Минтруда напомнило о трудовых гарантиях для беременных: запрет на сверхурочные и защита от увольнения
В пресс-службе Министерства труда и социальной защиты Беларуси 9 октября напомнили о широком спектре гарантий, которые предоставляются женщинам в период беременности. Помимо запрета на сверхурочные работы и командировки, будущие мамы защищены от увольнения по ряду оснований, имеют право на перевод на более лёгкий труд и на продолжительный отпуск по беременности и родам.

Запрет на сверхурочные, ночные работы и командировки
Беременных женщин запрещено привлекать к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, в ночное время, а также в выходные дни. Кроме того, их нельзя направлять в служебную командировку.
«Женщин в период беременности запрещено привлекать к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, в ночное время, выходные дни», — говорится в сообщении Минтруда.
Также запрещено снижать заработную плату по мотивам, связанным с беременностью.
Защита от увольнения по инициативе нанимателя
Трудовой договор с беременной женщиной не может быть расторгнут по инициативе нанимателя в связи с сокращением численности или штата работников. Кроме того, её нельзя уволить по причине несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе, если продолжению этой работы препятствует состояние здоровья либо недостаточная квалификация.
Отдельно оговаривается, что будущую маму нельзя уволить за неявку на работу в течение более четырёх месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности. При этом в указанный четырёхмесячный срок не включается отпуск по беременности и родам.
Перевод на более лёгкую работу с сохранением заработка
В соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии (ВКК) или медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) женщине в период беременности снижаются нормы выработки и нормы обслуживания. Будущих мам, согласно заключению комиссии, переводят на другую работу — более лёгкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.
Отпуск по беременности и родам: от 126 до 160 дней
Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 126 календарных дней. В случаях осложнённых родов или при рождении двоих и более детей этот срок увеличивается до 140 календарных дней.
Для женщин, которые проживают и работают на территории радиоактивного загрязнения, продолжительность отпуска составляет 146 календарных дней, а при осложнённых родах или рождении двойни и более детей — 160 календарных дней.
Основанием для предоставления отпуска является листок временной нетрудоспособности, выданный государственной организацией здравоохранения.
Трудовой отпуск и отпуск по уходу за ребёнком
В Минтруда напомнили, что перед отпуском по беременности и родам или сразу после него наниматель обязан предоставить женщине трудовой отпуск, если она не использовала его полностью.
После окончания декрета наниматель также обязан предоставить сотруднице отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет. Для этого женщине достаточно написать письменное заявление. При этом отпуск по уходу за ребёнком может быть использован полностью либо по частям любой продолжительности.