Особенности концептуального-символического подхода к искусству

Окружающий мир доступен нам благодаря нашим органам чувств, а они индивидуальны. Индивидуальна и неточна нарисованная картинка окружающего и требуются годы для ее более или менее адекватного применения. Все наше бытие сводится к нехитрым истинам: реальность циклична, предсказания иногда сбываются, и любая мудрость ограничена. Всякое начало имеет конец — говорит Экклезиаст. А мы замечаем, что конец этот неизбежен хотя и невидим.

Евгений Гегузин. Evgeny Gegouzin. Fish P. 2016. Acrylics on canvas. 100×100 cm

И для особо одаренных тут же Экклезиаст повторяет: всякий конец есть начало. И начало это столь же невидимо сколь и закономерно. Однако, закономерность этого феномена отнюдь не хаотична – она попросту непостижима, поскольку в ее формировании участвует бесконечное количество величин и невозможно человеку сказать, какая из них определяющая. Человек может лишь угадать – что мы и видим, и, ошибочно, принимаем за знание. А знание Экклезиаста здесь – лишь мудрость человека-зверя.

Евгений Гегузин. Evgeny Gegouzin. Wunder Bild. 2018. Acrylics on canvas. 100×100 cm

Но человечество сегодня уперлось в предел своих когнитивных способностей. Надежда на Искусственный Интеллект также призрачна, ибо он конечен по своей природе и обречен на поражение в борьбе с бесконечностью. Зато невидимость процесса и неизвестность результата обеспечивает куском хлеба сонмы жрецов-толкователей и просто фокусников. Людская некомпетентность не имеет границ, а гипноз имен собственных практически гарантируют признание и кормление.

Евгений Гегузин. Evgeny Gegouzin. Old Line. 2019. Acrylics on canvas. 100×100 cm

Такова природа человеческого мышления, ограниченного возможностями его сигнальной и когнитивной систем, когда животный принцип охранительного торможения превалирует над трансцедентальным риском познания, что, собственно, и подтверждает Экклезиаст. И логическим выходом из этого тупика видится концептуальный символизм, как метод познания окружающего мира, в виде его отражения, но не базирующийся на звероечеловеческом восприятии. Этот метод чужд человеку-зверю не только с понятийной, но и с биологической точки зрения, поскольку утверждает единое пространство существования живого и неживого и наглядно отрицает примат зверя – самое существенное для зверя в этом мире.

Евгений Гегузин. Evgeny Gegouzin. The Mask. 2020. Acrylics on canvas. 100×100 cm

При этом не важна разница в подходах и изображениях, будь то Веласкес или Дали – уши зверя торчат за всеми картинками. А ведь человек – двуединая сущность, где не менее важна и иная составляющая, совершенно неясная сегодня. И, именно, игнорированием этого факта и обусловлено ущербное положение нынешнего индивидуума, рассматриваемого в зависимости от своих страстей либо как дикое, либо как дрессированное животное.

Евгений Гегузин. Evgeny Gegouzin. Dreams. 2021. Acrylics on canvas. 100×100 cm

И дальнейшее пренебрежение этими особенностями человеческой природы чревато не только утратой двойственности происхождения, но и вырождением и исчезновением человечества, что, в общем то, и показывают приведенные здесь некоторые работы русско-израильского художника Евгения Гегузина в стиле концептуального символизма.

Дополнительная информация на www.newlineart.com

Back to top button