Суэцкого канала (SCA) потребовала выплаты компенсации в размере около миллиарда долларов (916 млн. долл.), хотя в итоге эта сумма была снижена до 550 млн. долл. В апреле был объявлен общий средний уровень (подробнее о том, что это значит, мы расскажем ниже).
SCA предприняло кардинальные меры и арестовало судно, что заставило страховщика Ever Given (UK P&I Club) подать апелляцию в египетские суды.
В субботу, 22 мая, в экономическом суде Исмаилии состоялось слушание, на котором были представлены записи, свидетельствующие о разногласиях между пилотами SCA и центром управления по поводу разрешения судну войти в канал (несмотря на плохие погодные условия).
Адвокаты, представляющие интересы судовладельца, утверждали, что судно должно было сопровождаться как минимум двумя буксирами, соответствующими размерам судна, но этого не произошло. Они также утверждали, что работы по возвращению судна на плаву не являются «спасательной операцией», а входят в обязанности SCA в соответствии с договором перевозки (поэтому SCA не может требовать компенсации за такую операцию).
Владелец судна Shoei Kisen потребовал первоначальную компенсацию в размере 100 тыс. долл. за убытки, связанные с задержанием судна, однако SCA отрицала свою вину и утверждала, что ответственность за посадку судна на мель лежит только на капитане судна.
Но в конце концов соглашение было достигнуто. Судно Ever Given получило разрешение на выход из Суэцкого канала в июле 2021 года. Однако детали соглашения остаются конфиденциальными.
В одном из телеинтервью представители SCA заявили, что могут согласиться на меньшую сумму в 550 млн. долл. и что для освобождения судна достаточно внести депозит в размере 200 млн. долл., а остальную сумму выплатить отдельно. Однако окончательные детали соглашения остаются неизвестными.
Если ваш груз попал в морскую аварию, что будет дальше?
Вы уже ознакомились с некоторыми из наиболее громких случаев, произошедших за последние несколько лет, но многие из них носят драматический характер.
В самом деле, такое радикальное событие, как падение тысяч контейнеров за борт, не может повлиять на ваш груз.
Но вот в чем дело — может.
И ниже мы расскажем, что именно произойдет, если ваш груз попадет в один из таких морских инцидентов.
Задержка груза
В зависимости от обстоятельств, ваш груз может быть задержан на длительное время. Даже если ваш груз не был непосредственно вовлечен в инцидент.
Возьмем, к примеру, инцидент с Ever Given. Во время блокады компания Maersk объявила, что «около 50 судов задерживаются на целую неделю и более из-за блокады Суэцкого канала, либо ожидая в канале, либо перенаправляясь на юг Африки».
При этом компания была полностью откровенна: «Мы призываем наших клиентов не думать, что ситуация разрешилась, и советуем вам в первую очередь отгружать наиболее срочные/критичные грузы в связи с возможными ограничениями в ближайшие недели».
Уничтоженный груз
Хуже того — если ваш груз попадет в морской инцидент, он может быть полностью уничтожен.
В качестве примера можно привести инцидент с судном Gulf Livestock 1.
В сентябре 2020 года на борту судна Gulf Livestock 1, следовавшего из Новой Зеландии в Китай, находилось 5867 голов крупного рогатого скота.
Экспорт скота осуществляла австралийская компания Australasian Global Exports, владеющая рядом карантинных комплексов в Китае и ориентированная на экспорт живых животных.
Но по трагической случайности у юго-западной части Японии судно попало под мощный тайфун «Майсак» и опрокинулось. Десятки членов экипажа до сих пор считаются пропавшими без вести. Трое выживших были спасены, а один скончался.
Десятки голов скота были найдены мертвыми в море.
Общий средний показатель
Если по убытку объявлен общий средний уровень, это означает, что вы, как владелец груза, будете нести ответственность за убытки, причиненные чужим грузом.
Даже если ваш груз фактически не пострадал.
General average действительно означает «общий убыток» — и это означает, что и судовладельцы, и грузовладельцы участвуют в убытках, понесенных в результате утраты или повреждения груза.
На первый взгляд это может показаться несправедливым — почему вы должны платить за чужие убытки? Однако это древняя концепция, которая признается морским правом уже сотни лет.
По сути, она требует, чтобы все заинтересованные стороны пропорционально делили убытки, если чрезвычайная ситуация требует «добровольной» жертвы, необходимой для спасения судна и его груза (чтобы предотвратить возникновение большей опасности).
Ведь «тот, кто пользуется выгодой, должен нести и бремя».
4 способа подготовки к морским авариям (и падению ваших контейнеров в море)
Как уже говорилось выше, при транспортировке контейнеров за рубеж существуют огромные риски, будь то падение контейнера, пожар или значительная задержка при посадке судна на мель.
Но волноваться не стоит.
Есть три эффективных способа, которые можно использовать прямо сейчас, чтобы подготовиться к худшему.
1. Получить страховку
Лучшее, что вы можете сделать для своего бизнеса, если вы перевозите товары за границу, — это заключить надежный полис морского страхования.
Морское страхование (также называемое страхованием транзита) необходимо для того, чтобы снизить риск возникновения общих средних претензий и покрыть ваши убытки в случае морского инцидента.
Эти полисы специально разработаны для минимизации потерь страхователя в случае аварии, в том числе в случае падения контейнеров за борт и их потери в море. Они также покрывают целый ряд других рисков, например, в случае кражи груза. Таким образом, страхование позволяет получить компенсацию в случае аварии.
2. Предусмотреть задержки
При планировании сроков отгрузки очень важно учесть такие непредвиденные обстоятельства, как возможные задержки.
В особенно непредсказуемом мире международной торговли в период проведения COVID-19 сроки морских перевозок могут постоянно меняться. Это связано с целым рядом факторов, таких как:
- Пропущено время отправления
- Пустые рейсы (когда рейс отменяется)
- Отсутствие оборудования
- «Прокатывание» контейнеров (т.е. когда груз не загружается из-за нехватки места на судне)
- Задержки в портах перевалки (подробнее об этом можно прочитать здесь)
- Задержки на таможне
При учете этих изменений в сроках крайне важно закладывать в груз резерв. При перевозке морским транспортом anno-danini.com рекомендует выделять не менее недели на начало и конец рейса. Таким образом, вы обеспечите себе двухнедельный буфер на случай непредвиденных обстоятельств.
3. Составить соответствующие декларации
Правильно декларируйте свой груз, чтобы суда могли правильно хранить его.
Например, если вы подадите декларацию с неправильной проверенной массой брутто (VGM), то масса вашего контейнера не сможет быть точно проверена. В этом случае размещение контейнеров на борту судна будет искажено, так как более тяжелые контейнеры могут быть размещены поверх легких.
В конечном итоге это приведет к обрушению штабеля контейнеров и инцидентам, подобным рассмотренному выше инциденту с судном ONE APUS.
Сделайте свой вклад в снижение количества инцидентов на море:
- Правильное и точное декларирование веса контейнера
- Правильное и точное декларирование опасных грузов
- Правильно и точно задекларируйте все перевозимые предметы и убедитесь, что они надежно упакованы для транспортировки (также убедитесь, что ваш груз правильно маркирован!).
4. Пользуйтесь услугами опытного экспедитора
Мир импорта и экспорта может стать очень сложным, если вы не знаете, как действовать в условиях задержек в доставке.
Общение со всеми заинтересованными сторонами (брокером, перевозчиком, поставщиком и зарубежными партнерами) является абсолютно необходимым условием для успешной доставки груза.