Вернуть умершего на родину: нюансы, заблуждения и тонкости процесса на опыте компании международного класса

Смерть близкого человека всегда большой стресс для семьи. А если между родными пролегают государственные границы и сотни километров пути, многие, еще на стадии подготовки документации, теряют надежду организовать достойное погребение умершего на родной земле. Вопросов, связанных с репатриацией, действительно, возникает очень много. Именно поэтому в таких ситуациях обращаются к опытным ритуальным агентам, у которых за годы практики уже есть наработанные партнерские отношения, позволяющие ускорить доставку и существенно сократить расходы на перевозку груза 200. О том, как выглядит изнанка похоронного бизнеса, а также с чем приходится сталкиваться, в процессе транспортировки покойных из-за рубежа, рассказал Константин Полуян, основатель и директор крупнейшего ритуального центра в Беларуси.

Судьбоносная случайность

«Международный центр услуг» — это не только звучит, но и выглядит солидно. Сегодня у компании есть собственный автопарк из пяти катафалков со специализированными креплениями и встроенным климат-контролем для поддержания низкой температуры в салоне. Надежный штат профессиональных водителей, менеджеров и квалифицированных агентов. МЦУ является единственным в стране национальным членом международной похоронной организации FIAT-IFTA. Ритуальная компания выполняет транспортировку груза 200 из любой точки мира и имеет сотни благодарственных отзывов. Да, сейчас, команду МЦУ, без ложной скромности, можно назвать лучшей в своем деле. Но чтобы узнать секрет успешной работы, давайте вернемся на 10 лет назад.

Константин Полуян не понаслышке знает о сложностях погребального процесса. Он дипломированный специалист и директор крупнейшего в Беларуси ритуального агентства. За помощью к нему обращаются частные клиенты, страховые компании и даже похоронные бюро. А катафалки его компании пересекли уже десятки государственных границ, доставляя усопших из стран ближнего и дальнего зарубежья. Видя возможности центра, сложно представить, что в ритуальный бизнес Константин попал по чистой случайности:

«Все началось с подработки в университете. Меня пригласили помочь грузчикам, с одним условием – одежда должна быть черной. Толком ничего объяснять не стали, а когда приехали по нужному адресу, отказываться было неприлично».

Потом была практика «копщика» могил, водителя катафалка и ассистента санитара по подготовке усопших. Только спустя несколько лет Константин принял осознанное решение помогать людям с погребением родных, и прошел обучение в Новосибирском учебном центре похоронного дела по специальности «Похоронный директор/организатор похорон (агент)». В его случае профессионализм – это не просто сертификат, а большой жизненный опыт, позволяющий точно оценить ситуацию и разобраться в ней на любом этапе процесса. Такая подготовка дает 100% гарантию, что любое погребение в Беларуси пройдет по высшему разряду. Но для репатриации умерших из-за границы многолетнего опыта в сфере ритуальных услуг – недостаточно.

Даже обувь может стать причиной отказа

Как и в других узкоспециальных направлениях, в похоронном бизнесе нет случайных людей. Во всяком случае, надолго они не задерживаются. И дело не только в страхах и разыгравшемся воображении. Когда умирает человек, особенно, если смерть наступает внезапно или за пределами родной страны, основная задача ритуального агентства – помочь родным организовать достойное прощание в максимально короткие сроки. Но сделать это с наскока, не разбираясь в бюрократических тонкостях и не имея разрешительных документов, практически невозможно:

«Самое сложное – это всегда ограничение по времени, мы привыкли работать 24 часа семь дней в неделю. А во многих моргах и администрациях приемные часы в основном до обеда. Приходится наши 24 часа вмещать в их семь», – рассказывает Константин.

При этом сложности испытывают не только родственники, отважившиеся самостоятельно переправить тело умершего на родину, но и менее опытные организации. Заявить о намерении работать на международном рынке услуг несложно. Гораздо труднее справиться с ситуацией, а риски, действительно, большие:

«Требования к похоронным агентствам постоянно меняются и всегда в сторону усложнения. Даже в нашей стране при едином, общем для всех законодательстве, мы нередко сталкиваемся с трудностями, когда нужно забрать и перевести тело согласно нормам закона, – говорит Константин. – Если машина не соответствует общим требованиям, то на ней лучше никуда не выезжать, на границе просто развернут. При получении разрешительных документов инспектор сразу обращает внимание на оборудование транспорта. И даже такая мелочь, как отсутствие специализированной обуви, может стать причиной отказа в выдаче документов. В начале было очень трудно, когда впервые сталкивались с новыми требованиями. Ведь обычно так бывает: положение общее, а люди на местах разные, со своими принципами и предпочтениями».

Для Константина транспортировки между государствами уже давно стали делом обыденным. Сегодня МЦУ готово перевести груз 200 из любой страны. Как отмечает директор «Международного центра услуг», чаще всего обращаются с просьбой забрать умерших с территории России, Польши, Германии. Реже поступают заказы из Черногории, Албании, Дании и Австрии. Из Беларуси больше всего приходится репатриировать покойных в Латвию, Литву и Россию:

«Самые сложные доставки на сегодняшний день из Франции. Там необходимо иметь внутригосударственную лицензию. Мы успешно выполнили уже не одну перевозку, но до сих пор сталкиваемся с определенными трудностями. В числе «сложных стран» еще можно назвать Италию. Здесь все зависит от города. В некоторых моргах просто не отдают тела, если ты не зарегистрирован в их базе данных».

Разумеется, безвыходных положений не бывает. Но их разрешение иногда требует приложения немалых усилий и может существенно затянуться по времени, которого в случае с репатриацией очень мало.

А побыстрее нельзя?

Нетерпеливость родственников вполне объяснима, но иногда регулярные звонки и уточнения создают дополнительные неудобства и стрессы. Поэтому для выполнения международных заказов привлекаются люди, не только со знанием иностранных языков, но и большим запасом терпения. Когда заказчик ждет в Беларуси, ему трудно понять, насколько сложную работу в этот момент выполняет похоронное бюро. Казалось бы, все просто: приехал по нужному адресу – забрал – отвез – отдал. На практике же ситуация может быть куда более непредсказуемой:

«Бывает сложно работать, когда информация о возможности выдачи тела исходит от родственников умершего. Один раз мы так перевозили груз 200 из России. Родственники сообщают, что тело можно забрать. Все уже готово, поэтому нас нанимают только на транспортировку. Приезжаем за 1000 километров в морг, а там нет разрешения от полиции. Следователь в отпуске, а дело еще не закрыли. Приходится подключаться и решать по возможности».

Впрочем, при грамотном подходе и наличии опыта, сроки не велики. Если транспортировка происходит в пределах Беларуси, то потребуется не больше двух дней. В работе со странами ЕС все зависти от особенностей внутригосударственного законодательства и обстоятельств смерти. В среднем, подготовка документации, перевозка и прохождение таможни занимает от двух дней до одного месяца. Ускорить процесс можно заказав кремацию на месте смерти, и привезти домой урну с прахом, оформление которой проходит значительно проще. А вот авиаперелеты, считающиеся самым быстрым способом репатриации, инициатива сомнительная:

«Самолет – это для континентов. Если нужно доставить тело через океан, горы, пустыни и ледники. Все, что касается дорог, однозначно, выгоднее везти автомобилем. Да, по срокам на это могут уйти сутки. Но не стоит забывать, что оформление и выдача в аэропорту, а также дорога до места погребения – процесс не быстрый. В итоге от точки до точки уходит столько же времени. Но если, клиенты настаивают на авиасообщении, мы не спорим, и готовы организовать перелет. Подготовить документы для вылета, и встретить груз 200 на специализированном транспорте в аэропорту. Прибегаем и к привлечению зарубежных партнеров. Нельзя сказать, что это помогает удешевить перевозку, но делает ее быстрее».

Кстати, еще одним преимуществом наземного транспорта является расход на сопровождающего:

«Иногда родственники изъявляют желание ехать вместе с умершим. Мы идем на встречу и предоставляем место в салоне. Наши автомобили оборудованы дополнительными сидениями для таких случаев. Можем взять с собой и личные вещи, конечно, в рамках разумного. Один раз сопровождающий родственник хотел мягкую мебель вместе спокойным перевезти, но тут мы бессильны…».

Выбирая же авиасообщение нужно быть готовым к тому, что придется отдельно приобретать билет для сопровождающего. Так как транспортировка воздушным транспортом без сопровождения строго запрещена.

Я все сделаю сам, так дешевле!

Это одно из самых частых заблуждений, с которыми похоронным агентствам приходится сталкиваться регулярно. Люди звонят, узнают цену и начинают искать способы справиться с перевозкой самостоятельно. Но уже на подготовительном этапе становится понятно, что без наработанных схем и контактов, даже получение документов обходится в приличную сумму. Не говоря уже о сроках рассмотрения, необходимости арендовать жилье на этот период. Оплачивать услуги морга, катафалка, покупку гроба, который обычным клиентам иностранные бюро стараются продать подороже.

В МЦУ таких отказов практически не бывает, так как разработанный пакет документов включает только самое необходимое, а стоимость услуг зависит исключительно от фактического расстояния, физических особенностей умершего и личных предпочтений заказчика:

«В большинстве случаев заказчиками международных транспортировок являются страховые организации, а для них важно чтобы было дешевле. Поэтому мы выработали стандартный пакет предложений: документы, транспорт, гроб. Это наиболее подходящий и бюджетный вариант. В целом, цена зависит от расстояния, включения дополнительных пунктов по желанию клиента и услуг морга, стоимость которых от нас не зависит. Также если тело нестандартное, вес свыше 200 килограмм и рост за 2 метра, тогда придется заказывать специальные транспортировочные гробы. На условиях доставки, это никак не отразится, но цена на увеличенную домовину будет немного выше стандартной».

За годы работы Константину и его команде приходилось сталкиваться с различными проблемами. Когда имеешь дело с иностранными государствами, непредвиденные обстоятельства могут возникнуть на любом этапе. Но, независимо от ситуации, ключевым моментом для МЦУ остается стабильность. Родственники, перенесшие потерю близкого человека, прежде всего, должны быть уверены, что тело доставят в целости и сохранности, согласно прописанным договоренностям. А все остальное – это заботы компании. Ни один казус не должен отразиться на материальном или моральном состоянии семьи:

«Мы не отказываемся от работы, даже если риски очень большие. Помню свой первый международный заказ. Он пришелся как раз на начало пандемии коронавируса. Мы уже не первый год работали на территории Беларуси, но тут заказ из Германии. А ситуация такая, что с тобой просто не могут общаться из-за рисков заболеть. Сказать, что переживал – это ничего не сказать. Но нужно было помочь людям, поэтому сел в машину и поехал, а когда пересек границу с Евросоюзом, волнение прошло. В детали и нюансы, того, как забирали умершего и с чем сталкивались, вдаваться не буду. Скажу только, что на это ушла целая неделя. Для сравнения, сейчас груз 200 из Германии забираем за 1 день».

Back to top button