Обзоры

5 самых трагичных подводных катастроф

Автор американского издания The National Interest предлагает свой перечень самых трагичных катастроф с подводными лодками.

Потеря Северной Кореей одной из своих подводных лодок в 2016 году — напоминанием, что работа под водой по-прежнему чревата опасностью.

После Второй мировой войны Соединенные Штаты, Россия и Китай, а также множество других стран теряли подлодки и их экипажи в результате несчастных случаев. Эксплуатация подводных лодок очень рискованное мероприятие, даже в самых благоприятных условиях. Самые высокотехнологичные атомные подводные лодки могут оказаться на дне океана, если экипаж не справится с машиной или техника подведёт.

Вот некоторые из самых трагичных катастроф за последние несколько десятилетий.

Курск, 2000 год

Пожалуй, самой страшной подводной катастрофой на недавней памяти стала потеря Россией К-141 «Курск«, который был атомным подводным ракетоносцем проекта 949А класса «Антей». Массивная 16-тонная подводная лодка была уничтожена из-за мощного взрыва 12 августа 2000 года, в результате которого погибли все 118 членов ее экипажа.

Обломки «Курска» были в конечном итоге подняты. Специалисты проследили путь аварии до торпеды типа 65-76А.  Это оружие достаточно мощно, чтобы уничтожить авианосец одним ударом, но Советский Союз зачем-то использовал торпеду, работающую на перекисном водороде, — очень летучем и сложном в обращении веществе. К несчастью для экипажа «Курска«, у них, по-видимому, не было ни подготовки, ни опыта обращения с этим оружием.

Обломки подлодки Курск

После катастрофы «Курска» ВМФ России снял с вооружения торпеды, заправленные перекисью водорода.

Комсомолец, 1989 год

К-278 «Комсомолец» был единственной лодкой проекта 685 класса «Плавник» (в кодификации НАТО: Mike). Спроектированный в первую очередь как испытательный полигон для новых технологий, 8000-тонный «Комсомолец» был одной из самых крепких подводных лодок когда-либо построенных.

Подводная лодка "Комсомолец"

Подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года, после того как на ее борту вспыхнул пожар. Пожар вызвал цепочку событий, которые в конечном итоге привели к потоплению. Несмотря на героические усилия экипажа, 42 из 69 членов экипажа погибли во время аварии. Однако только четыре человека погибли в результате прямого пожара — остальные умерли от переохлаждения. Большая часть экипажа могла бы быть спасена, если бы советский флот быстрее организовал спасательную операцию.

Между тем, ядерный реактор «Комсомольца» и две его ядерные боеголовки остаются на борту поврежденного корпуса под 1700 метров воды в Норвежском море.

К-8, 1970 год

К-8 — атомная ударная подводная лодка проекта 627А класса «Кит» (кодификация НАТО: ноябрь), затонувшая после пожара 12 апреля 1970 года. (У К-8 не было названия, Советский Союз лишь изредка называл свои подводные лодки)

Подлодка К-8

Подводная лодка загорелась 8 апреля 1970 года во время учений в двух отдельных отсеках. Пожар, по-видимому, начался в результате попадания масла в систему регенерации воздуха. 

После того, как огонь распространился по всей лодке через систему кондиционирования воздуха и реакторы отключились капитан приказал экипажу покинуть судно. Экипаж снова поднялся на борт подлодки после прибытия спасательного судна. Но в конце концов подводная лодка затонула в тяжелых морях во время подводного течения — с 52 членами своего экипажа.

На российских подводных лодках было несколько инцидентов с огнем. Например, первая атомная ударная подводная лодка России К3 «Ленинский комсомол»  была практически уничтожена из-за пожара, вызванного неудачным ремонтом в сентябре 1967 года. «Нестандартная прокладка… в балластной цистерне была установлена пивная банка», — рассказал » Правде» в 2015 году один из бывших членов экипажа . «Естественно, она была смещена, гидравлическая жидкость протекла под давлением 100 атмосфер и попала на лампу, у которой был сломан защитный колпачок. Воспаление возникло сразу же.

USS Scorpion (SSN-589), 1969

Военно-морской флот Соединенных Штатов также терял подводные лодки. 22 мая 1969 года ВМС США «Скорпион«, ударная подводная лодка класса «Скипджек». Была потеряна в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. На борту находились 99 моряков.

USS Scorpion

До сих пор остается загадкой, что именно произошло со «Скорпионом» — судно просто не смогло вернуться в порт 27 мая того же года. Военно-морской флот начал поиски, но в конечном итоге объявил его потерянным 5 июня. В конце концов, «Scorpion» был обнаружен под 3 километрами воды исследовательским кораблем Военно-Морского Флота в том же году.

Большинство открытых источников, предполагают, что наиболее вероятной причиной была непреднамеренная активация торпед или их взрыв.

USS Thresher (SSN-593), 1963

USS Thresher затонул 10 апреля 1963 года со 129 моряками на борту. Это была первая катастрофа атомной подводной лодки, и по сей день с самым большим количеством погибших — 129 человек. В отличие от  истории со Scorpion, ВМС США не стали скрывать, что причиной трагедии стал плохой контроль качества.

Подводная лодка затонула во время проведения погружения на испытательную глубину около 400 метров. За пять минут до потери контакта с судном, подводное спасательное судно Skylark получило искаженную передачу UQC (подводное радио), из которой стало ясно, что подводная лодка столкнулась с техническими проблемами. Skylark продолжал получать искаженные сообщения, пока сонар не уловил звук взрыва.

Военно-морской следственный суд установил, что причиной аварии, вероятно, стал отказ трубопровода.

В результате затопления машинного отделения потоки воды остановили ядерный реактор.

Непосредственно в результате катастрофы машины Военно-Морской Флот ввел программу SUBSAFE — систему тщательных проверок и перепроверок всех критических компонентов ядерной подлодки.


Метки (тэги)
Кнопка «Наверх»
Закрыть