МАРТ вводит новые правила для защиты покупателей маркетплейсов
В ближайшее время белорусское законодательство будет дополнено нормами, направленными на повышение уровня защиты прав потребителей при совершении покупок через интернет-площадки.
Об этом сообщила 14 марта на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик.
Ключевым нововведением станет обязанность маркетплейсов принимать некачественный товар от покупателя и передавать его продавцу для обеспечения возврата денежных средств.
В случае, если продавец не выполняет свои обязательства, интернет-площадка берет на себя возврат денег покупателю и самостоятельно решает вопрос возмещения с продавцом.
Кроме того, с 11 июля 2025 года интернет-магазины будут обязаны реагировать на электронные обращения покупателей, связанные с нарушением их прав. В настоящее время такая обязанность не предусмотрена законодательством.
«На сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, для иных организаций нет. А если офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, то неудобно поехать оставить претензию. Поэтому субъекты обязаны будут рассматривать и электронное обращение», — рассказала представитель МАРТ.
Также с этой даты вступит в силу требование о предоставлении покупателям подтверждения заключения договора купли-продажи в электронной форме.
«С 11 июля 2025 года устанавливается ряд обязательств для интернет-площадок. Это, во-первых, обеспечение заключения договора путем заполнения покупателем электронной формы заказа. Почему для нас это важно с точки зрения защиты прав потребителей? Потому что фиксируется юридически значимое действие. И обратите внимание — должна быть возможность проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления», — рассказала Гаврильчик.
Владельцы интернет-площадок будут обязаны следить за соблюдением продавцами требований законодательства о торговле и защите прав потребителей, а также защищать информацию, в том числе персональные данные пользователей.
Внедрение этих мер позволит повысить уровень защиты прав потребителей при онлайн-покупках до уровня, сопоставимого с приобретением товаров в традиционных магазинах.